Русское хранительство, или в поисках «Нового консерватизма»

Русское хранительство, или в поисках «Нового консерватизма»

Автор: Сергей Вячеславович Перевезенцев — ведущий эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного русского народного собора, сопредседатель Правления Союза писателей России, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель экспертного совета движения «Отцы России».

Источник

При слове «консерватизм» у большинства людей обычно возникают ложные ассоциации: «реакционность», «застой», «замшелость» и т. д. Подобного рода ассоциации являются следствием более чем столетней традиции господства в общественном сознании, в системе среднего и высшего образования, в массовой культуре и СМИ либеральной и революционной идеологии. Однако как мы все понимаем, это именно ложные ассоциации.

В то же время, специалистам в области общественной мысли понятно, что «консерватизм» бывает разным, ибо «консервировать» можно совершенно разные принципы жизни и существования. К примеру, так называемый «американский консерватизм» явно противоречит к «русскому консерватизму», потому что в США консерваторы — это представители «правого» либерализма, и не более того, а «русские консерваторы» — это сторонники традиционализма и цивилизационного своеобразия России. Поэтому, если говорить о «консерватизме» применительно к нашей стране, то, наверное, необходимо использовать термин «традиционный консерватизма» или «русский консерватизм». Хотя, и это необходимо осознавать, между русскими консерваторами всегда велись значительные дискуссии о сущности и принципах их идеологии.

В основе «традиционного консерватизма» лежит не просто принцип сохранения чего-либо, но принцип сохранения жизни во всем ее многообразии, не насаждение унифицированных правил существования и мысли, но «сохранение» мира, как, если несколько перефразировать К.Н. Леонтьева, “цветущей сложности”. При этом не надо бояться творческого подхода к пониманию сущности консерватизма, т. е. нельзя лишь догматически воспринимать основные положения, предложенные в работах русских мыслителей XIX–XX вв. По сути дела, перед нами сегодня стоит задача разработки нового традиционалистско-консервативного учения. Образно говоря, нам нужен «новый консерватизм».

В этом отношении, мы предлагаем отталкиваться от главной задачи, которую ставит консервативная идеология: «сохранение» или «хранительство» жизни во всем ее многообразии, во всех ее проявлениях. Как писал известный литературный критик и философ Н. Н. Страхов, «чтобы ничего не переносить, ничему не подражать, а все развивать из того, что есть, и не разрушая того, что есть». Этот принцип позволяет избежать либерального “монизма” и универсализма, в том числе и в научной сфере.

Многолетнее изучение истории русской социально-политической мысли во всем ее объеме и на всем ее историческом протяжении с древности до нашего времени, свидетельствует о том, что тяга к «хранительству» обусловила особенности русского мировосприятия, определившие весь внутренний строй многих сочинений, концептов и идей русской мысли. Следовательно, можно говорить об идеологии «русского хранительства». Поэтому, вполне возможно, термином «хранительство» можно именовать и столь необходимый сегодня нашей стране «новый консерватизм», («разумный консерватизм», «здоровый консерватизм» и др.).

Именно так — «Хранители России» — был назван проект антологии русской консервативной мысли, начатый несколько лет назад сотрудниками кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и фондом ИСЭПИ (Хранители России. Антология / Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. ТТ. 1–6. Т., 2016–2018). В этой антологии в хронологическом порядке представлены консервативные тексты прошлого, характеризующие то новое, что они привнесли в общественное сознание. Издание многих текстов русских мыслителей, позволило приступить и к теоретическому осмыслению «русского хранительства», как своеобразного явления мировой общественной мысли, имеющего свою историю, свои теоретические основания, свои духовно-политические корни. Подходы к решению именно этой задачи предложены, в частности, в нашей монографии «Очерки истории русского хранительства» (Перевезенцев С. В., Ширинянц А. А. Очерки истории русского хранительства: Монография. Часть I. М.: Издательство Московского университета, 2021).

Методология «русского хранительства» дает гораздо более широкие возможности для сохранения этнического и национального многообразия и свободного выбора народами собственного пути развития, но и позволяет им осуществлять свободный интеллектуальный поиск. «Хранительный» подход к исследованию общественных процессов, в противовес либеральным принципам универсализма и индивидуализма, в общих чертах можно свести к следующим положениям: признание традиционной религии духовным фундаментом общества; предпочтение традиционных форм общественно-политического развития абстрактным универсальным схемам; признание значимой роли государства в развитии общества; признание традиции важнейшим источником формального права; признание приоритета общности над индивидом; отстаивание цивилизационной самобытности своего народа (группы народов, близких по своим традициям); признание права на свободное историческое развитие любого народа или цивилизации; признание идеала свободной, нравственно ответственной перед обществом личности.

Понятно, что в рамках данного методологического подхода интерпретация отечественной истории, культуры, политики, и в особенности перспектив и целей современного общественного развития России будет существенно отличаться от либеральной интерпретации.

И последнее. Чаще всего, разговоры и споры о «консерватизме» — это удел достаточно узкого круга специалистов, редко выходящие за пределы экспертных и научных сообществ, и оказывающих малое влияние на представителей правящих кругов. Думается, перед экспертным сообществом сейчас стоит вполне серьезная задача — необходимо выяснить, насколько принципы консервативной идеологии отражены в общественном сознании наших сограждан. Для этого необходимо провести фундаментальное социологическое исследование, целью которого должно стать определение социальной, национальной, политической и религиозной базы для распространения консервативной идеологии. При этом, сама методология исследования должна быть построена на традиционалистско-консервативных принципах.

Добавить комментарий