С.В. Перевезенцев — о собственном понимании смысла исторического образования

На каких основаниях может строиться преподавание отечественной истории?

Прежде всего, на нравственной основе, более того, именно нравственные уроки должны стать важнейшими целями исторического образования. Поэтому первое и главное, что может и должен донести до детей учебный предмет «История» — это любовь к своему Отечеству, к людям, на протяжении многих веков созидавшим нашу страну, к деяниям своих предков, в отечественной истории в целом. Достижение такой цели возможно только при соборном труде в этом процессе трех главных участников – авторов учебника, учителя и ученика. Если автор написал учебник по истории с любовью к своему Отечеству и сумел передать это свое искреннее чувство в немногих строках каждого параграфа, если учитель столь же искренне поделился любовью к отечественной истории на уроке, да и вне уроков, тогда ученик или ученики непременно увидят и воспримут эту искренность своих старших наставников, их искреннюю любовь к Родине и ее истории. Созидать любовь на уроках истории – вот к чему нужно стремиться и авторам учебников, и учителям, и ученикам.

В таком случае, освоение исторических знаний и развитие критического мышления у учеников — вовсе не цели, но лишь средства постижения истории. Ведь какими бы ни были исторические деяния, какой бы ни была наша история — это наша история, наше прошлое, плохое, хорошее, все равно наше.

Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Вот эту идею мы должны донести до наших детей на уроках истории в первую очередь. Образно говоря: сначала — любить, потом — знать, а дальше — понимать и… прощать. Ведь любовь, стоит напомнить, — это важнейшая христианская идея… Поэтому возрождение сегодня в сердцах молодых людей любви к Отечеству — это первый шаг к возрождению в их сердцах любви к Богу…

И, кстати говоря, опыт работы в школе с нашими учебными пособиями, изданными в рамках системы «Русская классическая школа», свидетельствует об удивительной вещи: если дети любят свое Отечество, любят его историю, если у них возникает чувство сопричастности к прошлому, то они и знать свою историю хотят как можно лучше и глубже, стремятся к знаниям, но не только для того, чтобы знать, а для того, чтобы понимать своих предков, осознавать смыслы исторического бытия своего народа ради… своего будущего. Ведь история — это наука, раскрывающая смысл исторического развития, а, значит, наука о том, как с помощью знания и понимания прошлого устроить жизнь настоящую и будущую во имя жизни вечной.

Об учебниках истории.

В чем главная беда большинства учебников по истории России? Нет, вовсе не в том, в чем можно было обвинить некоторые учебники 90-х годов XX века, содержащие подчас какие-то антироссийские, а то и откровенно русофобские оценки, трактовки, термины и т.д. Конечно, в большинстве современных федеральных учебников ничего подобного нет.

Проблема в другом: и отечественной исторической науке в целом, и авторам учебников в частности (в силу того, что они — представители современной исторической науки), к сожалению, до сих пор присущ западноцентрический подход к истории. Для большинства представителей исторической науки европейские страны плюс США, как порождение все той же западноевропейской цивилизации, – наиболее развитые и «цивилизованные», и общее развитие истории человечества, по их мнению, должно идти именно тем путем, по которому движутся эти страны. А все остальные страны должны повторять это развитие. Этот подход к истории России вынуждает авторов учебников, впрочем, как и многих исследователей, признавать «недоцивилизованность» России — по той простой причине, что Россия всегда была самостоятельной, отдельной цивилизацией и, соответственно, имела свои принципы и условия развития, свой путь, свои формы политической и социальной организации, экономической и общественной жизни. Но именно эта «отдельность», это своеобразие России критически воспринимается значительной частью научной среды.

Поэтому главная беда современных учебников истории России как раз и состоит в том, что они учат смотреть наших детей на собственную историю и собственную страну… глазами иностранцев, прививают нашим учащимся ценности, которые во многом мешали историческому развитию России, сталкивали Россию с ее столбовой исторической дороги.

С этим подходом к отечественной истории следует если не бороться, то, во всяком случае, его менять, и менять срочно. Что, собственно говоря, мы и предложили в рамках нашего УМК по истории России, подготовленного для образовательной системы «Русская классическая школа».

Автор: Сергей Вячеславович Перевезенцев — ведущий эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного русского народного собора, сопредседатель Правления Союза писателей России, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель экспертного совета движения «Отцы России».

Источник

Добавить комментарий