С.В. Перевезенцев: Вечный выбор (из статьи 2009 г.)

Как известно, основой и символом мировой финансовой системы пока еще является американский доллар. Доллар знаком каждому, наверное, только благодаря доллару весь мир знает в лицо американских президентов прошлых лет. Но президенты на долларовых купюрах меняются, в зависимости от номинала купюры. А вот одно изображение остается постоянным, оно есть на всех долларовых купюрах — изображение пирамиды… Случайно? Историки связывают это изображение, как и изображение над пирамидой «всевидящего ока», с масонскими корнями американского государства. Но, может быть, пирамида на американских долларах призвана вызывать и другие ассоциации, и является символическим изображением самой сути капитализма, как глобальной финансовой пирамиды?..

***

Уже во времена «эпохи первоначального накопления», когда еще не было «человека потребляющего», существовало что-то, что изменило духовную и нравственную природу человека, побудило его вступить на ту самую дорогу, которая вывела его к «обществу потребления» и «глобальной экономике, как глобальной финансовой пирамиде». Что? Ответ неоднократно озвучен в науке и публицистике: духовно и нравственно ущербный «человек потребляющий» — это логическое следствие постепенного развития гуманистического и протестантского миропонимания и мироотношения. Значит, и нынешний кризис «глобальной экономики» — это кризис, в первую очередь, гуманистического и протестантского миропонимания, господствующих сегодня в т.н. «цивилизованном мире». Причем, это далеко не первый кризис гуманизма и протестантизма. Все экономические кризисы, сопровождавшие века развития капитализма, все они были следствием постоянно нарастающего духовно-нравственного кризиса, духовного и нравственного оскудения человечества. И глобальность сегодняшнего кризиса свидетельствует только о тех глобальных размерах, которые это оскудение уже приобрело…

***

Конечно, экономисты и политики найдут выход из сегодняшнего кризиса. Ну а что дальше? Коренных путей дальнейшего развития может быть, минимум, два.

Первый путь. Всё остается по-прежнему. После кризиса, наверное, в той или иной степени изменится политическое и экономическое лицо современной цивилизации. Кто-то уйдет, кто-то придет на место ушедших. Скорее всего, на первый план выдвинутся новые экономические и политические центры (тот же Китай, возможно, и Россия). Но в целом, после этого кризиса вновь и вновь будет воспроизводиться все то же «общество потребления», даже в еще более глобальных масштабах. Видимо, с какими-то потерями, но и с некими приобретениями. Во всяком случае, именно этой задачей, достижением именно этой цели сейчас все озабочены больше всего — заново воспроизвести потерянное. Следовательно, останется главная беда этого общества, да и всего пути развития человечества, на которое оно вступило пятьсот лет назад — все более нарастающее духовно-нравственное оскудение. А, значит, через какое-то время всех нас ждет еще один кризис, наверное, «поглобальнее» того, который мы переживаем сегодня. Потом еще один, потом следующий и т.д. Ведь до тех пор, пока человечество будет оставаться в тенетах гуманизма и протестантизма, экономических кризисов избежать невозможно. И чем «глобальней» будет становиться экономика общества потребления, тем страшнее будут кризисы, и не только экономические.

Второй путь. Этот путь очень труден, ибо он связан с осознанием «человеком потребляющим» собственной духовно-нравственной ущербности. В таком случае ему, «человеку потребляющему» необходимо вступить на дорогу собственного духовного преображения. Как это сделать? Ответ был дан еще две тысячи лет назад. Но проблема в том, что «человеку потребляющему» этот ответ не нравится, очень не нравится, «человек потребляющий» не хочет с этим ответом соглашаться. Более того, именно в борьбе с этим ответом, в противодействие этому ответу и родился, собственно говоря, «человек потребляющий». И тем не менее, именно этот путь, путь духовного преображения, способен вывести наше общество из тупика, в котором мы все давно уже оказались — из тупика духовного оскудения. В этом смысле нынешний экономический и финансовый кризис — это для всех нас очень тревожный звонок, который предупреждает нас и который может и должен пробудить в нас… совесть.

Услышим ли мы этот звонок? Поймем ли его значение? Каким путем пойдем в будущее? Выбор за нами… Вечный выбор…

Автор: Сергей Вячеславович Перевезенцев — ведущий эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного русского народного собора, сопредседатель Правления Союза писателей России, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель экспертного совета движения «Отцы России».

Источник

Добавить комментарий