А.Серенко: «Яростные муллы» пытаются включить Афганистан в коридор «Север–Юг» — НГ

«Яростные муллы» пытаются включить Афганистан в коридор «Север–Юг»

Запрещенный в России «Талибан» предлагает активнее использовать территорию страны для перевозки грузов

Автор: Руководитель аналитического центра Российского общества политологов Андрей Николаевич Серенко

Источник: Независимая газета

Правительство «Талибана» (организация запрещена в РФ) продвигает идею присоединения Афганистана к проекту международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг». Талибы, видимо, рассчитывают воспользоваться сложной геополитической ситуацией, в которой оказалась Москва после начала специальной военной операции (СВО), и предложить свое участие в создании новой схемы международных перевозок, ориентированной на Южную Азию. Взамен функционеры «Талибана» надеются получить более надежную экономическую поддержку своего режима.

О готовности талибского Афганистана сформировать еще одно «плечо» для МТК «Север–Юг» заявил глава Министерства торговли и промышленности временного правительства «Талибана» Нуреддин Азизи в ходе встреч и дискуссий на недавно завершившемся международном экономическом форуме «Россия – исламский мир» в Казани. Как стало известно «НГ», талибская инициатива была согласована с первым вице-премьером правительства талибов муллой Абдул Гани Барадаром (Нуреддин Азизи считается человеком из его команды).

Инициатива талибов из группы муллы Барадара предполагает включение Афганистана в систему международных транспортных перевозок, которая замкнута на Каспийское море, и водный путь по Волге. «Талибы сегодня уже фактически используют в своих интересах отдельные элементы этой инфраструктуры, – рассказал «НГ» источник, знакомый с ситуацией. – В частности, через туркменский порт Туркменбаши и иранский порт Энзели, расположенные на Каспии, в Афганистан поступают различные грузы, необходимые для выживания этой страны. Идея Барадара-Азизи состоит в том, чтобы расширить возможности этого, по сути, торгово-гуманитарного коридора, превратив его в полноценный инфраструктурный международный транзитный маршрут, работающий в обе стороны, и сделав Афганистан одним из его ключевых посреднических центров региона».

В частности, талибы предлагают использовать афганскую территорию для перевозки грузов из Пакистана к каспийским портам Туркменбаши, Энзели, а также, возможно, Ноушехр и Амирабад. Оттуда, по замыслу талибских логистов, различные грузы и товары могли бы по Каспию и Волге подниматься до Казани, которую в Кабуле видят главным товарным распределительным центром для всей России и постсоветского пространства. Выбор талибами столицы Татарстана в таком качестве обусловлен не только тесными контактами людей из группы муллы Барадара с казанскими бизнесменами и общественными активистами (в частности, с Благотворительным патриотическим фондом мусульман России, который ведет основную гуманитарную деятельность в Афганистане от имени российской стороны), но и высоким религиозным статусом Казани в исламском мире.

Аналогичным образом через те же речные и морские российские, иранские и туркменские коммуникации талибы предлагают переправлять товары из России в Афганистан, Пакистан и, возможно, дальше в Индию. Лидеры талибов рассчитывают таким образом вывести Афганистан из экономической изоляции и включить его в новую сеть региональных и международных транзитных перевозок. В конечном счете, надеются аналитики группы муллы Барадара, это станет одним из главных ресурсов выживания талибского режима в Кабуле.

Российская сторона публично и официально пока никак не отреагировала на новый «проект века», который озвучил в Казани Нуреддин Азизи. Очевидно, что любые экономические инициативы в Афганистане сегодня сопряжены с очень высокими рисками. Среди них – сохраняющийся статус «Талибана» как террористической организации, отсутствие международного признания талибского правительства в Кабуле, развал социально-экономической системы страны, которая несколько десятков лет находится в состоянии гражданской войны. Не в пользу реализации каких-либо экономических проектов в Афганистане говорит и отсутствие собственной энергетической генерации, системы страхования бизнеса, надежных гарантий безопасности.

В последнее время наблюдатели также фиксируют признаки распада системы централизованного управления Афганистаном. Власть центрального правительства «Талибана» в Кабуле становится все более номинальной. С одной стороны, центр принятия решений уверенно перемещается из Кабула в Кандагар, в окружение эмира талибов Хайбатуллы Ахунда, у которого складываются крайне сложные отношения с кабульскими министрами. С другой стороны, все больше политического и административного суверенитета прихватывают местные авторитеты в конкретных районах, уездах и провинциях страны. Формально эти люди могут считаться талибами, однако действуют они на местах исходя прежде всего из своих, как правило, корыстных интересов. «Поэтому если будет предпринята попытка реализовать инициативу группы Барадара-Азизи о подключении Афганистана к МТК «Север–Юг», то ее придется согласовать и с Кандагаром, и с местными авторитетами, в руках которых находится реальная власть на тех территориях, через которые будет проходить афганское «плечо» транспортного коридора», – отмечают источники «НГ».

Впрочем, у транзитного проекта талибов в России уже есть первые союзники. Так, гендиректор Благотворительного патриотического фонда мусульман России Рустам Хабибуллин уверен, что все трудности с согласованием и практической реализацией инициативы группы Барадара-Азизи внутри Афганистана могут быть быстро и благополучно преодолены. «Сегодня интересы России, Ирана и Афганистана по преодолению режима внешней санкционной изоляции объективно совпадают. Это способствует совместному поиску решения общей проблемы. Кроме того, афганский народ сейчас находится в крайне тяжелом положении, гуманитарный, социальный, экономический кризис в стране сохраняет свою остроту. Помочь афганцам выжить – долг всех мусульман, а также благородная миссия для цивилизованных стран. Россия имеет все возможности для оказания помощи афганскому народу, и, я уверен, этой возможностью нужно воспользоваться. Тем более что она может принести обеим странам еще и экономическую выгоду», – отмечает Рустам Хабибуллин.

Добавить комментарий