«Русский Мир» в XXI в.: проблемы идеологического осмысления — эксперт РОП С.В. Перевезенцев

От автора: Данный текст никоим образом не претендует на истину в последней инстанции, но является предложением начать общественную дискуссию о самом главном — каким мы видим будущее нашего Отечества, России, будущее наших друзей и соратников, с которыми собираемся строить наш общий дом, и, наконец, будущее всего мира? Согласитесь, от  честного ответа на эти вопросы зависит очень многое, да что там скрывать — наша жизнь, жизнь наших детей и внуков, нашего народа. Тридцать лет мы скитаемся в потёмках, пора выбираться на Божий свет. Пора.

Об авторе: Сергей Вячеславович Перевезенцев — эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Источник: vrns.ru

В каком обществе мы живем?

События последних нескольких лет, начавшихся с «Русской весны» и возвращения Крыма «в родную гавань», свидетельствуют о том, что история российской цивилизации, образно именуемой Русским миром, еще далеко не закончена, а, наоборот, только начинает выходить на новый уровень, приобретать новый, по сути дела, вселенский масштаб. Конечно, и сегодня, и завтра всех нас ждут нелегкие времена.

В этих условиях крайне важным становится идеологическое осмысление окружающей нас реальности, т. е. формулирование цели и смысла исторического развития нашей страны и всего мира. Иначе говоря, какой образ будущего может предложить Россия своим соратникам и партнерам?

Прежде всего необходим честный анализ состояния современного российского общества. Не стоит надеяться на очередные идеологические и пропагандистские мистификации, вроде, «рыночных отношений», «суверенной демократии» и «идеологического многообразия», которые только усложняют решение стоящих перед нашей страной проблем, прячут за словесной эквилибристикой истинное положение дел. Необходимо честно признать, что за 30 лет в России сложилось крайне противоречивое социально-экономическое и социально-политическое устройство, которое можно охарактеризовать как государственно-олигархический монополизм со значительным иностранным участием и некоторыми функциями «социального государства». При этом, при всех попытках государственных структур поддерживать реноме «социального государства», в современном российском обществе продолжает господствовать значительное социальное неравенство. Согласно данным Росстата, по итогам 2020 года почти половина населения жителей России имели доходы ниже среднего дохода по стране (до 35 676 руб. в месяц), доходы более 70% жителей были меньше среднемесячной зарплаты (51 352 руб.), и только 3,9% всего населенияимели доходы свыше 100 тыс. руб. в месяц.(Россия в цифрах. 2021. Краткий статистический сборник. М., 2021. С. 56–67).

Столь же противоречиво и идейно-политическое состояние современного российского общества. Идейно-политическое противоречие содержится уже в Конституции РФ: п. 1 и 2 статьи 13 Конституции РФ утверждают, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие»; ст. 2 декларирует как главный совершенно определенный либеральный идеологический принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а дополнения, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г. носят явно консервативный характер.

Идеологическое расслоение характерно и для всего российского общества. Особенно это стало заметно в последние годы, когда в государственных структурах и СМИ началась идеологическая кампания по вытеснению т. н. «западных ценностей». Противоречие заключается уже в том, что эти же государственные структуры и СМИ насаждали т. н. «западные ценности» все последние тридцать лет и, честно говоря, продолжают насаждать до сих пор. В результате, растет уже третье поколение россиян, для которых «западные ценности» — смысл их жизни. Более того, приверженцы либерального курса развития страны составляет весомую часть сотрудников государственных учреждений, органов образования всех уровней, деятелей культуры, СМИ и т. д. Одновременно в обществе, особенно в молодежной среде, распространяются левые и откровенно левацкие настроения. И это при том, что в целом в российском обществе уверенно растут консервативно-патриотические настроения, о чем свидетельствует множество фактов: голосование на внесении поправок в Конституцию РФ, социологические опросы, в том числе заметный рост доверия президенту В. В. Путину после начала специальной войсковой операции на Украине. Так, по данным ВЦИОМ, показатель одобрения деятельности Президента с 14 по 20 марта 2022 года составил 77,9%, а на прямой вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 80,6% респондентов.

Противоречива даже государственная символика России: основа государственного герба взята из средневековой символики Российского царства (XV–XVI вв.); государственный флаг заимствован из имперского периода отечественной истории (XVIII — нач. XX в.), мелодия государственного гимна — из советского периода, причем автор новых слов гимна был и одним из авторов советского гимна (С. В. Михалков). Конечно, в этой символике подчеркнута историческая преемственность современной Российской Федерации всем предшествующим периодам истории российской государственности, соблюден принцип единства исторического сознания. Но в идеологическом отношении каждый из этих символов несет свое содержание, иногда неоднозначное, противоречащее иным двум символам. Об отсутствии единой государственной идеологии свидетельствует и специальная войсковая операция на Украине. Судя по многим видеосюжетам различные воинские подразделения используют разные флаги: российский флаг, реплику Знамени Победы, флаги ДНР и ЛНР, флаг Новороссии, наконец, православный стяг с ликом Спаса. А это опять же свидетельствует о серьезном идеологическом разнобое.

Думается, что противоречивое общественное устройство России в условиях официально отсутствующей государственной идеологии при одновременном господстве либеральных идеологических догм (т. н. «западных ценностей») и либеральных кадров во всех важнейших сферах государственного управления (экономика, образование, информационная политика, культура), стало причиной того, что страна оказалась далеко не полностью готовой к решению мобилизационных задач, которые выпали на ее долю во второй половине 2010-х — начале 2020-х гг.

Сейчас совершенно очевидно, что сложившееся в России общественное устройство и отсутствие внятной идеологии не отвечает задачам сегодняшнего и будущего времени. Главная проблема заключается в осмыслении перспектив дальнейшего развития России как центра Русского мира, представляющего собой совокупность территорий и народов, объединенных одной культурой, одним языком, одной верой, единой историей, тесно связанных экономически и т. д.

Методологическое обоснование

Разговор об образе будущего — это разговор об идеалах. Опираться в данном случае следует на собственный, российский исторический опыт, вобравший в себя опыт жизни многих народов и культур в едином государстве, в едином историко-культурном пространстве, в единой истории. Духовно-политическое и идейное наследие Русского мира свидетельствует: путь к благодатному историческому развитию должен основываться на триаде традиционных русских идеалов — нравственная чистота, социальная справедливость («правда»)духовно-политическое единство народа. Об этом нам свидетельствует отечественная история, труды русских мыслителей, пророчества православных старцев, деятельность лучших русских правителей.

Именно об этом всегда писали и говорили и те отечественные мыслители, которых принято именовать «консерваторами». В консерватизме главное — не насаждение унифицированных правил существования и мысли (как в либерализме, или коммунизме), но «хранительство» жизни во всем ее многообразии, во всех ее проявлениях. Как писал в XIX в. известный русский литературный критик Н. Н. Страхов, «чтобы ничего не переносить, ничему не подражать, а все развивать из того, что есть, и не разрушая того, что есть» и, если несколько перефразировать русского мыслителя XIX в. К. Н. Леонтьева, сохранить мир в состоянии «цветущей сложности».

Поэтому можно и нужно говорить не просто о «консерватизме», а о «русском хранительстве». Концепция «русского хранительства» была предложена заведующим кафедрой русской философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктором философских наук, профессором М. А. Маслиным, разрабатывается на кафедре истории социально-политических учений факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Хранители России. Антология. Т. 1–6 / Под ред. С. В. Перевезенцева и А. А. Ширинянца. М., 2016–2018; Перевезенцев С. В., Ширинянц А. А. Очерки истории русского хранительства: Монография. Ч. I. М.: Издательство Московского университета, 2021. 352 с.). Как представляется, термином «русское хранительство» можно именовать столь необходимый сегодня нашей стране «новый консерватизм» («разумный консерватизм», «здоровый консерватизм» и др.).

Методология «русского хранительства» дает широкие возможности для сохранения этнического и национального многообразия и свободного выбора народами собственного пути развития. «Хранительный» подход, в противовес либеральным принципам универсализма и индивидуализма, в общих чертах можно свести к следующим положениям:

  • признание традиционной религии духовным фундаментом общества;
  • предпочтение традиционных форм общественно-политического развития абстрактным универсальным схемам;
  • признание значимой роли государства в развитии общества;
  • признание традиции важнейшим источником формального права;
  • признание приоритета общности над индивидом;
  • отстаивание цивилизационной самобытности своего народа (группы народов, близких по своим традициям);
  • признание права на свободное историческое развитие любого народа или цивилизации;
  • признание идеала свободной, нравственно ответственной перед обществом личности.

Русский мир — это? 

Методология «русского хранительства» позволяется сформулировать определения понятий «Русский мир» и «русская идентичность», а также сформулировать базисные традиционные ценности и базисные принципы идеологии Русского мира.

Определение понятия «Русский мир» с точки зрения методологии «русского хранительства» может звучать следующим образом:

Русский мир — это созданная русским народом многонациональная российская цивилизация, народы которой имеют общую историческую судьбу, решают общие исторические задачи, сохраняются как соцветие традиционных культур и религий.

Основа Русского мира — восточнославянская православная цивилизация в ее духовно-политических и культурно-исторических границах.

Ядро и центр Русского мира — Россия, как страна-цивилизация, которая объединяет в себе и вокруг себя многие народы, принадлежащие к различным религиям и культурам.

Цивилизационно- и государствообразующая нация Русского мира — русский народ, сплотивший различные народы в ходе решения общих исторических задач, обеспечивший сохранение традиционных культур и религий.

Русский — это?

В основу определения понятия «русский» предлагается положить определение русской идентичности, содержащееся в «Декларации русской идентичности», которое было принято в 2014 г. на ХVIII Всемирном Русском Народном Соборе. Дополненное с точки зрения методологии «русского хранительства», определение русской идентичности может звучать следующим образом:

Русский — это

  • человек, считающий себя русским;
  • не имеющий иных этнических предпочтений;
  • говорящий и думающий на русском языке;
  • признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
  • ощущающий солидарность с исторической судьбой русского народа;
  • любящий свое Отечество, понимающий ответственность за судьбу своей Родины.

Базисные традиционные ценности Русского мира

Базисные традиционные ценности — это ценности, выработанные в результате многовекового исторического и духовно-политического развития народа в сложившихся природно-климатических, географических, конкретно-исторических, духовно-нравственных и социально-политических условиях, и являющиеся непременным фактором формирования общенациональной и политической идентичности народа.

С точки зрения методологии «русского хранительства» целесообразно выделить группу духовно-политических ценностей, ведь в истории Русского мира значимость социальных и политических идей на протяжении длительного исторического времени определялась и до сих пор определяется их духовным содержанием, тем, насколько они способствуют реализации в социально-политической практике религиозных, духовных идеалов. В группу духовно-политических ценностей Русского мира следует включить важнейшие для общенационального сознания понятия, такие как (расположены в алфавитном порядке, а не по значимости):

вера (духовность), государство, достоинство, единая история, жизнь, знание, культура, личность, милосердие, мир, народовластие, национальные традиции, нравственность, Отечество (Родина), русский язык, самоограничение, свобода, семья, справедливость, трудолюбие, честность.

Русское созидание, или 10 базисных принципов идеологии Русского мира

Идеологию будущего Русского мира нельзя строить на основе «отрицания, удаления, отмены, прекращения, устранения чего-либо или обратного действия». Но именно эти смыслы несут сегодня заявленные цели СВО – «демилитаризация» и «денацификация». Всякая идеология будущего может строиться только на созидании, на устроении нового, лучшего, на стремлении к идеалу. Именно поэтому предлагается программу устроения (или идеологию) нового Русского мира назвать «Русское созидание» (варианты: «Русский век», «Русская эпоха»). Идейную основу программы «Русское созидание» могут составить 10 базисных принципов.

1. Мир — это совокупность различных цивилизаций. Важнейшая задача — необходимость сохранения разнообразия мира, как «цветущей сложности», т. е. как сложной системы, ведь только сложные системы способны не просто к выживанию, но и к самовоспроизводству, к приспосабливанию к новым жизненным условиям.

2. Развитие Русского мира в XXI веке должно строиться на основе традиционных идеалов, ценностей и религий. Опора на базисные традиционные ценности народов Русского мира обеспечивает государству и обществу собственный ответ на любые глобальные вызовы, что становится важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития.

3. Духовное оздоровление общества — важнейший способ возрождения и развития Русского мира. Основу духовного, государственного и культурного бытия народов Русского мира составляют их традиционные религии (ислам, буддизм, иудаизм, католицизм, различные направления протестантизма), но в первую очередь православие, как религия большинства населения, как неотъемлемая часть истории и современности, политики и экономики, культуры и образования, важнейшая компонента национальной идеологии и психологии.

4. Русский народ — это цивилизационно- и государствообразующая нация среди других народов, объединяющая все народы Русского мира в единое целое, в истинную «цветущую сложность». Это не признание особых прав русского народа в соцветье народов Русского мира, но согласие с особой ответственностью русского народа за развитие цивилизации Русского мира, жертвенное служение русского народа общему благу.

5. Любовь к своему Отечеству, служение Отечеству, благоденствие и свобода Отечества — непреходящие ценности, сформированные в сознании народов Русского мира многовековой совместной историей, неотъемлемые части общенационального сознания. Для русского народа единое для многих народов и свободное Отечество — это земное воплощение идеала Святой Руси.

6. Идеал свободной, нравственно ответственной личности — несомненная ценность, выработанная в ходе исторического развития Русского мира. В русском понимании истинно свободной личностью может считаться лишь та, которая понимает пределы своей свободы, т. е. свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании очень жестких границ, которые он не имеет право переступать.

7. Русский мир — это общество социальной справедливости для всех его членов, для всех народов, объединенных государственными, духовными и культурными границами. Неукоснительное и строжайшее соблюдение принципа социальной справедливости — важнейшее условие для преумножения духовных и материальных ценностей, которые обеспечат существование последующих поколений.

8. Принцип достаточного потребления, т. е. осознанного ограничения потребительских потребностей, основанного на традиционных религиозных и нравственных ценностях, и отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Человек не может существовать без потребления, но оно не может быть смыслом его жизни. Модель развития общества потребления исчерпывает себя. Принцип достаточного потребления — это русский ответ навязываемой миру т. н. «зеленой повестке».

9. Создание истинно народного государства, объединение усилий развитой системы самоуправления и центральной государственной власти в решении общих национальных задач. Цель Российского государства — обеспечение духовного и материального становления общества, преумножение народа, обеспечение принципов социальной справедливости и возможности дальнейшего развития страны. Государство должно поставить во главу угла национальные интересы как во внутренней, так и во внешней политике.

10. «Большая семья» — ведущий национальный проект Российского государства, который должен стать способом решения главной проблемы современного Русского мира — вымирание населения. Возвращение к традиционной многодетной семье, установление духовного единства детей и родителей, возвращение семье ее подлинного смысла и назначения, утверждение родителей и детей в нравственных ценностях, удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

***

В 2014 г. в родную гавань вернулся Крым. Пора и всей России возвращаться домой, в свой Русский мир. 

На основе идейного наследия Русского мира необходимо подготовить национальную программу «Русское созидание» (возможные именования: «Русский век», «Русская эпоха»). 

Идейное наследие традиционного Русского мира поможет нам выстоять в начавшейся борьбе за установление нового миропорядка. 

Выстоять, победить и начать свой, русский путь к созиданию нового благодатного общества, в котором всем людям, всем народам найдется свое достойное место.

Добавить комментарий