Эксперт РОП С.В.Володенков о технологиях коммуникации в постинформационном обществе — Независимая газета

Оригинал статьи: Независимая газета — «От контента к формату»

Автор: Эксперт Российского общества политологов — доктор политических наук, доцент, научный руководитель образовательной программы «Политический менеджмент и связи с общественностью» кафедры государственной политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Развитие и глобальное распространение современных технологий коммуникации в нынешних государствах привели к появлению самостоятельного виртуального коммуникационного пространства, имеющего собственные принципы функционирования. Интернет-технологии начали играть значимую роль в массовых коммуникациях и оказывать существенное влияние на процессы взаимодействия с обществом в широких масштабах, позволяя субъектам коммуникационного воздействия эффективно конструировать восприятие обществом социальной реальности.

Принято считать, что мы живем в информационную эпоху. Однако если внимательно проанализировать тенденции последних лет, то можно смело утверждать, что данное представление уже не определяет в полной мере специфику сегодняшнего дня. Несмотря на значительный рост объемов информации, доступной для потребления людьми, сегодня более уместно говорить о том, что мы переживаем период уже коммуникационной революции, предоставляющей специалистам новые, альтернативные инструменты для коммуникации с целевыми аудиториями.

Именно современные технологии коммуникации определяют сейчас специфику распространения и формы потребления информации, позволяя совершенно в немыслимых ранее форматах осуществлять информационно-коммуникационное взаимодействие между конечными пользователями.

Сама коммуникация приобретает самостоятельное смысловое и социально-политическое значение, влияя на восприятие транслируемой посредством коммуникационных технологий информации.

Не столько контент сообщения имеет сегодня важность и значение для массовой аудитории, сколько форматы его трансляции и выбранные для передачи контента коммуникационные каналы. А успешность любого субъекта коммуникации сейчас определяется прежде всего именно коммуникационными механиками, а не контентом сообщения.

Очевидно, что подобный перенос акцентов позволяет нам говорить о существовании общества, в рамках которого основной ценностью уже является не сама информация, а коммуникационные технологии и каналы коммуникации. Например, феномен социальных сетей, активно развивающихся сегодня в интернет-пространстве и имеющих аудиторию в десятки миллионов человек каждая, во многом определяет то, каким образом получает информацию и как взаимодействует с другими людьми отдельный современный человек.

Важно подчеркнуть, что подобные технологии нацелены не на рост объемов доступной информации, а именно на развитие разнообразных инновационных и эффективных форм массовой коммуникации и обмена информацией между участниками коммуникации.

Любая информация вне контекста возможностей ее использования в процессах коммуникационного взаимодействия теряет свою традиционную ценность. Напротив, основной ценностью сегодня выступает возможность коммуникационного взаимодействия, в связи с чем современные коммуникационные технологии нацелены на формирование эффективных форм массовой коммуникации, создание новых механизмов коммуникационного взаимодействия.

Под массовыми коммуникациями в современном обществе мы понимаем системные процессы разнонаправленной конкурентной трансляции контента через информационно-коммуникационную инфраструктуру с целью формирования виртуального пространства ценностей, смыслов, идей, образов и представлений, касающихся ясного и объективного восприятия всеми взаимодействующими участниками информационно-коммуникационных отношений социальной реальности и происходящих в ней процессов и явлений. Эти цели – одни из ключевых в процессе современного политического управления, основой которого и выступает массовая коммуникация.

При этом само общество становится активным потребителем предлагаемых в информационном пространстве, включая Интернет, моделей медиареальности, используя в качестве основного и, как правило, единственного источника получения знаний о реальной социальной действительности средства массовой коммуникации, транслирующие ценностно-смысловой контент в общественное сознание.

В целом можно говорить о том, что в Интернете уже сформировалась устойчивая и глобальная среда массового потребления виртуальных образов, представлений и смыслов, которые выступают не просто заместителями реальных, а приобретают собственную самостоятельную ценность, которая, в свою очередь, также виртуальна.

«Человек коммуникационный» живет за счет постоянного обмена информацией с внешней средой, который ему жизненно необходим. Так, коммуникация становится одной из ключевых ценностей постинформационного коммуникационного общества.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что новые средства сетевой коммуникации непосредственным образом могут влиять на изменение нашего восприятия окружающей реальности. Средства хранения и передачи информации не являются нейтральными, а «способ организации и передачи наших знаний о мире сильнейшим образом влияет на природу восприятия мира и то, каким образом мы познаем мир» (Heyer P. Communications and History: Theories of Media. Knowledge, and Civilization. – N.Y.: Greenwood Press, 1988). Такое представление во многом созвучно известному маклюэновскому выражению «The medium is the message» («Средство коммуникации – это сообщение»).

На основании изучения современного опыта коммуникации в интернет-пространстве мы можем сделать предположение, что на уровне горизонтальных связей в процессе горизонтальной коммуникации возникает собственная смысловая нагрузка транслируемого сетевого контента, которая отличается от смысловых характеристик аналогичного контента, транслируемого посредством традиционных средств массовой коммуникации. Во многом это согласуется с положениями теории социального интеракционизма Герберта Блумера, в соответствии с которой смысловое значение любого понятия или объекта определяется не столько его свойствами, сколько результатами социального взаимодействия. В данном случае под социальным взаимодействием мы понимаем в первую очередь взаимодействие коммуникационное, которое имеет ярко выраженную специфику в онлайн-пространстве.

Не вызывает сомнений, что в технологически развитых демократиях доступные для коммуникации и постоянно эволюционирующие новые технологии существенным образом изменили и будут изменять и способы воздействия на общественное мнение в рамках современных информационных кампаний, все активнее проникая в основные сферы жизни общества, трансформируя способы коммуникации как внутри его, так и между обществом и государством, изменяя модели поведения как коммуникаторов, так и целевых аудиторий коммуникации, что неизбежно приведет и уже приводит к существенному изменению способов и моделей современного политического управления.