Эксперт Московского областного РО РОП Р. Алексеев – о налоговой политике в сфере недвижимости

В период с января по июль налог на недвижимое имущество в России увеличился в 2-4 раза и уже в скором времени можно ожидать массовые обращения в суд собственников объектов недвижимости, не согласных с результатами кадастровой оценки их имущества. Проведём краткий экскурс в историю вступления в юридическую силу столь «драконовских поправок» в действующее законодательство, могущих привести к социальному и политическому недовольству большинства россиян, не желающих платить за своё же имущество астрономические налоги государству. Так, ещё 2 ноября 2013 года, Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В соответствии с этим на всей территории России налог на имущество теперь определяется исходя из кадастровой, а не балансовой (т.е. инвентаризационной) стоимости, как было ранее.

Таким образом, с января 2014 года (т.е. с периода вступления в юридическую силу данного закона) налогообложение на недвижимое имущество, к которому среди прочего относятся: офисные, торгово-развлекательные центры, нежилые помещения, пригодные для размещения офисов, пунктов питания, будет осуществляться исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества и ставки налога. Ранее балансовая стоимость устанавливалась на момент оценки (постройки, либо реконструкции) здания. В течение последующего времени первоначальная сумма снижалась с учетом коэффициента амортизации объекта. Данная система налогообложения не учитывала увеличения рыночной стоимости недвижимого имущества. Инициаторы же нововведения в действующее законодательство поставили цель, с помощью исчисления налога согласно кадастровой стоимости недвижимости приблизить оценочную к реальной стоимости, и таким образом в итоге увеличить сумму собираемых налогов.

Из-за данного нововведения пострадают не только рядовые граждане, но и представители малого и среднего бизнеса, которые, как всем нам известно, являются «становым хребтом» экономики любого государства. Так, по мнению известного аналитика в области ценовой политики недвижимого имущества, Александра Филиппова: «Налоговое бремя ляжет на арендаторов, так как собственники объектов недвижимого имущества постараются покрыть понесённые издержки за счет увеличения арендной платы. Таким образом, арендные ставки поползут вверх во всех сегментах коммерческой недвижимости: офисных, торговых и торгово-развлекательных центрах.

Под действие закона подпадают также продуктовые ритейлеры и пункты общепита. Рост арендной платы превысит ожидаемые в 2014 году 10% как минимум в два раза». Как следствие, из-за увеличения арендной платы, арендаторы коммерческой недвижимости увеличат цены на реализуемую ими продукцию, в том числе и продукты питания. Как мы видим, всё взаимосвязано, любое неверное действие порождает негативные социально-политические последствия.

Но вернёмся к рассматриваемой проблеме. Возникает ещё один немаловажный вопрос, каким образом будет производиться оценка стоимости объектов недвижимого имущества? Инициаторы данного нововведения предлагают использовать усреднённый метод массовой оценки, с помощью которого объекты объединяют в соответствии с такими характеристиками, как: общая площадь помещения, их функциональное назначение и использование, год введения в эксплуатацию, количество этажей, используемые при строительстве материалы и ряд иных технических характеристик.

В качестве примера рассмотрим статистические данные. В результате нововведений самое значительное увеличение налогообложения коснулось ресторанов – в 2,9 раза, чуть меньше выросла оценочная стоимость офисов – в 2,5 раза. Рассматривая данные примеры, можно придти к следующему умозаключению, разработанные и внесённые в налоговое законодательство поправки вряд ли будут способствовать поддержке малого и среднего бизнеса, обещанной ранее Правительством РФ.

Интересна и ещё одна немаловажная деталь — идея объединения налога на землю и имущество, которая вызревала у действующего кабинета министров длительное время, но её реализация отложена до момента приведения в порядок номенклатурного состава недвижимого имущества россиян. В течение практически двух лет Росреестр осуществлял перепись и подсчёт недвижимости, оценку её реальной кадастровой (т.е. рыночной) стоимости. В представленных новых списках Росреестра насчитывается практически в два раза больше, чем ранее, объектов налогообложения, данная цифра возросла с 35 тыс. до 70 тыс. единиц налогообложения.

Государство планирует за счёт новой системы налогообложения недвижимого имущества увеличить бюджет более чем на 100 млн. руб. Вплоть до окончания 2018 года муниципальные образования должны будут выяснить состав собственников недвижимости, установить стоимость недвижимости близкую к рыночной и внести ее в кадастр, определиться с налоговыми ставками, которые будут утверждать субъекты РФ.

Для примера, ставка налога со стоимости объектов недвижимости до 300 млн. руб.:
— 0,1% на жилые помещения;
— 0,5 % на нежилые;
— 0,3% на земли сельхоз назначения, приусадебные участки, жилищный фонд.
Объекты недвижимости стоимостью свыше 300 млн. руб., находящиеся в собственности одного собственника, будут облагаться налогом:
— 0,5% на любой объект капитального строительства;
— 1,5% на земли любого назначения.

Данные налоговые ставки устанавливаются как максимально возможные, что, по мнению разработчиков новой системы налогообложения недвижимости, должно исключить произвол местных властей. Органы местного самоуправления вправе снижать стоимость налогообложения недвижимого имущества на вверенных им территориях, однако с учётом сложившейся в России практики в щедрость представителей муниципальной власти верится с трудом.

Нельзя обойти вниманием и ещё одно нововведение в налоговое законодательство, затрагивающее любого россиянина, желающего осуществить дарение недвижимого имущества. В соответствии с новой системой налогообложения на объекты недвижимости, передаваемые в дар, необходимо определить кадастровую стоимость одного метра в своем регионе. Так, например, стоимость одного квадратного метра жилья в Москве составляет не менее — 165 тыс. руб., в то время как в отдалённых от Москвы регионах стоимость не поднимается выше 32 тыс. рублей. Таким образом, общая площадь квартиры будет влиять не только на сумму налога, но и на налоговые вычеты. За основу предложено взять «социальный» метр, который будет равняться 20 кв. м. жилой недвижимости на человека. В том случае, если на одного человека приходится не более 20 кв. м., налог на недвижимость при дарении не надо будет платить вовсе, и, наоборот, за каждый лишний метр придётся заплатить дополнительные денежные средства.

По данным ФНС вместо нынешних 686 рублей, налоговое бремя возрастет в среднем в 2,8 раза на каждого гражданина, в результате чего средний налог на недвижимость приблизится к отметке в 1900 руб. По мнению властьимущих, данная сумма является посильной для всех россиян, и взимаемый налог не отразится на уровне их материального благосостояния, независимо от места их проживания. Однако, так ли это на самом деле? Конечно, если речь идёт о тех, кто проживает в Москве, Московской области, Ямало-Ненецком автономном округе или других «донорских» субъектах федерации, увеличение суммы налога серьёзно не отразится на «кошельке» рядовых граждан. Чего нельзя сказать о гражданах, проживающих, например, в Тверской, Ивановской областях или в других неблагополучных субъектах нашей необъятной родины. Правда, для малообеспеченных граждан, предусмотрены послабления в виде налоговых вычетов, но смогут ли они решить возникшие проблемы? На взгляд разработчиков данного законопроекта, от введения единого налога пострадают только «хозяева жизни», в лице жителей Рублево-Успенского шоссе, платежи для которых вырастут от 28000 до 1500000 руб. Возникает только один вопрос, зачем было увеличивать налог на недвижимое имущество, если можно было ввести, так называемый «налог на роскошь» (т.е. систему прогрессивного налога, которая используется во всех цивилизованных странах)? Конечно, если целью было заставить богатых платить больше, а не желание пополнить средства государственного бюджета, в том числе и за счёт обычных граждан, имеющих средний достаток.

Никто не спорит, что нужно пополнять государственный бюджет, с помощью которого обеспечивается не только аппарат публичной власти, но и осуществляется поддержка здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других, жизненно необходимых для государства сфер. Вопрос только в том, какими целями достигаются, в том числе и благие цели. Обосновывая свою позицию, Правительство РФ аппелирует к официальным статистическим данным, в соответствии с которыми в России налоговые сборы от недвижимости составляют 0,001% от всего бюджета, что неоспоримо мало в рамках такой большой страны, как Россия. В качестве наглядного примера демонстрируют данные от налоговых сборов на недвижимость в самом дорогом субъекте федерации — Москве, доля налогов в бюджете субъекта составляет всего 0,027% (в данную сумму включаются налоги, как с физических, так и с юридических лиц).

Путём увеличения налога на недвижимое имущество представители государственного аппарата хотят, чтобы коммерческие структуры, осуществляющие строительство жилья, продавали жилье по более умеренным ценам. Предполагается, что на «рынок жилья» будут массово выброшены объекты недвижимости, и, как следствие, это приведет к уменьшению потребительского спроса населения на недвижимость, а в последующем, и к снижению цен. Хотелось бы верить в столь радужные перспективы, нарисованные властью, но здравый смысл подсказывает, что этого не будет. Данная мера может привести лишь к замедлению строительства объектов жилищного фонда и сдаче их в эксплуатацию, что в последующем может вызвать ещё больший ажиотаж на жилье со стороны рядовых граждан.

Складывается такое мнение, что вместо решения существующих проблем в социальной и экономической сфере, представители государственного аппарата создают новые проблемы, либо перекладывают их решение на население. В течение длительного периода времени политический курс страны ориентирован на приоритетное решение вопросов внешней политики, нивелируя политику внутреннюю, от которой зависит как благосостояние граждан нашего государства, так и интеграция интересов различных социальных групп. Любая ошибка в сфере недвижимости может вызвать деструктивные социально-политические процессы в стране.

Роман Андреевич Алексеев, эксперт Московского областного регионального отделения Российского общества политологов

Добавить комментарий