Эксперты РОП приняли участие в подготовке национального рейтинга губернаторов по итогам 2020 года

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал итоговое за 2020 год исследование, посвященное оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2020 года, но в нём оцениваются те главы, которые находятся на своём посту на момент публикации исследования.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Источник: Официальный сайт проекта «Национальный рейтинг» Центр Информационных Коммуникаций «Рейтинг» — Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Андрей СЕРЕНКО — руководитель Аналитического центра Российского общества политологов

Уходящий 2020 год показал всю жестокость эксперимента федерального центра с назначением Бату Хасикова на пост главы Калмыкии. Причём речь идет как о жестокости по отношению к Степной республике, так и к самому Хасикову, явно не подготовленному к столь тяжёлым испытаниям и получившему в нынешнем году от разочарованных земляков снисходительное прозвище «Физрук».

Для Калмыкии и лично Бату Хасикова 2020-й, наверное, был одним из самых худших годов 21 века. И дело не только в пандемии коронавируса – она лишь усилила депрессивные тенденции в социально-экономической и политической сферах республики, которые в значительной степени возникли как результат обвала завышенных общественных ожиданий, связанных со сменой руководства региона в марте 2019 года.

В уходящем году Хасикову и его команде не только не удалось решить застарелые проблемы республики (прежде всего речь идёт о долгожданном прорыве в сфере снабжения населения качественной питьевой водой, а также о создании новых рабочих мест), но они спровоцировали возникновение новых болевых точек. Кризис в животноводстве, связанный с провалами в работе по заготовке кормов и дополненный засухой и нашествием саранчи, массовая гибель рыбы в водоёмах региона превратились в крупные медийные и политические скандалы, вышедшие на федеральный уровень.

В 2020 году в республике разразился мощный политический кризис, обнаруживший глубокий конфликт элит, спровоцированный политической неэффективностью самого Хасикова и его внутриполитического блока. Этот кризис проявился, в частности, в «депутатском бунте» в Народном хурале (парламенте) Калмыкии, где возникла межфракционная депутатская группа с участием представителей «Единой России», КПРФ и «Справедливой России». Её участники заявили о поддержке курса президента Владимира Путина  и о неприятии политики Хасикова, которая, по мнению депутатов, идёт вразрез с установками российского лидера и дискредитирует их в общественном мнении Степной республики.

Окружение главы Калмыкии не придумало ничего лучше, как попытаться обвинить часть депутатов-«единороссов» в нелояльности федеральному центру, а также выдать «депутатский бунт» за «происки» бывших руководителей региона – Кирсана Илюмжинова и Алексея Орлова. И хотя эту позицию команды Хасикова поддержали некоторые чиновники на Старой площади, на самом деле такая интерпретация не имеет ничего общего с реальностью. Политический кризис 2020 года в Калмыкии – это, в первую очередь, дело рук нынешнего руководства республики, не способного сформулировать позитивную и консолидирующую повестку для региональных элит и социальных групп. Неадекватность представителей внутриполитического блока в администрации Хасикова сегодня стала уже притчей во языцех. Очевидно, что сохранение курса 2020 года в республиканской политике будет лишь воспроизводить и усиливать политический кризис в 2021 году.

Одним из итогов 2020 года в республике стало падение популярности «Единой России» и, напротив, рост интереса жителей Калмыкии к КПРФ и «Справедливой России». Судя по данным некоторых опросов общественного мнения, реальный рейтинг «ЕР» в Степной республике сейчас не превышает 13-15%. Очевидно, что с таким заделом выиграть предстоящие выборы в Госдуму партия власти сможет, только прибегнув к грубому административному ресурсу и масштабным электоральным манипуляциям. Кстати, на состоявшемся 4 декабря в Пятигорске заседании влиятельного экспертного клуба «Юг» уже прозвучали опасения относительно того, что нынешний политический кризис в Калмыкии может привести к консолидации оппозиционных групп и сил в ходе парламентских выборов 2021 года, сделав крайне сложной победу на них «Единой России». Очевидно, что эти опасения не беспочвенны: команда Хасикова сегодня превращается в главную проблему партии власти на предстоящих выборах в Госдуму.

В самой же команде Хасикова в 2020 году начался процесс распада. Осенью объявил о своём уходе Сангаджи Тарбаев – ближайший друг, советник и правая рука Хасикова, один из «отцов» его победы в 2019 году. Уходу предшествовали несколько конфликтов Тарбаева с главой республики, ставшие достоянием гласности. Из администрации Хасикова уволились также некоторые сотрудники рангом и значением поменьше. По слухам, через несколько месяцев может стать вакантной и должность председателя правительства Калмыкии. «Команда мечты» Бату Хасикова тает на глазах, рядом же с главой региона остаются, мягко говоря, не самые эффективные и подготовленные кадры, часть которых, похоже, больше озабочены не столько успехами шефа, сколько расстановкой родственников на хлебные должности.

Предстоящий 2021 год обещает быть не менее тяжелым для Калмыкии, чем уходящий 2020-й. Политический и социально-экономический кризис будут усиливаться, равно как и кризис управления. В общественном мнении Степной республики усиливаются ожидания смены власти, надежды на приход нового главы региона с профессиональной командой, способной хоть на какие-то перемены к лучшему.

Очевидно, что на этот раз новым главой Калмыкии должен быть жёсткий административно-политический менеджер, способный вести содержательный диалог с различными группами интересов, предлагая перспективную консолидирующую повестку. Наверное, желательно, чтобы новый глава Калмыкии имел также опыт военной, чекистской или полицейской службы. Потому что без такого опыта ушедшую в 2020 году вразнос калмыцкую политическую систему уже не сбалансировать.

***

Для губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова 2020-й оказался в целом удачным годом. Созданная Бочаровым за последние 7 лет региональная политическая система достаточно успешно прошла испытания пандемией коронавируса и социально-экономическим кризисом, который эта пандемия спровоцировала.

Это не значит, что область выходит из високосного года без потерь и потрясений, в частности, в системе здравоохранения и в сфере малого и среднего бизнеса – в этом отношении ситуация близка к среднероссийским показателям. Несомненно, последствия этих вызовов будут преодолеваться региональными властями, как минимум, весь наступающий 2021 год. Однако потрясения 2020 года не спровоцировали в Волгоградской области конфликта элит, не привели к росту протестной активности или снижению уровня и качества управляемости территорией.

Одно из главных многолетних достижений Бочарова – социально-политическая стабильность и абсолютная управляемость политическим процессом в регионе – было сохранено в уходящем году. В преддверии выборов в Госдуму это обстоятельство, несомненно, играет в пользу волгоградского губернатора, прежде всего, в глазах федерального центра.

Сегодня нет никаких оснований сомневаться в успешном для партии власти проведении парламентских выборов в Волгоградской области, подготовка к которым уже идёт полным ходом. Все основные, а также потенциальные участники предстоящей кампании в Госдуму последние месяцы заняты согласованием интересов с обладминистрацией, подтверждением своей лояльности главе региона. Ни один из крупных, серьёзных политических игроков в области не строит сегодня свою предвыборную стратегию на конкуренции или, тем более, конфронтации с губернатором и региональной властью. В этом смысле пандемия и экономический кризис никак не изменили политический ландшафт в регионе: губернатор остаётся на нём самым главным политиком и единственным центром принятия решений, с которым все предпочитают договариваться, а не конкурировать.

В уходящем году обозначились признаки начавшейся интеграции Волгоградской области в новый амбициозный федеральный инфраструктурный проект международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Для региона этот проект обещает крупные перемены, и не только в сфере модернизации дорожной сети. Речь идёт о большой корректировке в среднесрочной перспективе всей региональной социально-экономической модели, её большей включенности в транспортно-логистический кластер страны. Не исключено, что это в итоге весьма заметно отразится и на областной политической структуре.

Ожидаемые в связи с этим перемены придутся как раз на завершение второго губернаторского срока Бочарова. Не случайно в местных элитах во второй половине 2020 года стали популярными гадания – останется Бочаров на третий губернаторский срок или нет. Соответствующих сигналов волгоградские элитарии уже ждут от Москвы. Впрочем, вряд ли они появятся раньше, чем завершатся очередные выборы в Госдуму 2021 года.

Судя по тому, как ведёт себя сегодня сам Андрей Бочаров – ровно так же, как и все последние семь лет, – он тонкими политическими рефлексиями не озабочен. Глава региона по-прежнему успешно позиционирует себя в общественном мнении в качестве ответственного и жёсткого управленца, прекрасно знающего не только проблемы конкретных поселений, районов и городов, но и способного их решать. Собственно, этого и ожидают от Бочарова и от власти в целом волгоградцы.

Внутриполитический и медийный блок в администрации Волгоградской области достаточно профессионально на протяжении всего 2020 года справлялся со своими обязанностями, максимально используя потенциал имиджа губернатора в решении задач управления социальными настроениями и региональным политическим процессом. Всё это дает основания полагать, что созданная Бочаровым в регионе модель «управляемой демократии», максимально копирующая путинскую модель на федеральном уровне, продолжает оставаться эффективной, обеспечивая необходимый федеральной власти контроль над важнейшим южным субъектом РФ.

Илдус ЯРУЛИН — директор Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, руководитель Хабаровского краевого отделения Российского общества политологов

Летом этого года Хабаровский край стал самым популярным регионом России. Задержание губернатора края Сергея Фургала и последовавшие за этим массовые протесты, которые не прекращаются до сих пор, привлекли всеобщее внимание. Две недели спустя на смену Фургалу в Хабаровск прислали 39-летнего Михаила Дегтярева, который не имел никакого отношения к краю, зато, как и Фургал, состоял в ЛДПР и пользовался особым расположением лидера партии Владимира Жириновского. Сейчас временно исполняющий обязанности губернатора Михаил Дегтярев подводит итоги своей пятимесячной работы в этом качестве.

Следует отметить, что новый врио губернатора в кратчайшие сроки провёл аудит состояния дел в регионе и ознакомился с краем и его проблемами, что позволило ему сформировать дорожную карту решения проблем Хабаровского края, а также определить перспективные точки роста, то есть те направления, инвестиции в которые дадут наибольший мультипликативный эффект и станут драйвером развития всей экономики региона, улучшив качество жизни граждан. При новом главе региона особое внимание уделяется эффективности трат бюджетных средств и контролю со стороны краевого правительства за решением различных проблем.

Одним из первых шагов Михаила Дегтярева стала попытка представить себя как ставленника федерального центра со всем полагающимся к этому приданым. Для начала он заявил, что пообщался с премьер-министром Михаилом Мишустиным, добился от него дополнительных 1,3 млрд рублей и в будущем попросит ещё денег. За этим последовала череда встреч с федеральными министрами и их заместителями. Деньги были обещаны, и немалые. Только поступили  ли эти деньги в бюджет края – большой секрет.

Прошедшие месяцы показали, что на жителей Хабаровского края не произвели ожидаемого воздействия ни своеобразная риторика Дегтярева, ни обещанные федеральные деньги. Этих денег не хватило даже на то, чтобы поднять уровень доходов края. Проект бюджета региона на 2021 год на несколько миллиардов меньше базового на 2020 год, а с учётом всех корректировок он и вовсе просядет на 19,6% к этому году, составив 118,6 млрд рублей. Конечно, это не вина Дегтярева, это общая ситуация по стране. Однако, слово – не воробей, за язык никто не тянул.

Поэтому основным лейтмотивом высказываний мнений экспертов и общественников звучит мысль о том, что откровенно говорить о работе новой команды правительства во главе с креатурой президента и о её конкретных результатах можно будет тогда, когда все достигнутые договоренности будут подкреплены финансовыми и другими ресурсами в виде помощи из федерального бюджета.

К тому же до сих пор не состоялась встреча президента Путина с врио  губернатора Хабаровского края, хотя анонсировалась она через месяц после вступления М. Дегтярева в должность. На наш взгляд, это пусть и косвенная, но показательная оценка.

Ну, а протесты в Хабаровске, хотя и резко снизились по численности участников, но, скорее всего, ушли вглубь и ещё себя проявят на предстоящих в сентябре 2021 года выборах депутатов Госдумы и губернатора Хабаровского края.

Поэтому общая оценка прозвучала, на наш взгляд, из уст полпреда в ДФО Юрия Трутнева: «Старается… Посмотрим!»

Олег ИВАНОВ — эксперт Российского общества политологов, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Очевидно, что на деятельность губернатора Московской области, как, наверное, и на деятельность руководителей всех регионов страны, повлияла пандемия коронавируса COVID-19. Считаю, что Московская область успешно справилась и с весенней волной пандемии, и довольно успешно справляется с ней в настоящее время.

Это хорошо видно при сравнении с эпидемиологической ситуацией в Санкт-Петербурге, где заболеваемость в три раза выше, а численность населения в полтора раза ниже, чем в Московской области. Это говорит о том, что власти Подмосковья успешно справляются с пандемией, держат ситуацию под контролем.

Также считаю важным и то, как губернатор проявил себя в информационном плане при введении серьёзных противоэпидемиологических мер в регионе. Он мягко объяснял людям необходимость этих мер, подчеркивая в этой ситуации горизонтальную, партнёрскую связь с жителями. В этом смысле он выгодно отличался, например, от мэра Москвы, который в своих выступлениях обращался к жителям, как к своим подчинённым. Такое поведение – безусловный политический плюс для губернатора Московской области.

Важно, что в этом году в Подмосковье завершилась шестилетняя реформа территориальной организации местного самоуправления, в регионе остался только один тип муниципальных образований – городские округа. Московская область выступала одним из пилотных регионов при реализации этого проекта. В Подмосковье одноуровневая система местного самоуправления показала высокую эффективность, и очень серьёзная заслуга губернатора – в том, что он смог реализовать эту сложную реформу, которая затронула гражданское общество, публичные институты, и получить поддержку подавляющего большинства населения.

Общественно-политическая ситуация в Московской области стабильна, серьёзных протестных акций в 2020 году в регионе не было. Воробьёв в целом контролирует региональные элиты. Конфликтов при взаимодействии с Московской областной думой не возникает: 38 депутатов из 50 – «единороссы».

Наталья БАЛЫНСКАЯ — эксперт Челябинского областного регионального отделения Российского общества политологов, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления и управления персоналом МГТУ им. Г. И. Носова (г. Магнитогорск)

За короткий срок глава Челябинской области Алексей Текслер смог взять под контроль политическую ситуацию в регионе.

Губернатор своим авторитетом «вытянул» итоги «Единой России» на выборах в Законодательное собрание, был назначен секретарём регионального отделения партии. Это сильный и ресурсный игрок на политической арене, который всё держит под контролем.

Губернатор выполнил все обязательства по проекту «Магнитогорск – вторая столица Южного Урала». Это заметно в регионе и во втором после Челябинска крупном городе – Магнитогорске. Дело не только и не столько в выполнении обязательств, а и в том, что многие вещи делаются на опережение: например, цифровизация школ, обновление парка трамваев, ремонт дорожного покрытия, софинансирование парка «Притяжение».

Хорошо также реагировал глава на ситуацию с пандемией: все его решения следовали вовремя и были адекватными.

Что мне больше всего импонирует: до Текслера не было проектов с таким грандиозным размахом, как «Притяжение», строительство бассейна на территории МГТУ им. Г. И. Носова, создание центра «Сириус» на базе детского лагеря МП «Отдых. Это говорит о его качественной управленческой позиции. Работа в регионе видна.

Добавить комментарий