Семинар-совещание РОП по подготовке учебника и школьного предмета по основам политики

9 апреля 2022 года в подмосковном доме отдыха МГУ имени М.В. Ломоносова в Красновидово Российское общество политологов провело семинар-совещание по подготовке школьного учебника и предмета, разрабатываемых отечественным политологическим сообществом. 

Участие в семинаре в смешанном, очно-дистанционном, формате приняли известные российские специалисты в области политологии и политологического образования, обсудив следующие вопросы:

  • Преподавание основ политики в школе: состояние, проблемы и недостатки. Потребность в школьном предмете по основам политики.
  • Как должен называться школьный предмет об основах политики в школьной программе: «основы политологии», «основы политической науки», «политика как сфера общественной жизни»?
  • Какое место в школьной программе должен занимать курс по основам политики: возраст учеников, длительность предмета, недельная нагрузка, годовая нагрузка?
  • Структурная составляющая предмета: политика как явление, группы интересов, политические акторы; основы политических систем; политическое участие молодежи; политические процессы современности: международные акторы, место России в международных отношениях, локальная политика. Какие блоки/единицы должны войти в структуру учебного предмета и школьного учебника?
  • Роль предмета об основа политики в образовании молодого поколения. Смыслообразующая функция. Формирование гражданской идентичности и самоидентификации. Социальное и гражданское становление ученика.

Ведущим семинара-совещания выступил сопредседатель Российского общества политологов — член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории и теории политики, доктор исторических наук, профессор Андрей Юрьевич Шутов.

В начале семинара участники выразили озабоченность появлением Письма Минпросвещения России от 14.12.2021 №АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)»), а именно содержащимися в нем рекомендациями исключить из профессионального стандарта педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитателя, учителя) блоков по обучению социологии, культурологии и, соответственно, политологии.

Все фотографии участников семинара доступны в альбоме

В своем вступительном слове А.Ю Шутов выразил мнение, что ярким примером результатов внедрения смыслов на уровне учебников и школы в течение последних 30 лет является ситуация в соседней стране, что стало, в том числе и результатом формирования сознания нового поколения, упорно участвующего в сопротивлении войскам Российской Федерации, несмотря на неоднократные предложения сложить оружие.

Заместитель декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии Андрей Вячеславович Абрамов представил доклад на тему: «Формирование политических знаний у современных российских школьников: вопросы теории и практики«, в котором подчеркнул, что в настоящее время в современной школе воспитательная работа ведется зачастую довольно хаотично, проблему чего мог бы решить разрабатываемый предмет, помогая транслировать ученикам смыслы. Современный школьник в потоке учебной информации не понимает учителя, поэтому важно, чтобы с детьми работали педагоги различных профилей — специализирующиеся и на поколенческом разрыве, и на социальной психологии, и т.п.

Специалист по учебно-методической работе кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета, преподаватель Предуниверситария МГЛУ Азаренкова Алина Александровна в своем выступлении поделилась с присутствующими опытом преподавания политологии в Предуниверситарии, а также презентовала программу обучения, рассказав о месте в структуре обучения предмета «Основы социально-политических наук».

Заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор Владимир Александрович Гуторов предложил при разработке структуры учебника для школьника избежать копирования студенческого учебника: «необходимо особым образом открыть детям мир политики, чтобы она не стала отталкивать!»

Кандидат политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Дмитрий Сергеевич Жуков в своем докладе «Критические компоненты школьного курса по основам политологии» обозначил, что целью школьного предмета было бы правильно поставить не подготовку будущих ученых-политологов, а воспитание достойных граждан своей страны, для чего не следует во главу угла при разработке учебника ставить включение некой научной компоненты, а вынести на первое место критический подход, что не принято делать для школьной программы. В связи с чем, Д.С. Жуков предложил следующие шаги:

  • на станицах будущего учебника стоило бы подвергнуть критике современную трактовку тоталитаризма как искусственную идеологическую концепцию;
  • для противодействия попыткам уравнять нацизм и политическую систему СССР необходимо подробно рассмотреть феномен русофобии, в частности, его современные актуальные проявления;
  • важно упоминание примеров фальсификации истории, поскольку войны памяти — это предмет политологии, в рамках изучения которого школьники должны увидеть последствия для тех обществ, которые эти войны проигрывали;
  • включить в содержание учебника историю политической мысли с разъяснением того, что в настоящее время в ведущих странах классические западные теории рассматриваются уже как архаика, вместе с тем, поддержание к ним интереса в незападных странах выгодно с целью продолжения распространения инструмента влияния как на «туземцев»;
  • в учебнике необходимо отразить мысль о том, как важно уметь правильно интерпретировать историю, чтоб не стать объектом, на который направлены технологии ее фальсификации.

Заведующий кафедрой истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, профессор Ширинянц Александр Андреевич напротив, выразил убежденность в том, что формат учебника для школьников не должен предполагать отражение полемики и содержать противоречивые аргументы критического характера. Учебник не является пособием для молодых исследователей, значит, он должен быть построен только на фактах и выводах, отражающих ключевые ценности общества. Также А.А. Ширинянц внес предложение об организации грантового конкурса на создание учебника по основам политических знаний для школ, с привлечением ресурсов партнера РОП — Экспертного института социальных исследований.

Сопредседатель Российского общества политологов — депутат Законодательного собрания Ленинградской области, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения РОП, доктор экономических наук Еремеев Станислав Германович выразил точку зрения, что более важной задачей для политологического сообщества является не столько подготовка учебника, сколько способность нынешнего профессионального педагогического состава в школах осмыслить данный материал, чтоб в правильном ключе преподнести его ученикам. Проблема здесь связана с тем, что современные учителя являются в своей массе представителями постсоветских поколений, для которых свойственна определенная инерция и понимание учебного процесса как образовательной услуги. Это обусловлено и давлением со стороны родителей на учителей, недовольных, если их дети могут стать объектом тех или иных манипуляций.

Также С.Г. Еремеев поставил перед коллегами следующие вопросы:

  1. В нынешних условиях недопустимо, чтобы государство отдало систему образования, в том числе школьного, на откуп хаотичным процессам.
  2. Необходимо признание властью, что школа является важнейшим инструментом воспитания гражданина, что означает значимость контроля над данным процессом со стороны государства.
  3. Вместе с тем, имеется незначительное количество структур, которые нацелены на развитие основной функции школы — воспитательной, что обуславливает необходимость проявления политической воли со стороны государственной власти для взятия под контроль воспитания в школе.
  4. Государству требуется уделить особое внимание педагогическим вузам и подготовке ими профессиональных кадров.

В качестве примера последствий нынешней ситуации в образовании Станислав Германович привел высокое качество математической подготовки и значительное число эмигрирующих в зарубежные страны специалистов с блестящей математической подготовкой. Вместе с тем, при нынешнем отсутствии системы воспитания в школах не удается, помимо подготовки хороших специалистов для чужих стран воспитать еще и гражданина, в первую очередь, своей страны, который не захочет никуда уезжать.

Декан высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова Третьяков Виталий Товиевич обратил внимание присутствующих на то, что школьный учебник, рассчитанный на детей, должен иметь формат катехизиса, в виде вопроса-ответа, что особенно важно в условиях непостоянства современной политики. В качестве таких вопросов, ориентированных для изучения школьниками, можно раскрыть следующие:

  1. Цель политики. К примеру, в 1990-е гг. целью политики в России было уничтожение советской политики.
  2. Сущность власти. А именно: способы ее достижения, эффективность, удержание, поиск путей для реализации и т.п.
  3. Виды духовной власти. Здесь можно раскрыть роль религиозной власти, власти Церкви в истории цивилизации, сравнив светскую и духовную власть.
  4. Национальные особенности системы власти. Рассмотреть корни проявлений в России византийский, древнерусской и др. моделей.
  5. Проблемы лидерства. Лидерство как особая форма участи в политике.
  6. Восстание как форма политического участия и политический процесс. Разновидности: революции, забастовки, стачки.
  7. Народное представительство. При его рассмотрении следует отметить, что политические партии становятся устаревшим механизмом представительства для России.

Профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Перевезенцев Сергей Вячеславович выразил мнение, что для выбора места нового школьного предмета в учебном процессе не следует ориентироваться на отдельный год обучения, и даже на два, например, в 6-7 классах. Эксперт призвал к разработке целой линейки учебников, включая отдельный учебник для профильных классов, специализирующихся на изучении гуманитарных и обществоведческих дисциплин.

Система образования, созданная для современной России, по мнению С.В. Перевезенцева, нацелена на изъятие из страны лучших кадров. Поэтому, еще на уровне школы следует не просто создавать и транслировать ученикам смыслы, но и изменить всю систему образования, которая до сих пор построена, по большей части, на американских методиках, разработанных еще в 1990-е гг. специально созданным институтом образования при ВШЭ.

Сергей Вячеславович призвал к разработке, помимо учебников,  российского политического словаря, построенного на собственной трактовке понятий в рамках российской политической традиции.

Следует перестать внедрение в сознание школьников восприятия некой идеальной демократии как самой важной цели, а любого политического строя лишь как средства ее достижения. Ив связи с изменением существующего мирового порядка и места России в нем, новый учебник должен разрабатываться как учебник будущего, то есть, в виде предложения того, что должно достичь общество и государство.

Важной проблемой, по мнению С.В. Перевезенцева, является то, что в ситуации, когда ключевые для общества смыслы не раскрыты на высшем государственном уровне, и школьный учитель тем более не будет понимать, как их трактовать.

Исполнительный директор Российского общества политологов, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, профессор Игорь Иванович Кузнецов посвятил свое выступление исследованию структуры и состояния профессионального педагогического корпуса. Он обозначил, что из примерно 1 млн. 087 тыс. российских учителей и педагогов высшее образование имеют только чуть более 50%, при этом, специалисты в гуманитарной сфере — только 1/3.

23% педагогов в России имеют возраст до 35 лет, что обуславливает формирование их собственного мировоззрения в период распада СССР и последовавших преобразований. Еще 27% — это специалисты от 35 до 50 лет, у которых уже иной опыт специализации.

В связи с обозначенной ситуацией, в России ощущается необходимость переподготовки и регулярного повышения квалификации имеющихся педагогических кадров, в также востребованность учебника для педагогов, который бы ориентировал их самих в части понимания преподавания основ политики. Осмыслить, в том числе в рамках дискуссий, нынешний кризис отечественным учителям помог бы запуск специальных курсов, семинаров,других форм взаимодействия.

В представлениях большинства современных учителей слабо раскрыта история кризиса вокруг Украины, также имеется пробел в понимании феноменов наций  и этносов. На данную ситуацию влияет тот факт, что целое поколение нынешних учителей не изучало произведения классической советской литературы, в связи с чем картина мира самих педагогов была сформирована без основных маркеров советского «золотого канона» культуры.

Следующей проблемой И.И. Кузнецов обозначил нынешнюю инфраструктуру ЕГЭ, в которой сильно выражен материал финансово-экономического профиля, однако недостаточно отражен социо-гуманитарный блок. Разработкой содержания правового и экономического блоков занимаются не педагоги, а департамент финансовой грамотности при Минфине России, созданный по лекалам зарубежных игроков в России в 1990-е гг. Вопросы социологии, политики, культурологии в учебных материалах растворены между другими блоками школьной программы.

Обозначенные И.И. Кузнецовым проблемы диктуют необходимость восполнения различных пробелов в мировоззрении педагогов — будущих преподавателей предметов, посвященных основам знания о политике.

В ходе мероприятия прозвучали доклады других участников, а также состоялась дискуссия между участниками семинара.

Заместитель декана по научной работе факультета политологии, доцент кафедры российской политики МГУ, кандидат политических наук Бронников Иван Алексеевич обратил внимание на необходимость разработки, помимо учебника, интерактивных инструментов, прилагающихся к нему, поскольку интерес современного школьника к данным технологиям будет сильно стимулировать и изучение предмета.

Другой заместитель декана факультета политологии, заведующий лабораторией политико-правовых исследований МГУ, доктор политических наук Мамычев Алексей Юрьевич подчеркнул, что в настоящее время отсутствует внятная методика для педагогов преподавания социально-политических предметов, что обуславливает необходимость организации изучения учителями политической грамотности и сущности понятий политика и общество.

Заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, доктор политических наук, профессор Белозеров Василий Клавдиевич привел в качестве примера институт офицеров по работе с молодежью в вооруженных силах Германии, издание в этой стране для педагогов еженедельной газеты и ежемесячного журнала с названиями «Политическое образование». Данную работу ведут специально созданные федеральный, а также земельные центры политического образования.

Также с докладами выступили:

  • руководитель Нижегородского областного регионального отделения Российского общества поитологов, член Президиума РОП, директор Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, профессор кафедры истории и теории международных отношений, доктор политических наук, профессор РАН Рыхтик Михаил Иванович на тему: «Кому, когда и зачем говорить о политике в школе»;

  • заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук Соболев Владимир Андреевич на тему: «Просвещение или пропаганда: опыт преподавания политологических дисциплин в СССР».

В дискуссии в рамках круглого стола приняли участие:

  • заведующий кафедрой российской политики факультета политологии МГУ, доктор философских наук, профессор Коваленко Валерий Иванович;
  • заведующий кафедрой этнополитологии факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор политических наук, профессор Ачкасов Валерий Алексеевич;
  • заведующая кафедрой прикладного анализа международных проблем Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Заслуженный деятель науки РФ, доктор политических наук, профессор Шаклеина Татьяна Алексеевна;
  • доцент кафедры российской политики факультета политологии МГУ, доктор политических наук Белов Сергей Игоревич;
  • доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ, кандидат исторических наук Каратеев Артем Юрьевич;

и другие участники семинара.

 

По итогам обсуждения участники сошлись во мнении о необходимости для российского политологического сообщества и отечественной системы образования составить открытое письмо для направления в профильные органы власти и государственному руководству о необходимости усиления подготовки педагогических кадров и работы по формированию грамотного политического мировоззрения, патриотической и гражданской позиции подрастающего поколения, посредством корректировки школьных предметов социально-гуманитарного профиля, а также поддержки на государственном уровне реализации концепции учебника по основам политических знаний, разработанной в рамках целого ряда семинаров-совещаний Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов».

Добавить комментарий