Газета «Известия» об участии экспертов РОП в семинаре цикла «Россия-2030»

Оригинал публикации: Известия — «В Конституцию РФ предлагают вернуть статью об идеологии. Эксперты и политологи обсудили патриотическую стратегию будущего России»
Автор: Елена Ладилова

Для консолидации общества, элит и выработки общего вектора развития государства необходима идеологическая основа, которая станет своего рода «дорожной картой». К такому выводу пришли политологи, социологи и историки в ходе семинара «Россия-2030», организованного в Севастополе Экспертным институтом стратегических исследований (ЭИСИ), выступающим экспертной площадкой администрации президента.

Глава совета директоров ЭИСИ (и сопредседатель Российского общества политологов — декан факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор исторических наук, профессор — прим. РОП) Андрей Шутов заявил «Известиям», что идеология необходима как некая программа, стратегия будущего России.

— Она должна соответствовать современной реальности, опираться на исторические традиции и содержать в себе алгоритм движения в экономическом, социальном и культурном пространствах, — пояснил Андрей Шутов. — Идеология — это начало движения, это стратегия и, как теперь модно говорить, «дорожная карта» по ее реализации. Идеология сама по себе, если не дает путь движению, беспомощна. А если там содержится программа, то этот набор мер можно реализовать, подкрепив соответствующими ресурсами.

Конституция, по словам главы совета директоров ЭИСИ, содержит универсальные положения, адаптированные для России и позволяющие организовать это движение. Для его реализации необходимы соответствующие ресурсы — материальные, административные и политические.

— Возвращение понятия идеологии в конституцию — политический вопрос, с одной стороны, а с другой — вопрос политической конъюнктуры, — полагает Андрей Шутов. — Мне кажется, идеологическая скрепа, которая зафиксировала бы базовые ценности, конечно, необходима и будет принята обществом.

Об этом же в ходе семинара заявил и профессор МГУ (и эксперт РОП — прим. РОП) Александр Ширинянц.

— Консолидация и сплочение граждан возможны только на основе идеологии, которая устранит проблему самоидентификации. Она (идеология. — «Известия») ставит рамки того, что можно и что нельзя делать в обществе. В ней концентрируются ценности, обозначается смысл общественного развития, — заявил Александр Ширинянц, добавив, что 90% граждан России считают себя представителями российской нации и «необходимость в идеологии назрела».

Эксперты отметили, что трудности в реализации идеологической основы могут возникнуть при попытке объяснить ее необходимость молодежи. С одной стороны, она с удовольствием участвует в акции «Бессмертный полк», с другой, с трудом коммуницирует со старшим поколением. Дети и подростки погружены в технологии интернета, соцсети, игры, медиа, язык которых не интересен их бабушкам и дедушкам, полагают эксперты. В итоге они не могут передать внукам и правнукам свой исторический опыт.

Наличие веб 2.0 (современные интернет-проекты и сервисы, развиваемые и улучшаемые их пользователями) не только отдаляет поколения друг от друга, но и заменяет содержание знаний — их качество падает, резюмировали эксперты. Поисковые системы не располагают оценочными критериями, а выдают информацию в основном по ее временному появлению. В итоге у молодого поколения отсутствует «смысловая матрица», они полностью погружены в виртуальную реальность. А власть еще не выработала механизмы регуляции интернет-стратегии.

— Научное и экспертное сообщество медленно осваивают медиа и интернет. Очень важно их активно использовать. Сейчас есть недостаток этого, причем это важный инструмент коммуникации с молодежью, так как благодаря ему (интернету. — «Известия») изменилась направленность социализации. В веб 2.0 отсутствует патриотизм, — полагает доцент кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ (и эксперт РОП — прим. РОП) Иван Чихарев.

Потеря качества контента дезориентирует школьников и студентов и влияет на их социальное поведение. Веб 2.0 так и не стал горизонтальным средством коммуникации, добавил эксперт.

— У нас разрыв поколений, который может оказаться пропастью. Старшие не осваивают формы общения со своими потомками. Дети не понимают мнений взрослых. Это заставляет нас идти друг к другу через Сеть и быстрее выстраивать коммуникацию с другими поколениями, — пояснил Андрей Шутов. — Например, в обществознание предлагается ввести курс коммуникации через Сеть. Октябрята и пионеры ушли в прошлое.

Руководитель регионального отделения Российского общества политологов Дарья Маковская сообщила, что ее 17-летний сын изучает историю по телепрограммам.

— Он рассказывал, что на уроке истории в 11-м классе они смотрят программу «Намедни», — сообщила она.

Андрей Шутов заметил, что клиповое сознание молодежи «парализовало контекстное мышление или восприятие длинного текста».

— Это влияние средства на содержание. Форма блокирует содержание. Если мы не будем знать, как разблокировать содержание, мы можем проиграть, — резюмировал он.

До конца года ИЭСИ планирует провести аналогичные мероприятия в 10–12 городах России. Уже намечены семинары во Владивостоке, Ярославле и Томске.