Эксперт Саратовского РО РОП Григорий Барашков о гражданском обществе в Саратовской области

История Саратовской области довольно основательная, но юридически Саратовское наместничество было образовано в 1780 году в составе девяти уездов. Позже, в 1797 году появилась Саратовская губерния. Наконец, по Конституции Советского Союза 1936 года Саратовский край был преобразован в Саратовскую область. Сейчас этот субъект федерации имеет и стратегическое значение — на востоке области проходит государственная граница России с Казахстаном. О гражданском обществе региона рассказал в своем интервью эксперт Саратовского областного регионального отделения Российского общества политологов, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук юридического факультета Национального исследовательского Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Григорий Барашков.

— Григорий Михайлович, какие в современной политической науке существуют основные подходы к проблеме гражданского общества?

— В современной политической науке существуют два наиболее заметных подхода к проблеме гражданского общества:

— во-первых, гражданское общество представляется как теоретическое понятие, не имеющее точной привязки к историческим реалиям, как государство, общество, закон. Из этого посыла следует, что возможно бесконечное множество реальных и равноправных моделей гражданского общества. Поэтому, бессмысленно концентрировать внимание науки исключительно на западном опыте;

— во-вторых, гражданское общество – это ряд конкретных исторических форм, которые могут и должны быть повторены другими общностями. В данном случае, западные гражданские общества условно являются эталоном, по отношению к которому создаются национальные формы гражданских обществ.

Ключевой структурной проблемой обоих подходов является исходная установка на восприятие любой формы (модели) гражданского общества как органичной, внутренне целостной, в которой есть устойчивая связь смысла, формы и функций. Такая установка в полном смысле имеет характер религиозного верования, основанного на многовековом наблюдении европейцев за успехами их собственных либеральных политических и экономических систем, и самоубеждения их в том, что принесенные европейцами в жертву буржуазному развитию культурные, материальные и человеческие ресурсы, не пропали зря. Если какое-либо общество прибегнет к средствам демократического развития, то оно должно проникнуться глубоким осознанием «истинной» сущности тех ценностей, идей и институтов, которыми начинает оперировать. Это верование, с другой стороны, поддерживалось и поддерживается готовностью политических и культурных элит обществ, еще не вставших на буржуазный путь развития, но симпатизирующих материальному благополучию «западной» цивилизации, чтобы использовать идеи и ценности либерализма для убеждения собственных граждан в необходимости отдать максимум общественных ресурсов в руки своих национальных либерал-реформаторов.

Это верование, достаточно далекое от свойств самой современной «западной» либеральной теории, вынуждено списывать на издержки современной и прежних модернизаций тот факт, что даже в успешно развивающихся либеральных системах (североамериканской, западноевропейской) внутренней органичности смысла (идеологии существования системы), ее институционального дизайна и функциональности достичь удается крайне редко. Примером тому служат периодически возникающие в этих системах политические, экономические и культурные кризисы. Это, собственно, и провоцирует современных политических теоретиков на постоянные разговоры о кризисе современной либеральной демократии и необходимости вернуть устоявшимся и легитимным формам демократической организации смысл, который мог бы вдохновлять современные общества на прогрессивное развитие и самоограничения ради этой эволюции.

— В одной из своих научных работ Вы писали об аналоговых формах гражданского общества. Поясните, пожалуйста, этот аспект.

— «Аналоговость» в данном случае подразумевает, что в развивающейся политической системе, участвующей в цивилизационной конкуренции с другими системами, исторический опыт и накопленные ресурсы которых она намеревается использовать в своих интересах прямо, например, путем привлечения идей, технологий, инвестиций, или косвенно (создавая такие же ресурсы у себя путем, например, модернизаций и социальных мобилизаций) изначально не предусмотрено органической связи между идеологически отрефлексированным смыслом существования этой системы, формами этого существования и функциональностью основных институтов. Более того, такая органичность не является для аналоговой системы в целом, или в отдельных ее составляющих, принципиально важной и желательной. Смысл существования такой системы состоит в том, чтобы использовать формы, принципы, механизмы, наработанные в ходе исторического развития одних социально-политических систем для решения именно их, очень конкретных и специфических задач, для решения совершенно других задач, часто даже не очень конкретных.

Такой теоретический подход с позиции деления современных политических систем по принципу организации и развития на «органичные» (понятие заключено в скобки в виду того, что в реальности этой органичности достичь редко кому удается, но она заложена в самой программе развития таких социально-политических систем, как некоторая идеальная цель, к которой нужно стремиться, и которая оправдывает весь прогресс со всеми его неизбежными издержками») и «аналоговые» (понятие также заключено в скобки, поскольку формально никто не слышал и вряд ли услышит заявления политических элит, что они проводят политические и экономические модернизации своих систем, руководствуясь иными целями, нежели достижение их органического состояния по всем позициям) дает возможность определенным образом структурировать политическую картину современного мира и объяснить некоторые важные парадоксы.

— Одним из связующих звеньев между социумом и государством в нашей стране является Общественная палата РФ. К примеру, Общественная палата Саратовской области постоянно обновляет так называемую «Карту гражданской активности в районах». Какими еще направлениями занимается эта саратовская организация?

— В октябре 2007 года депутатами Саратовской областной Думы был принят закон «Об Общественной палате Саратовской области», что способствовало усилению одной из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству – функции общественного контроля и экспертизы. Деятельность Общественной палаты Саратовской области появилась в условиях, когда процесс политических и социальных реформ выявил потребность населения в структурах, способствующих ускорению процесса создания правового сопровождения гражданской организации общества.

Согласно принятому закону Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти области и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.

В рамках общей стратегии деятельности Общественной палаты ее члены для участия в заседаниях органов власти Саратовской области, в том числе в общественных советах, функционирующих при них.

Большое место в деятельности Общественной палаты занимает работа с обращениями граждан. В зависимости от проблем, с которыми граждане обращаются в Общественную палату, их рассмотрением занимаются профильные комиссии.

Общественная палата организует и проводит форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни, ежегодно подготавливает и публикует доклад о состоянии гражданского общества в Саратовской области.

Статус Общественной палаты области в целом соответствует статусу аналогичной федеральной структуры.

— Недавно в регионе состоялся «Гражданский форум Саратовской области». Что это за мероприятие?

— Одной из ключевых задач исполнительной власти региона является оказание содействия в реализации гражданских инициатив, идущих снизу. В данном случае, наиболее действенным механизмом выступает организация конкурсов социальных и культурных проектов. Наряду с финансовой поддержкой деятельности общественного сектора, реализуется комплекс организационных мероприятий, позволяющий развивать коммуникативные функции гражданского общества.

Примером, отражающим качественно новый уровень взаимодействия, выступают Гражданские Форумы Саратовской области (первый Гражданский форум Саратовской области состоялся в ноябре 2008 года). Они способствовали вовлеченности гражданского сектора муниципальных образований губернии в областную систему межсекторного взаимодействия. Данные мероприятия являются долгосрочными ежегодными моделями, способствующими управлению общественными процессами, задаваемыми на основе всестороннего учёта интересов современного общества через формирование широкой экспертной деятельности в выработке управленческих решений и привлечения ресурса гражданского общества к реализации совместно принятых решений.

Не стал исключением и последний Гражданский форум, состоявшийся в декабре 2014 года. В рамках работы форума прошли заседания многочисленных общественных групп и организаций, в которых также смогли принять участие все заинтересованные в заявленной тематике дискуссионных площадок жители области. Работа форума проходила по нескольким направлениям в рамках, так называемых, переговорных площадок, главной целью которых был обозначен диалог представителей различных сообществ с чиновниками.

Одной из центральных площадок форума стал круглый стол «С чего начинается Родина?» с участием губернатора Саратовской области В.В. Радаева, на которой было заявлено о необходимости патриотического воспитания молодежи через понятные им (молодежи) способы – спорт, волонтерское движение, молодежные ассоциации и форумы. Именно патриоты смогут сохранить страну, накопленный многими поколениями позитивный потенциал, и будут способствовать ее дальнейшему развитию и процветанию.

— Григорий Михайлович, расскажите о других особенностях гражданского общества в Саратовской области.

— В Саратовской области, начиная с 1990-х годов, так же как и в стране в целом, предпринимались попытки развития гражданских инициатив. Именно на указанные годы приходится пик регистрации общественных объединений в регионе. В результате в Саратовской области была сформирована система общественных организаций, охватывающих фактически все сферы жизни общества.

В 2000-е годы взаимодействие власти с «третьим сектором» нашло свое практическое воплощение в создании широкой сети площадок, на которых ведется диалог власти и общества, развивается система грантовой поддержки общественных организаций. Именно на этот период приходится создание структур, позволивших в значительной степени раскрыть потенциал общественных организаций в области взаимодействия с властными структурами. Так, например, для проведения оценки общественной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов с точки зрения их эффективности и целесообразности для жителей области был создан Экспертный совет по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве Саратовской области.

В рамках реализации этноконфессиональной политики в Саратовской области был создан Совет по взаимодействию с национальными и культурными объединениями. Совет является консультативным органом, в состав которого входят представители органов власти и лидеры крупнейших национальных объединений. В функциональные обязанности Совета входит осуществление предварительного рассмотрения вопросов и подготовка предложений для губернатора области, касающихся реализации государственной политики в национальной сфере, а также осуществление разработки предложений и рекомендаций органам государственной власти по совершенствованию национальной политики в регионе.

В августе 2006 года начал работу Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, являющийся консультативным органом, осуществляющий предварительное рассмотрение вопросов, подготовку предложений для губернатора области, которые касаются взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. В работе Совета принимают участие представители органов государственной власти, религиозных конфессий, научного сообщества. Деятельность Совета направлена на взаимодействие исполнительной власти с религиозными объединениями, укрепление общественного согласия и взаимопонимания в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

На уровне местного самоуправления, при главах муниципальных районов, во всех муниципальных образованиях Саратовской области действуют общественные советы, в состав которых входят представители районных отделений политических партий, общественных организаций, национально-культурных объединений, религиозных конфессий. Деятельность данных советов затрагивает широкий спектр региональных проблем – от обсуждения областных законопроектов и взаимоотношения власти с обществом, до бытовых проблем населения. Именно на местное самоуправление возложены наиболее сложные задачи, связанные с практическим осуществлением значительной части социально-экономических реформ и реформы местного самоуправления, в том числе укрепление институтов гражданского общества на уровне муниципалитетов.

В других сферах жизнедеятельности Саратовской области также задействованы площадки по согласованию общественно значимых интересов власти и общества. Так, в частности, в целях содействия реализации приоритетных национальных проектов начали функционировать Совет по реализации национальных проектов при правительстве области, Совет по развитию предпринимательства при губернаторе области и Совет экономического развития. Данные советы представляют собой консультативные органы, в состав которых входят представители бизнеса, научного сообщества, профессиональных объединений.

Поддержка институтов гражданского общества области осуществляется, прежде всего, через реализацию региональных целевых программ «Развитие гражданского общества Саратовской области» и «Национально-культурное развитие народов Саратовской области». Принятие данных программ направлено на развитие институтов гражданского общества, выработку гражданской позиции, способствующей поддержанию мира и согласия между жителями области, противодействию проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Таким образом, как мы видим, в Саратовской области созданы благоприятные условия для развития неправительственных общественных объединений. Активно реализуются государственные программы по их поддержке, развивается сетевой принцип взаимодействия общественных объединений области. У населения региона, общественных организаций, помимо предусмотренных законами форм коммуникации с чиновниками, появился и такой эффективно действующий механизм привлечения общественности к решению тех или иных проблем, как использование различных площадок для диалога власти и общества.