Эксперт Амурского РО РОП Алексей Киреев о политике Китая в рамках ШОС

Общая территория входящих стран в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (сокращенно — ШОС) составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Крупнейшие страны этого геополитического региона — Россия и Китай. Как видно, это политико-географическое образование имеет серьезное значение для международных отношений. На тему ШОС рассуждает эксперт Амурского областного регионального отделения Российского общества политологов, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, философии и культурологи Благовещенского государственного педагогического университета, заместител декана историко-филологического факультета БГПУ по учебной работе, советник главы муниципального образования города Благовещенска Алексей Киреев.

— Алексей Александрович, что из себя в настоящее время представляет Шанхайская организация сотрудничества? В чем ее роль как актора международных отношений?

— Шанхайская организация сотрудничества – это международная региональная организация, созданная в результате подписания в 1996 — 1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Именно стремление соседних государств Средней и Восточной Азии решить мирно пограничные вопросы, наладить долговременное мирное сотрудничество, стало главным стимулом при сближении указанных государств. Это тем более важно, если сравнить с тем, что в это же время на территории бывшего Советского Союза возникла и развивалась целая череда локальных вооруженных конфликтов. Истоки многих из них лежали, в том числе в территориальных спорах. Тот факт, что участники ШОС смогли погасить конфликтный потенциал, направив усилия на взаимовыгодное сотрудничество, является знаковым моментом в истории современных международных отношений.

На сегодняшний день повестка ШОС далеко вышла за пределы первоначальных вопросов. В основном решены пограничные проблемы. Налажено взаимодействие в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, развивается военное сотрудничество. Появились заявки на расширение организации от таких государств как Индия, Пакистан, Иран. Недаром многие западноевропейские и американские политологи пытались и пытаются сопоставлять ШОС с НАТО, видя в ней противовес Североатлантическому альянсу в регионе. В тоже время участники ШОС всегда подчеркивали, что эта организация не является военным союзом.

Все это свидетельствует, что идея ШОС нашла отклик именно как региональный противовес политическому давлению со стороны НАТО, США и Западной Европы.

— Каким образом Китай налаживает со странами-участницами ШОС политическое сотрудничество с целью ограничения экспансии США в регионе?

— Китайская Народная Республика стояла у истоков этой организации и старается по сию пору играть большую роль в ее деятельности. Вообще, участие Китая в региональном сотрудничестве являлось свидетельством больших изменений в его внешней политики. В 1980-е – 1990-е годы с переходом к активной экономической модернизации, была принята военно-политическая доктрина, согласно которой для обеспечения выполнения социально-экономических задач, во внешней политике необходимо было обеспечить «стабильное бесконфликтное» существование. Иными словами, решить накопившиеся за много лет проблемы мирным путем. ШОС помогла достичь этой цели, и КНР будет сохранять ей приверженность, так как модернизация экономики Китая продолжается и основные ресурсы направлены в эту сторону. Кроме этого, основные направления развития ШОС – борьба с терроризмом и экстремизмом, развитие военного сотрудничества и т.д., входят список приоритетов внешней политики КНР в плане развития регионального сотрудничества.

На американо-китайские отношения ШОС также оказывает большое влияние. С точки зрения Вашингтона страны-участники ШОС являются в той или иной степени авторитарными государствами. В свою очередь, страны ШОС с недоверием относятся к интервенционистской политике США и настаивают на развитии многополярного мироустройства. Эти обстоятельства создают для стран ШОС определенную основу для сотрудничества против вовлечения США в регионе и, в перспективе, даже для выталкивания США из Центральной Азии. Для Китая ШОС это противовес тем государствам, которые в своих взаимоотношениях с ним опираются на помощь США. Это, прежде всего, Япония. Кроме этого, развитие сотрудничества в рамках ШОС, само по себе ограничивает влияние США в регионе, создает им противовес, а это выгодно Пекину, который стремится не допустить чрезмерного роста в своем политическом ареале влияния других великих держав.

— Важным направлением ШОС является партнерство стран в сфере антитеррористической безопасности. Насколько важную роль здесь играет КНР?

— Членов ШОС объединяет общая угроза терроризма и исламистского экстремизма. Эта проблема остро стоит на Северном Кавказе, Узбекистане и Киргизстане, Таджикистане, Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Страны ШОС осознают транснациональный характер этой угрозы и активно сотрудничают в противодействии ей. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Для КНР важен именно аспект уйгурского экстремизма и сепаратизма. То, что данная проблема не является надуманной свидетельствуют террористические акты не только непосредственно в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, но и в других крупных городах, включая Пекин. Руководство Китая опасается, что уйгурские сепаратисты могут получить помощь из региона Средней Азии, где проблема исламского экстремизма присутствует в большом масштабе. Поэтому Пекин предпочитает сотрудничество с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизстаном, тем самым перекрывая террористам на своей территории каналы поддержки.

В рамках ШОС в 2002 году была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС ШОС). Ее задачи определены по трём приоритетным направлениям:

— координация и взаимодействие компетентных органов стран — участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.;
— участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.;
— формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.

Таким образом, на межгосударственном уровне борьба с терроризмом в рамках ШОС носит информационный характер. В отличие от НАТО участники ШОС избегают широкомасштабных совместных военных акций против террористических организаций. Таким образом, участники ШОС чтят территориальную неприкосновенность и государственный суверенитет друг друга.

— Что можно сказать о российско-китайских отношениях в формате Шанхайской организации сотрудничества?

— Международные интересы России и КНР хорошо дополняют друг друга, между двумя странами наметилось стратегическое сотрудничество. Россия признает вопрос Тайваня «внутренним делом» КНР, в КНР с пониманием относится к контртеррористической операции России на Кавказе. Россия заинтересована в восстановлении своих политических позиций в Средней Азии, а КНР хотела бы видеть Среднюю Азию надежным поставщиком энергоресурсов и политически стабильным регионом. Обе страны разделяют мнение о том, что Соединенным Штатам в Средней Азии нечего делать.

Однако не следует преувеличивать антиамериканский потенциал ШОС. Во-первых, ШОС все еще существенно слабее США экономически и особенно в военной сфере. Во-вторых, полного доверия и единства мнений между странами ШОС также не наблюдается: правящие элиты Средней Азии не готовы вернуться под полный политический контроль России (или попасть под контроль КНР); Россия испытывает определенные опасения по поводу будущего малонаселенной Восточной Сибири, граничащей с перенаселенным Китаем; КНР сотрудничает не только с Россией, но и с другими странами-соседями, и импортирует энергоносители из многих источников, не только из Средней Азии и Сибири. Однако в среднесрочной перспективе ШОС будет сохранять единство, чтобы противодействовать вмешательству США в регионе, но это не значит, что ШОС готова бросить Соединенным Штатам вызов в качестве альтернативного им центра силы.

— Недавно Вы в соавторстве опубликовали монографию «Современный Китай и его окружение /Отв. ред. Д.В. Кузнецов и Д.В. Буяров. – М.: УРСС, 2014». Расскажите об этом исследовании.

— Данная монография является частью большого проекта под общим названием «Современный Китай». С 2011 года выпушено уже четыре коллективных монографии – «Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология», «Традиционный Китай на пути к модернизации», «Современный Китай в системе международных отношений». Цель данного проекта – популяризация знаний о нашем близком соседе, его истории. Недаром выбран аспект современности, ведь мы имеем дело с современной страной, бурно развивающейся экономикой.

Значение Китая трудно переоценить для нашей страны. Часто слышим о противоположности наших культур. Это не так. У нас много общего и в историческом плане и в культурном. Для укрепления сотрудничества на массовом уровне необходимо распространять знания об этой стране, ее обычаях, направлениях развития. Поэтому проект носит научно-познавательный характер и адресуется ко всем, кто хочет побольше узнать о современном Китае во всех его проявлениях.

Круг авторов монографий в основном постоянен. Это ученые исследователи из Благовещенска и других городов Дальнего Востока России. Однако к участию в отдельных монографиях привлекались и ученые из центральных ВУЗов страны и из-за рубежа. Мы надеемся продолжать этот проект, поскольку тема Китая, интерес к нему будут только расти.