Санкт-Петербургский эксперт РОП Т. Кулакова – о специфике Goverment Relations

По мнению известного специалиста в области Government Relations П.А. Толстых, непосредственной целью GR является выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами (заинтересованными, причастными к власти сторонами). Кажется, — все просто. Тем не менее, в настоящее время остается путаница в терминологии этой проблемы — например, встречаются некорректные отождествления лоббизма и GR. Хотя между GR и лоббизмом существуют разительные отличия — если лоббизм является технологией для продвижения интересов компании в органах власти, то GR выступает составной частью общего менеджмента и цели его более глобальные. Татьяна Кулакова, эксперт Санкт-Петербургского городского регионального отделения Российского общества политологов, доктор политических наук, доцент кафедры политического управления факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета постаралась осветить некоторые аспекты такого малоисследованного явления как GR.

— Татьяна Александровна, что такое Government Relations? И каковы особенности этого феномена?

— Government Relations или «связи с правительством» — это стратегия коммуникативного менеджмента, направленная на формирование позитивного восприятия какого-либо объекта с целью укрепления доверия и налаживания взаимовыгодного результативного сотрудничества бизнес-корпорации, социального института или общественной организации с органами государственной власти (правительством).

Этот механизм появляется в западных странах в 80-90 годы прошлого века, когда начинается переформатирование функций государства, повлекшее изменения отношений бизнеса и власти, расширение влияния некоммерческого сектора на принятие государственных решений, участие бизнеса и гражданских институтов в публичных делах (Public Affairs).

В постсоветский период в России «связи с правительством» возникают для согласования частных и групповых интересов с органами государственной власти. Наибольшее распространение получил лоббизм (одна из технологий GR) как практика решения бизнесом конкретных вопросов существования и развития. В настоящее время разумно рассматривать Government Relations как функцию корпоративного управления, как деятельность GR-подразделения организации, как способ вовлечения в публичность граждан и групп граждан, как один из приемов управления публичной политикой – если брать уж совсем широко.

Если в 2005 г. мы рассматривали GR как стратегию коммуникативного менеджмента, цель которого – согласование интересов организации с интересами органов власти различного уровня для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития (подробнее – Кулакова Т.А. GOVERNMENT RELATIONS в процессе принятия политических решений //ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. Вып. 2 СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2005. с. 227), то сегодня, в условиях расширения публичной политики, мы должны фиксировать и изменение управленческих функций данного института. GR-департаменты организаций обеспечивают информационную базу для принятия решений, мобилизуют общественную поддержку или оппозицию готовящимся законопроектам, рационализируя дискуссии по значимым вопросам, поддерживая открытость, прозрачность и эффективность деятельности государственных органов.

Участвуя в выставках, форумах, конференциях, осуществляя мониторинг законодательной деятельности и динамики политических изменений, вырабатывая соответствующие стратегии и способствуя формированию культуры корпорации, GR-специалисты создают позитивный имидж компании в общественной среде, в том числе и в органах государственной власти. Результативность деятельности GR-департаментов оценивается и по их влиянию на финансовое состояние корпораций при создании, продвижении и координации проектов с четко обозначенными механизмами их реализации на условиях частно-государственного партнерства.

 -Насколько серьезно в современной науке изучается вопрос GR?

— Институционализация GR происходит в России вместе с включением в публичное пространство все новых сфер и вопросов, которые прежде находились вне внимания общества. Острота политических дискуссий в публичной сфере провоцирует обострение интереса исследователей к принципам, технологиям и стратегиям акторов осуществления GR-деятельности. Научные концепции формулируются и уточняются по мере развития практической деятельности в этой области. В 2006 году в Санкт-Петербурге состоялся Общественный форум «Формирование системы цивилизованного лоббизма в России», на котором научной общественностью и бизнес-сообществом рассматривались вопросы взаимодействия бизнеса, гражданского общества и власти. Затем был опубликован сборник статей участников форума «Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействий общества и власти» (СПб., 2006), который содержал анализ основных направлений и тенденций развития «связей с правительством».

Различные исследовательские группы выбирают объекты анализа в многоплановой и многоуровневой GR–деятельности, соответствующие методологии и методы анализа, что позволяет составить достаточно полное представление о стратегиях, возможностях и функциях института «связей с правительством» в современном обществе. Знакомство с результатами деятельности исследовательских коллективов позволяет говорить о достаточно глубоком уровне анализа феномена GR в России и за рубежом. Если прежде преобладали поисковые и проблемные научные статьи, то к настоящему времени оформились научные школы со своими концепциями и подходами. За два года московскими и петербургскими учеными издано три учебника по «связям с правительством», что позволяет говорить о появлении устойчивого знания в этой области (например, — Брыкин А. «Взаимодействия с органами государственной власти, или Government Relations» в России. Наука. 2013; GR: теория и практика: Учебник под ред. И. Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013).

В 2012 г. издательством РОССПЭН издано учебное пособие «GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством» под редакцией Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. Кстати, учебное пособие было отмечено дипломом I степени в конкурсе РАПН 2012 г. и дипломом в номинации «Лучшая работа по теории PR» в международном конкурсе PROBA-IPRA GWA 2012 г.

— В одной из своих научных работ Вы писали о роли GR в процессе принятия политических решений. Поясните суть этого явления.

— Система социально-политических взаимодействий современного государства давно уже не сводится к традиционным институтам репрезентативной демократии, а предполагает активное включение институтов гражданского общества, граждан и бизнеса в процесс выработки и реализации политико-государственных решений.

GR использует легитимные механизмы влияния на процесс принятия политических и государственных решений через институт оценки регулирующего воздействия органов государственного управления, советы по предпринимательству, публичные консультации и слушания, рабочие группы и комитеты при законодательных органах власти, общественные советы при министерствах и ведомствах и др. Согласительные процедуры процесса принятия политико-государственных решений в публичном пространстве обеспечивают всесторонний анализ информации и поиск приемлемого выбора, соответствующего общественному благу, на основе конкуренции участников диалога.

Решение принимается и может быть реализовано только при согласовании интересов всех акторов системы государственного управления. Совсем свежий пример. В течение 2014 года Министерством финансов Российской Федерации готовился законопроект о «контролирующих иностранных компаниях» совместно с Министерством экономического развития и РСПП. На этапе подготовки документа РСПП не удалось согласовать и внести в законопроект, регулирующий взаимодействия налоговых органов государства и российских владельцев оффшоров, новеллы, смягчающие достаточно жесткий вариант документа, представленный Министерством финансов Российской Федерации. По предложению Президента России всеми фракциями Государственной Думы Российской Федерации законопроект был внесен на рассмотрение депутатов, минуя правительственные согласительные процедуры, и был рассмотрен в первом чтении. Министерством экономического развития Российской Федерации после сложного переговорного процесса с РСПП в законопроект были внесены поправки, отражающие коллективные интересы бизнес-сообщества (об этом писали – Вислогузов В. «Белый дом потеплел к оффшорам»; Осташко Р. «Бунт против деофшоризации» и др.). В ближайшее время мы сможем оценить результаты сложных взаимодействий правительственных органов и РСПП как коллективного «джиарщика» крупного бизнеса.

— Что можно сказать об уровне институционализации Government Relations в современной России?

— Остановлюсь на нескольких аспектах процесса институционализации Government Relations в современной России.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопросы о законодательном определении отношений бизнеса, бизнес-ассоциаций и общественных организаций с органами государственной власти и о регламентации этих взаимодействий рассматривается более 20 лет, не получив завершения к настоящему времени. Допускаю, что это связано с ограничениями, которые могут затрагивать интересы влиятельных участников реального лоббистского процесса в органах государственной власти. Первый проект Федерального закона Российской Федерации о лоббистской деятельности был подготовлен в первой половине 90-х годов, но не получил поддержки, поскольку в общественном сознании лоббизм был синонимом коррупции. Затем в 2000 г. депутатами Государственной Думы В.И. Зоркальцевым, Г.Н. Махачевым и А.В. Чуевым был внесен проект федерального закона «О правовых основах лоббистской деятельности в Федеральных органах государственной власти», который был отклонен.

Попытки институционализации лоббистской деятельности в России были возобновлены в 2003 г. разработкой и рассмотрением модельного закона «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти». Совет Государственной Думы весной 2014 г. вернул очередной законопроект Федерального закона Российской Федерации «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления» (№ 410475-6) на доработку для выполнения требований Конституции Российской Федерации и регламента Государственной Думы после предварительного рассмотрения. Взаимодействия бизнеса, гражданского общества и органов государственной власти в России неинституционализированы, т.е. нет правил и норм, регулирующих этот вид деятельности.

Два встречных процесса — укорененность связей с правительством как вида профессиональной деятельности в крупных корпорациях и повышение открытости, прозрачности, подотчетности деятельности органов государственной власти, расширение публичности политики и государственного управления — стимулируют целесообразность регламентации «связей с правительством». Произошли существенные изменения отношений власти, гражданского общества и бизнеса, усилилась тенденция на выстраивание полноценного диалога и взаимовыгодного сотрудничества, хотя несколько лет назад в GR-деятельности организаций преобладали тактики теневого лоббизма, избегания конфликтных ситуаций и чрезмерной опеки со стороны государства.

Происходит оформление связей с правительством как вида профессиональной деятельности. В большинстве крупных корпораций созданы департаменты по связям с правительством. В отрасли занято не менее десяти тысяч человек. Специалисты востребованы на рынке труда. Издательский дом «Коммерсант» публикует Рейтинг директоров по взаимодействию с органами власти. Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» исследует цивилизованный лоббизм, выявляя «лучших среди лучших». Публикуются вакансии, требования организаций к кандидатам, которые дают представление о потребностях бизнеса и общественных ассоциаций к специалистам данного профиля.

Также сформированы образовательные программы профессиональной подготовки GR-специалистов. В 2012-2013 учебном году открылась магистерская программа «Отношения с органами государственной власти» на факультете политологии Санкт-Петербургского государственного университета. Выпускники магистерской программы 2014 г. проявили замечательные навыки научного исследования сложных процессов взаимодействия бизнеса, власти и гражданского общества, блестяще защитив свои диссертации. В 2014 году состоялся прием на магистерскую программу «Political Governance and Public Policy» на английском языке, которая привлекла повышенный интерес выпускников бакалавриата не только Санкт-Петербургского государственного университета, но и других высших учебных заведений.

Кафедра связей с общественностью в политическом и государственном управлении Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета открыла подготовку магистров по программе «GR (Government Relations) – связи с органами государственной власти» (по профилю «Реклама и связи с общественностью»).

Обучение по направлению «связи с правительством» ведется в МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, НИУ ВШЭ, МГИМО (У) МИД РФ, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Государственном университете управления.

Создана Национальная ассоциация специалистов по взаимодействию с органами государственной власти, которая интегрирует деятельность ученых и практиков, образовательных учреждений, экспертов, исследовательских, консалтинговых и бизнес-структур. К числу эффективных коммуникативных площадок можно отнести Международную конференцию «GR Конгресс: эффективный диалог бизнеса и власти», Конкурс лучших GR-специалистов, научные конференции в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, которые проводятся два раза в год. Национальная ассоциация GR и компания Bussiness Family проводят «GR networking Day» – ежемесячные встречи GR-специалистов в Москве и Санкт-Петербурге для развития компетенций и профессиональных связей специалистов. Организован ежегодный Всероссийский открытый конкурс студенческих работ «Cristal Government Relations», ключевая тема которого -«Институционализация GR-профессии в России: проблемы и перспективы».

— Татьяна Александровна, есть ли принципиальная разница между отечественными и зарубежными аналогами GR в профессиональной, институциональной и технологической (практической) составляющей? Или такой разницы нет?

Трансплантация любых институтов в другую культурную среду обуславливает некоторые их изменения, трансформации, а иногда и деформации. В институциональной и технологической составляющих деятельности по «связям с правительством» различия связаны, скорее, с особенностями процессов принятия решений, обусловленных структурой государственной власти и режимом ее осуществления. Знания в этой области, наряду с юридической подготовкой и навыками коммуникативных взаимодействий, определяют успешность GR-деятельности.

В профессиональном плане отличия не столь значительны, хотя мы выделяем особенности профессиональной GR-деятельности в США и Европейском союзе. Считается, что в Европе доступ к публичным структурам в большей степени, нежели в США, обеспечивают знания и экспертиза, предоставляемые GR-институтами; также ценятся элементы коммунитарности, неформальности и взаимной обязательности в отношениях партнеров.

 

Добавить комментарий