Руководитель Омского РО РОП И. Ветренко – об игрологической стороне политической сферы

В последнее время важное значение в политической науке занимает теория игр. Серьёзным вкладом в применение концепта игр стала работа Томаса Шеллинга (нобелевского лауреата по экономике 2005 г.) — «Стратегия конфликта». Его труд сообщил дополнительный импульс для политической психологии и конфликтологии. Определенное значение для политико-культурных исследований имеет культурологический анализ игры в работе Йохана Хёйзинга «Homo Ludens». Также большую известность получили модели Льюиса Ричардсона, Роберта Аксельрода, Энтони Даунса и др. Отечественные ученые также стали пытаться объяснить политическое через игровые принципы.

Руководитель Омского областного регионального отделения РОП, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского Инна Ветренко рассказала об особенностях игрологического подхода к политическим процессам.

Инна Александровна, Ваша докторская диссертация посвящена игровым практикам в политическом процессе. В чем пересекается игровая и политическая сферы?

— Сразу хочу отметить, что отождествление игры и политики стало если не привычным, то очень распространенным явлением в жизни нашего общества. Данное явление нельзя назвать инновацией, которая порождена современной политической действительностью, оно имеет глубокие исторические и смысловые корни.

Исследование политики как пространства существования и развития игры практикуется очень давно. Уподобление политики театру можно обнаружить уже у древних. Солон, Нерон, Калигула использовали актерские приемы для управления государством, признавали этот факт и считали вполне естественным явлением. Включение игры в политический процесс находит подтверждение в работе Никколо Макиавелли «Государь». Там игра признается не только как естественная технология для политики, но и как одна из значимых в её содержании. Под политикой Н. Макиавелли понимал совокупность методов и приемов, которыми должен в совершенстве владеть государь, чтобы завоевать власть, сохранять и укреплять её в государстве. Фактически, средневековый исследователь назвал три основные функции игры в политическом пространстве, которые не только не утратили своей актуальности, но и усилили их: получение, сохранение и укрепление власти.

Можно утверждать, чем сложнее и многообразнее становится политическая действительность, тем больше игра превращается в форму ее бытия. Игра в политике проявляется в двух смысловых форматах – «игра в политику» и политическая игра. Первый смысл носит негативный характер, а второй продуктивный (позитивный). При этом мы отдаем отчет в том, что политика не состоит полностью только из игровых практик.

В конце XX века в рамках политической науки стал формироваться эволюционно-информационный подход к игре, предложенный А.С. Панариным. Какова его суть?

— Сегодня можно уже точно выделить четыре самостоятельных подхода к вопросу природы игры и ее эффективности как вида деятельности: биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный и эволюционно-информационный. Сущность последнего, автором которого и является А.С. Панарин, состоит в том, что политическую жизнь он рассматривает как игру с заранее незаданным результатом, видя в ней все классические черты игры. Исследователь выделяет причины вхождения игры в современное политическое пространство как одной из обязательных составляющих. Первой среди них он называет глобализацию, которая избирает игру как универсальную технологию для протекания ряда политических процессов. Второй – демократизацию, именно демократический суверенитет избирателей и свободное соревнование нескольких партий делают политику игрой в прямом смысле.

Панарин попытался установить, когда игра может быть частью политического процесса, а когда это невозможно. С этой целью он определил базовые признаки игры вообще. Во-первых, в игре должна быть детерминанта, выраженная в правилах и условиях. Во-вторых, все игроки должны иметь равные шансы на выигрыш и проигрыш. В-третьих, обязательно должна существовать неопределенность в отношении результатов. Исходя из данных обязательных посылок, политика далеко не всегда способна выступать «как нормальная игра с непредсказуемым результатом», так заключал А.С. Панарин. Так, если мы имеем в виду марксистскую концепцию исторического развития, то игра там не может быть технологией для политических процессов.

Однако исследователь также отмечал тот факт, что современная политическая жизнь есть игра с заранее незаданным результатом, поскольку на ней (игре) базируются все нормальные демократические процессы. По его мнению, наиболее точно под игру в политике подходят демократические выборы. Более того, исследователь говорит о «нормальности» демократических выборов при наличии следующих условий: шансы игроков равны, условия игры строгие и ясные, а судьи беспристрастны.

Какие другие, на Ваш взгляд, отечественные и зарубежные теории игр сохранили свою научную актуальность для современной политической науки?

— Успешные попытки сделали американские исследователи, в их числе М. Шубик, Р. Дьюк, Дж. Цебелис, Б. Грофман. Их работы – это своего рода описание методик проведения и организации имитационных игр именно в политической сфере. Так, М. Шубик выделяет следующие области применения имитационно-игровых моделей в политической науке: голосование, власть, дипломатия, политические переговоры и сделки в политическом поведении, формирование политических коалиций, торговля голосами. При этом он определяет ряд ограничений в имитационных политических играх, а именно, — при изучении реальных политических феноменов использование простых моделей игр наталкивается на проблему необходимости ослабления предварительных допущений. К примеру, если одни политические акторы не знают предпочтений других, то в своем стратегическом поведении они должны оценивать обстоятельства получения неверной информации.

Среди отечественных специалистов, разрабатывающих игры для практических сфер, в том числе и политической, можно назвать И.М. Сыроежкина, С.Р. Гидрович, В.Ф. Кашарова, А.К. Попова.

— Можно ли выделить основные преимущества игрового моделирования политической действительности? В чем их практическая значимость?

— Создание игровых моделей наглядно демонстрирует нам преимущества игры как метода исследования политических процессов:

— игровой метод исследования позволяет получить результат за ограниченное, короткое время;
— коллективное пошаговое согласование позиций в игровом акте формирует у игроков приверженность выработанным решениям, что максимально ускоряет процесс их внедрения;
— игра способна организовать процесс группового анализа, что обеспечивает качественный общий результат;
— игровой метод исследования способствует созданию оптимальных условий для согласования различных интересов участвующих сторон;
— при исследовании политических процессов в зависимости от задачи, цели, объекта и предмета, наличия эмпирических данных, других факторов применяются различные игровые модели.

Объектами исследования в конкретной политической ситуации могут стать большие социальные группы, политические институты, политическая коммуникация, политические лидеры. Каждый из этих объектов требует своего исследовательского инструментария, а игра в этом плане способна стать универсальным методом, так как имеет несколько исследовательских уровней.

Прокомментируйте, пожалуйста, перспективы использования учёными игрового метода в изучении специфики политического процесса.

— Политика представляет собой весьма сложный и комбинированный феномен общественной жизни, который нередко называют и наукой, и искусством. Многие исследователи неоднократно задают себе вопрос: возможно ли вообще объективное рассмотрение политики, когда она перенасыщена субъективными оценками и устремлениями, вытекающими из различных интересов людей? Ведь на поверхности политика выглядит порой лишь как острое столкновение разнонаправленных сил и воли субъектов, за которыми весьма трудно увидеть какую-либо объективную логику. Многие рассуждают о фантомности и театрализованности политики, поскольку последняя обычно как бы искривляется в массовом сознании, предстает не как то, что есть в реальности, а как то, что искаженно демонстрируют и субъективно представляют в политическом театре практикующие политики и средства массовой информации.

В связи с развитием системы массовой коммуникации растет значение так называемой «символической политики», «политики театра», «шоу политики», основанной на образах, или имиджах политических деятелей, специально сконструированных на угоду господствующим умонастроениям и вкусам. Какими методами и средствами изучать эту политическую игру? Ответ напрашивается сам собой: посредством самой игры, поскольку она демонстрирует нам огромные поисковые возможности. Следует отметить, что научно-методологические потенции игры скрываются в её функциях, а главная из них – игра способна транспортировать нечто невообразимое в реальной жизни, в поддающейся контролю ситуации, что необходимо при исследовании политических процессов.

Научный эффект игры проявляется в том, что она способна выступать как феномен бытия политики, как самобытное, исключительное явление и как форма конкретной политической деятельности. Соответственно, многогранный багаж научного и технологического оснащения игрового пространства расширяет и обогащает возможности исследователей в сфере политики.

Использование игрового метода в политологии делает необходимым глубокое осмысление и обобщение объективных закономерностей функционирования и развития общества, которые дают возможность получить более широкие формы организации науки и обеспечивают междисциплинарное исследование актуальных социальных и политических предметов.

Инна Александровна, в своих научных работах Вы пишете об игровых технологиях разрешения политических конфликтов. Расскажите о предложенном Вами алгоритме для игрового анализа этих явлений.

— Понимание политических конфликтов требует особых, новых понятийных средств. В методологическом плане наиболее приемлемым для исследования конфликтов является экзистенциально-коммуникативный подход, который в отличие от рационалистических методов, ориентированных на поиск сущности и смысла познаваемых феноменов, направлен на внедрение, внесение смысла в конфликтную ситуацию, прояснение для участников конфликта их действительного положения в создавшемся конфликтном политическом пространстве. В связи с этим мы предлагаем игровой подход для разрешения политического конфликта.

Предложенный нами алгоритм для анализа политических конфликтов включает в себя следующие этапы:

— выявление истории конфликта, определение возможных вариантов ходов (действий) и обозначение временной точки для игрового анализа;
— выявление подлинных участников конфликта (игроков);
— просчет возможности исходов, основанный на рациональной обработке выявленных на первом этапе возможных действий и субъективном анализе;
— определение всех предпочтений игроков, составление векторов предпочтений;
— определение стабильности всех исходов для каждого игрока;
— вычисление множества решений, т.е. точек стабильности и равновесия для каждого игрока и общих для всех;
— определение наиболее вероятного решения из образовавшихся.

Однако при всех очевидных преимуществах игрового анализа политических конфликтов у него есть слабые места. Зависимость числа стратегии игроков от числа их индивидуальных действий порождает практические сложности анализа политических конфликтов. Так, при анализе 10 независимых действий игроков необходимо в игре рассмотреть 1024 возможных исхода. Кроме того, некоторые исходы невозможно структурировать и описать.

Другой проблемой в игровой методике является то, что она чрезмерно загромождена математическими расчетами, алгоритмами, анализами с разных научных сфер, что порождает некоторую эклектичность, с одной стороны, и требует высокого уровня подготовки (специальных знаний из различных научных сфер) от специалиста, проводящего игровое моделирование – с другой. К тому же, игра при разрешении политических конфликтов нацелена на рациональный выбор решения, а человек не настолько совершенен, чтобы всё время мыслить рационально.

Добавить комментарий