Руководитель Крымского РО РОП Н. Кузьмин – о политическом процессе на полуострове

Интервью с Николаем Кузьминым, руководителем Регионального отделения РОП в Республике Крым, кандидатом философских наук, затронуло аспекты политического поля воссоединившегося с Российской Федерацией региона, а также предвыборную ситуацию в целом.

Николай Николаевич, после воссоединения Крыма с Россией его политические институты претерпели определённые изменения. В чём основные особенности современной избирательной системы Республики Крым?

— Главная особенность – новая партийная система и новые правила игры. Они определили процесс переструктурирования политического класса Крыма. Формально система выборов в Госсовет Республики мало изменилась: было 100 депутатских мест (50 пропорциональных, 50 мажоритарных) стало 75 (50 пропорциональных, 25 мажоритарных). Предвыборная кампания идет в привычном ключе – есть одна доминирующая политическая сила (ранее эту позицию занимала Партия регионов, теперь гегемоном стала Единая Россия) и есть несколько персонажей второго плана.

Особенностью нынешних выборов является и непредставленность крымских татар в качестве отдельной политсилы. На все прежних выборах меджлис работал по схеме: берется украинская националистическая сила, в проходной части списка один профессиональный украинец, все остальные – выдвиженцы меджлиса. Получавшаяся в результате фракция занимала резко оппозиционную позицию по отношению к крымской власти. Плюс другие политсилы включали в проходную часть одного крымского татарина. В результате худо-бедно, но крымские татары были представлены в крымском парламенте. Лидеры меджлиса, отказавшись от сотрудничества с российскими властями и выбрав конфронтацию, лишили свой народ полноценного представительства. Сейчас в проходной части «Единой России» два представителя крымских татар и в полупроходной – 1.

Весь политический класс Крыма находится в состоянии переструктурирования, но на крымско-татарском его сегменте это сказалось особенно сильно. Плюс произошла задержка в формировании новой структуры. В результате крымско-татарский политический класс оказался неготовым к этим выборам.

Смешанный тип избирательной системы предполагает наличие принципов мажоритарной и пропорциональной формулы. Какое значение имеет для республики сочетание таких политических элементов?

25 мажоритарщиков в крымском парламенте – это здоровый элемент, это кадровый резерв, сдерживание партийной бюрократии, связь «с землей». Да и избиратели любят голосовать за «живых» людей, а не списки. Наличие мажоритарной составляющей должно позитивно сказаться на явке, хотя она итак ожидается высокая.

После воссоединения с Россией в Крыму появились новые политические силы. Как Вы оцениваете партийное строительство в республике? Насколько заметна работа партий с населением?

В Крыму в целом воспроизводится партийная система Российской Федерации. Доминирующая роль принадлежит «Единой России», которую возглавили лидеры Республики Сергей Аксенов и Владимир Константинов, и где сконцентрировались «сливки» политической элиты Крыма. В силу особой энергетики крымских событий «Справедливая Россия» осталась мало востребованной на этих выборах. КПРФ полностью выросла из крымской организации Компартии Украины и у нее сейчас хорошие шансы занять второе место и тем самым повторить результат КПУ 2012 г. Востребованными оказались партии с ярко выраженной патриотической риторикой. Это ЛДПР и «Родина». Зашли в Крым и новые российские партии, но ни на какой серьезный результат у них шансов нет.

Особенностью межпартийной борьбы является то, что нечего предъявить партии власти. Поэтому «оппозиция» воюет с украинским прошлым Крыма, например, активно выискивая в рядах «Единой России» тех, кто ранее сотрудничал с властями Украины. Но это бесперспективный путь.

Важным субъектом любой политической кампании является политтехнолог. Часто от специфики избирательного законодательства зависит объём потенциальной работы политического консультанта. Изменится ли активность крымских политтехнологов в условиях трансформации избирательной системы или останется на прежнем уровне?

— Скорее снизится. Результатом выборов будет доминирование одной политической силы, поэтому «цена мандата» невелика. Да и центр принятия решений однозначно сместился в исполнительную ветвь. «Новым-старым» крымским парламентариям еще предстоит учиться как реализовывать власть при помощи законодательных и контрольных функций парламента.

Накануне сентябрьских выборов в Государственный Совет Республики Крым в современных СМИ активно обсуждаются «весовые категории» кандидатов. Насколько устойчивы позиции у прогнозируемых фаворитов будущей политической гонки? Не смогут ли им составить конкуренцию идеологические антагонисты?

— «Весовые категории» сейчас весьма относительны. Я уже сказал, что нынешние выборы – это процесс переструктурирования политического класса Крыма. Результатом этого процесса и будет ранжирование по весовым категориям. На мажоритарных округах есть кандидаты, которые еще ни разу никуда не избирались, но сейчас являются однозначными фаворитами.

Кроме политических хедлайнеров в республике наверняка есть кандидаты, имеющие «средние шансы» на победу во время выборов в Госсовет РК. Есть ли здесь информация для серьёзного политического анализа?

— Честно говоря, пока не особо интересно оценивать «шансы». Персональный состав госсовета к политическому процессу Крыма имеет сейчас второстепенное значение.

Возможен ли приход к власти во время крымских выборов совершенно новых людей? Могут ли такие форс-мажоры перейти в серьёзные политические риски для республики?

— В крымском политическом классе нет «совершенно новых людей». Все, так или иначе, принимали участие в процессе. Хотя в обществе, особенно среди политически активных граждан существует запрос на «новых людей». Но этот запрос достаточно деструктивен, поскольку никак рационально не обоснован. «Даешь новых» и все. В Крыму так много изменилось, что должны поменяться и члены парламента. Этот лозунг сейчас пытаются эксплуатировать политики с авантюрными наклонностями, пытающиеся прорваться «в люди» за счет эксплуатации ожиданий обновления.

Но если рационально подходить к вопросу, то очевидно, что сложность управленческих и политических решений, которые необходимо будет принимать, требующееся количество законодательных актов, выстраивание крымского парламента как законодательного органа, требуют, прежде всего, высокопрофессиональных парламентариев.

В то же время, если оценивать партийные списки и реальных претендентов в мажоритарных округах, то, по моему мнению, тот баланс обновления и стабильности, которые необходим для формирования новой политической системы в Крыму, соблюден.

Николай Николаевич, Вы не раз подчёркивали экспериментальность предстоящих выборов. Что Вы имеете в виду?

— Экспериментальность выборов в экспериментальности всего политического процесса Крыма. Выборы проходят в условиях распада старой политической системы и формирования новой. Идет формирование новых групп в среде политического класса Крыма, после выборов предстоит выстраивание отношений между этими группами, выстраивание отношений между исполнительной и законодательными ветвями, между регионом и центром.

Что бы Вы хотели пожелать крымским избирателям?

— В первую очередь прийти на выборы. Предстоящее голосование – это своеобразный референдум №2. К Крыму приковано пристальное внимание из вне и крымчане не должны дать поводов поставить под сомнение свой выбор, сделанный в марте.

Автор — Сергей Федорченко

Добавить комментарий