Исполнительный директор РОП И. Кузнецов — об опыте отмены вступительных экзаменов в вузы

Узбекистан намерен поэтапно отменить вступительные экзамены в вузы. Такие образовательные механизмы работают во многих странах мира, в том числе в РФ, где действует Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Исполнительный директор Российского общества политологов И.И. Кузнецов в числе ведущих российских экспертов рассказал о плюсах и минусах такого подхода.

Источник: SPUTNIK — «Вступительные экзамены в Узбекистане: отменят или нет — опыт России, Казахстана и Европы»

Доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Иванович Кузнецов  полагает, что единый экзамен не дает тотального положительного эффекта и сопряжен с некоторыми нюансами.

По его мнению, для вузов с советской предысторией по сути произойдет «перенос центра тяжести» со школы. К тому же для многих постсоветских стран свойственно сильное различие качества и уровня школьного образования. Например, в сильной школе в столице сложно получить даже четверку, а на периферии вопросы оценок зачастую решаются на уровне кумовства. Таким образом, при внедрении аналога ЕГЭ многое будет зависеть от того, насколько требования к ученикам, предъявленные в школе, будут соответствовать вузовским стандартам.

«Здесь Узбекистан скорее решает вопросы организации и управления системы образования, а не проблему его качества. Возникает момент «легкого прохода»: сразу из школьника в студента, который сталкивается с непосильной нагрузкой. Систему надо смотреть в динамике, я не думаю, что для инженерных и математических специальностей это хороший вариант. Там предполагается не только хорошее владение школьным материалом, но и высокая подготовка по математике, физике, биологии, химии, то есть требуются постоянный контроль и проверка уровня подготовки обучаемого».

Для преподавателей, по мнению Игоря Кузнецова, здесь тоже есть свои не очень приятные нюансы. Если ученику был завышен школьный результат, то наставникам придется «тянуть на себе» такого студента. Не стоит забывать, что и вузовский подход, требующий самостоятельности от учащихся, после школьного контроля и дисциплины серьезно расхолаживает. По мнению эксперта, чем больше экзаменов, тем лучше: регулярное подтверждение качества знаний дает рост и мотивацию подросткам.

Игорь Кузнецов предлагает посмотреть, как эта система работает в европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, где школа хорошо справляется с задачами образования и подготовки студентов к поступлению в высшее учебное заведение. В США вузы видят, из каких школ можно брать студентов, где их готовят достойно, а из каких не стоит.

Но тут опять же возникает дилемма: в какую-то школу будет очередь, а какая-то будет простаивать. Хорошо, если это даст школам мотивацию по улучшению уровня подготовки как некий соревновательный этап.

Добавить комментарий