Экспертные оценки участников II Съезда РОП относительно актуальной политической повестки

Оригинал материала: Сетевое издание События (Татмедиа) — «Пять вещей, которые вы хотели бы знать про Трампа и Путина, но боялись спросить»

1. Почему на выборах президента США победил Трамп, которого всячески высмеивали официальные власти, а не Клинтон, которую они поддерживали?

Владимир Якунин, завкафедрой госполитики МГУ им. Ломоносова:

— Я могу сослаться на мнение совершенно далекого от политики и политологии человека, моего личного друга — жителя Соединенных Штатов Америки, который относится к среднему слою. Когда мы с ним обсуждали феномен развития президентской компании Трампа, он сказал, что в этом нет ничего удивительного, потому что Трамп — единственный из людей такого масштаба, который, обращаясь к простым американцам, произносит то, что находит у них отклик, мол, мы же тоже так думали! Он поднимает проблемы, которые, действительно, существуют. Мне кажется, что политический истеблишмент Соединенных Штатов Америки очень серьезно просчитался. Пропаганда «накачивала» одного кандидата, дискредитировала другого, и в какой-то момент, истина стала подменяться этим продуктом. А стержнем предвыборной кампании Трампа являлся отказ от глобальной универсализации и сосредоточенность на внутренних проблемах, на интересах американского народа. Не на абстрактных интересах Америки и Западного мира, а именно на интересах народа.

Биатрис Биссио, декан факультета политологии Федерального Университета Рио-де- Жанейро:

— Избирательная кампания в США показала серьезное разобщение внутри американского общества. Важным фактором стала молодежь, которая хочет видеть изменений, как во внутренней, так и во внешней международной политике. Соединенные Штаты всегда рассматривали Латинскую Америку, как «задний двор», который подлежит контролю. У нас есть по этому поводу ироничное выражение: «Бедная Мексика, как ей не повезло! Она так далека от Бога и так близка к Америке!». А сегодня во всем мире мы видим тенденцию к формированию мультиполярного мира. И новое поколение американцев показало, что не хочет, чтобы их страна подводила мир к новой мировой войне.

2. «Ху из» мистер Трамп?

Андрей Шутов, декан факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

— У нас в университете на образовательных программах обучается в течение семестра около 100 американских студентов. После оглашения результатов выборов в США они сорвали ряд занятий, потому что были в шоке. Буквально рыдали! Настолько в Америке сильна «промывка мозгов», что значительная часть американского общества искренне считает, что избрание Трампа — это катастрофа. Я же не считаю, что «картинка» о нем, нарисованная сторонниками Хиллари Клинтон и ее командой, объективна. Те базовые ценности, на которые он опирается, говорят совершенно о другом. Он не чудак. Он просто медийный человек и понимает, что для того, чтобы тебя полюбил народ, ты должен чем-то отличаться от остальных.

Елена Шестопал, завкафедрой социологии и психологии политики МГУ им. М.В. Ломоносова:

— То, что и вся Европа в шоке от Трампа, показывает, что этот результат не был предопределен. Меня, как человека, который занимается психологией политики, «замучили» журналисты вопросом о том, кто такой Трамп, и постоянно требуют: «Дайте его психологический профиль. Чего от него можно ожидать?». Но проблема заключается в том, что даже такие странные, экзотичные, популистские политики приходят к власти не просто так. Они ведь отвечают на какой-то запрос со стороны общества.

3. Учатся ли российские политики чувствовать запросы избирателей и откликаться на них?

Андрей Шутов, декан факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

— Россия прошла через избирательный цикл в Государственную Думу и региональные парламенты. Поверьте мне, значительное количество наших коллег было задействовано в этом процессе, выступая и в качестве организаторов, и экспертов. Разные избирательные циклы порождают разные вызовы, разную проблематику. Избирательная кампания в Государственную думу в 2011 году породила в Российском обществе «болотную» — протестное настроение. Наши сограждане проголосовали тогда против жесткости политической системы, в том числе по вопросам партийного строительства. И одна из задач, которая стояла перед властью и экспертами политологического сообщества — выработать такие рекомендации и предложения, чтобы ответить на те вызовы. Как следствие, была проведена политическая реформа партийной системы в Российской Федерации и либерализация выборного законодательства. Это привело к тому, что зарегистрированных партий стало больше.

Но в ходе нынешней избирательной кампании в Госдуму, мы пришли к выводу, что много — это не всегда хорошо. Обилие партий показало, что не всегда они играют собственными политическими картами и не все они выполняют собственную миссию, участвуя в выборах разного уровня. Поэтому нам предстоит проанализировать и этот цикл, чтобы высказать свои рекомендации на будущее. Так что, входя в выборный цикл 2018-го года, мы со всей очевидностью понимает, что есть, над чем работать. С одной стороны мы видим процесс консолидации — так называемый думский консенсус: четыре ведущие политические силы, которые уже в системе нескольких циклов доказали свою состоятельность. А с другой стороны «старые» партии, естественно, не очень заинтересованы в появлении новых политических игроков, потому что никто не любит очень динамичных изменений. И третий момент. Меняются и настроения избирателей. Граждане задаются вопросом, что ставить для себя в качестве приоритета — экономическую стабильность, благополучие или набор тех или иных свобод.

4. Грозит ли будущим выборам президента России «эффект Трампа»?

Елена Шестопал, завкафедрой социологии и психологии политики МГУ им. М.В. Ломоносова:

— Совершенно очевидно, что мы вступили в полосу неопределенности и эта полоса далеко от завершения. И давайте мы подумаем, что нас ждет. У нас есть предсказуемый кандидат, которого мы надеемся увидеть избранным. Но проблема в том, что мы должны уже сейчас понять, каково сегодня настроение российского общества, чего оно ждет — даже в отношение к этому предсказуемому образу. Да, мы фиксируем его уже на протяжении многих лет, но мы не можем сказать, что этот образ не меняется. Причем меняется не только сам политик, потому что он много чему научился, меняется общество, которое на него смотрит и хочет чего-то нового. Согласно результатам последних социологических исследований, которые мы проводили буквально в октябре, сегодняшнее общество хочет видеть не только лично Владимир Владимировича в качестве кандидата, оно хочет видеть его команду. Но команду не из анонимов — чиновников «x», «y», «z», а команду из людей с индивидуальностью — из личностей. Это новый запрос. Его не было еще полгода назад. Потому что и наше страна, и страны, рядом с нами, и через океан, меняются и меняются очень быстро. Намного быстрее, чем политологи способны предсказать и прогнозировать эти перемены.

5. Поладят ли Путин с Трампом?

Александр Шутов, декан факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

— У российского самосознания есть одна специфическая особенность — мы живем страхами. Еще наши отцы и деды жили страхами, «лишь бы не было войны». А почему сегодня такое повышенное внимание к выборам в США? Это все из той же темы — «лишь бы не было войны». Но, на мой взгляд, в ближайшие два года нам с вами ждать каких-то «обвальных» вещей не стоит. Хотя ситуация меняется динамично. Во внешней политике в том числе. Несмотря на то, что в Белом Доме США будет президент другого цвета кожи и с другой фамилией, ожидать принципиального изменения курса, на мой взгляд, не приходится. Во-первых, в силу того, что между нашими странами существуют серьезные разногласия. Во-вторых, любому истеблишменту любой страны требуется время, чтобы адаптироваться к ситуации. Предыдущая администрация Белого Дома слишком много сделала для того, чтобы сжечь мосты и обрубить хвосты. Кроме того, когда встречаются две сильные личности, а Трамп все-таки тоже доказал свою способность на лидерство, многое зависит от того, насколько они психологически совместимы друг с другом.