Эксперт РОП А. Сернеко — «Вечерней Москве» об оценке ввода советских войск в Афганистан

Источник: Вечерняя Москва — «Горячая точка холодной войны»

27 апреля 1978 года в Афганистане началась гражданская война. Конфликт продолжается до сих пор, то есть вот уже 39 лет. И перспективы мира не видно. Но первые десять лет войны — с 1979 по 1989 год прошли с нашим участием. Режим, который поддерживал СССР, продержался немногим более трех лет после вывода советских войск. Кому и зачем нужно было, чтобы Советский Союз ввел войска в Демократическую Республику Афганистан?

Между тем сам конфликт в Афганистане продолжается до сих пор. Но вопрос о том, почему и для чего СССР ввел войска в Афганистан, остается актуальным и спустя 28 лет после окончания войны. Ради чего гибли там наши солдаты? Разобраться в этом попробовали эксперты.

Отношение к присутствию наших войск в Афганистане было в мире, естественно, разным.

Именно по этой причине, полагают историки, и были бойкотированы многими государствами Олимпийские игры 1980 года в Москве. Более того: у подавляющего большинства граждан СССР была четкая установка: наше дело правое. Афганистан пугал потерями, но внутреннее убеждение в святости «интернационального долга» перевешивало. Да и большинство участников боевых действий, особенно на начальном периоде войны, были искренне уверены в верности и справедливости их миссии. Но, конечно, не все. Да и среди военачальников по этому вопросу единства не было.

Андрей Серенко — политолог, ведущий эксперт российского центра изучения современного Афганистана (и эксперт Российского общества политологов — прим. РОП):

— Мы отдавали интернациональный долг так, будто что-то задолжали. На самом деле разговоры об интернациональном долге и прочем подобном — не более чем набор пропагандистских клише, адресованных нашей аудитории, чтобы убедить ее в абсолютной необходимости ввода войск. Честно говоря, я до сих пор не до конца понимаю, какими целями руководствовалась команда Брежнева, отправляя людей в Афганистан.

По официальным данным, потери личного состава Советской армии в Афганской войне составили 15 031 человек, КГБ — около 600 человек, МВД — 28 человек погибшими и пропавшими без вести; ранения и контузии получили свыше 54 тысяч человек. Более того — значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались от последствий тяжелых ранений и травм, но их не включили в число официально озвученных потерь. Точное число погибших на войне афганцев неизвестно, по оценкам экспертов, оно колеблется от одного до двух миллионов человек.

Андрей Серенко:

— Причина, по которой советские руководители приняли решение о вводе войск и по которой это решение лоббировали в КГБ, — пресловутый раскол афганских коммунистов на две партии. В каком-то смысле он привел и к расколу советских военных и силовых специалистов, работавших в Афганистане. Военные советники склонялись к позиции партии «Хальк», а люди КГБ — к «Парчан». Это, в частности, объясняет, почему группа наших военных специалистов в целом поддерживала Амина и готова была с ним сотрудничать, он ведь был «халькистом». КГБ был готов привести с собой не вполне трезвого Бабрака Кармаля, а значит, и «Парчан». Одним словом, между ведомствами, принимавшими решение о вводе войск, возникла конкуренция. Но и это полдела. СССР предстояло сделать что-то в ответ на иранскую революцию и появление недружественного режима в Тегеране. Но поскольку в Афганистане происходил именно социалистический эксперимент, это делало СССР в определенном смысле заложником. Ему пришлось адекватно реагировать на то, что лежало в плоскости столкновения не просто неких государств, а двух систем — Запада и Востока.

После вывода 40-й армии с территории Афганистана просоветский режим Наджибуллы (1986– 1992) просуществовал еще три года, но, лишенный поддержки России, переживавшей свои потрясения, был свергнут коалицией полевых командиров-моджахедов. Эта война, уверен Андрей Серенко, имела как краткосрочные, так и долгосрочные последствия, главные из которых — формирование исламского фундаментализма, возникновение террористической организации Аль-Каида и появление движения моджахедов, которое быстро стало интернациональным и сохраняется до сих пор. Американцам так хотелось нас победить, язвительно заметил Дмитрий Журавлев, что они сами не поняли, какого дракона вырастили. Но зато теперь последствия его «выкармливания» известны. А. Серенко напомнил, что ядро печально известной организации «Талибан» составили дети тех беженцев, что бежали от советского военного присутствия в пакистанские лагеря, где попадали в «нужные» медресе и учебные заведения, позволившие им сформировать ядро нового афганского фундаментализма.