О развитии политологического образования в Свердловской области

Ведущий эксперт Свердловского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов» — доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Керимов Александр Алиевич — о развитии политологического образования в Свердловской области

В г. Екатеринбурге подготовка специалистов по политическим наукам осуществляется только в Уральском федеральном университете им. Б.Н. Ельцина и ведется с 1990 г. В 1994 г. был создан факультет политологии и социологии, ныне – департамент политологии и социологии в составе Уральского гуманитарного института УрФУ. Обучение студентов осуществляется по многоуровневой системе (бакалавриат, магистратура). В УрФУ также действует диссертационный совет по присуждению ученых степеней кандидата и доктора политических наук. В диссертационный совет поступают диссертационные работы не только из вузов Уральского региона, но и из Сибири и Поволжья, а также из Казахстана.

Востребованность выпускников политологов на рынке труда

Спрос на политологов в г. Екатеринбурге и Свердловской области определяется следующими количественными параметрами сферы политической аналитики и политического консультирования:

  • в городе и области имеются отделения всех политических партий с соответствующим штатом сотрудников и политических аналитиков;
  • в городе и области имеются свыше 100 общественных приемных депутатов законодательных собраний различного уровня с соответствующим штатом сотрудников и политических аналитиков;
  • существует штат помощников депутатов законодательных собраний различного уровня, общий состав которого трудно точно подсчитать, но по приблизительным подсчетам это около 150-200 человек;
  • в г. Екатеринбурге располагается более 20 консульств различных государств, а также Представительство МИД России, где работают выпускники-политологи УрФУ;
  • в городе и области около 250 печатных и электронных медиа различного уровня, где работают, в том числе, и политические журналисты;
  • в г. Екатеринбурге функционирует Институт философии и права УрО РАН, дающий работу, в том числе, и выпускникам кафедры политических наук УрФУ (в структуре Института имеется отделение политической философии);
  • в г. Екатеринбурге и области функционируютболее 100 вузов и их филиалов и в большинстве вузах преподаются политические науки, требующие соответствующего преподавательского состава;
  • крупные бизнес-структуры, имеющие отделы стратегического планирования, регулярно востребуют выпускников-политологов.

В связи с вышесказанным спрос на выпускников кафедры политических наук УрФУ велик как в самом Екатеринбурге, так и в области и в Уральском федеральном округе в целом, и не может быть удовлетворен в настоящее время полностью.

Проблемы политологического образования

К сожалению, в последние годы тенденция сокращения аудиторных занятий стала устойчивой и с каждым годом диспропорция в соотношении «аудиторные занятия/самостоятельная работа студента» увеличивается в пользу последней. Часть аудиторной работы переносится на так называемые онлайн-курсы, которые лишают студента возможности живого общения с преподавателем.

С каждым годом возрастающий объем формализованных требований, не ориентированных на совершенствование образовательного процесса, вызывает справедливое недоумение и раздражение профессорско-преподавательского состава. Бесконечная переработка рабочих программ дисциплин, модулей и технологических карт занимает значительную часть времени преподавательского состава.

Актуализируется проблема и омоложения ППС, поскольку заработная плата ассистента находится на уровне МРОТ, что никак не может побудить вчерашнего выпускника остаться на кафедре. На привлекательность работы на кафедре отрицательно влияет и отсутствие бюджетных мест в аспирантуре по политическим наукам.

В заключение отметим, что, несмотря на все трудности, преподаватели кафедры политических наук УрФУ продолжают свою работу, совмещая учебный процесс с научной деятельностью, и вынуждены уделять немало времени выполнению формальных требований, которые не всегда оправданы с точки зрения повышения качества образования и развития науки.

Добавить комментарий