Кировское РО РОП инициировало экспертное обсуждение Указа Президента РФ о государственной политике в регионе

По инициативе Кировского регионального отделения Российского общества политологов 2 февраля 2017 года члены Вятского экономического клуба и Экспертного Совета регионального экспертного периодического издания «Товар-деньги-Товар» («ТДТ») приняли участие в совместном обсуждении «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2015 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации 16 января 2017 года.

Руководитель Кировского регионального отделения Российского общества политологов Андрей Зорин в своем докладе на тему «Кировской области предложено заняться увеличением своих доходов» предложил экспертам своё видение ожидаемых изменений в региональной политике федерального центра. Он обратил внимание, что утверждение «Основ государственной политики…» произошло накануне открытия весенней сессии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где документ оказался в центре внимания, и после посвященного этому же вопросу заседания Совета Безопасности Российской Федерации. Параллельно в политической и экспертной среде, в СМИ обсуждались различные инициативы по укрупнению регионов, введению «подушевого налога», единого стандарта качества жизни и так далее.

zorin

По мнению докладчика, происходящее отражает остроту проблемы, связанную с национальной безопасностью и единством страны, а именно катастрофическую диспропорцию в социально-экономическом развитии регионов. Например, разрыв в доходах бюджетов пяти «богатых» регионов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, ХМАО-Югра, Татарстан) превышают доходы пяти самых бедных (Ненецкий АО, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Еврейская АО) в 43 раза!

Предлагаемые «Основами…» решения проблемы методологически опираются на технологии стратегического планирования и управления пространственным развитием, предусматривают повышение самостоятельности органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований, введение дополнительных механизмов привлечения граждан России к участию в государственном и муниципальном управлении, а также многие другие меры. Более того, документ включает понятие субсидиарной ответственности органов власти и даже персональной ответственности должностных лиц. В тезисах документа эксперт РОП увидел заметное отличие от нынешней региональной политики, ориентированной на централизацию полномочий, огосударствление местного самоуправления, но выразил сомнение в готовности органов власти работать на принципах проектного управления и пространственного развития, в котором нет административных границ.

Обсуждая доклад, эксперты сконцентрировали своё внимание на перспективах Кировской области, особенно с учетом тезисов документа о миграционной политике, определения регионов-лидеров, роли городских агломераций. По мнению руководителя Проектного офиса инициативного бюджетирования Кировской области Михаила Шевелёва одним из решений для Кирова остаётся целенаправленное ускорение интеграционных процессов в агломерацию «Большой Киров». «Процесс идет хаотично, с большими моральными и материальными издержками. Именно на примере формирования «Большого Кирова» у областных и муниципальных властей есть возможность приобрести навыки управления пространственным развитием», — считает эксперт.

07.02.2017-2

07.02.2017-3

07.02.2017-4

Главный редактор журнала «ТДТ» Николай Голиков высказал, по его же словам, «крамольную мысль», что, изучая «Основы государственной политики…», он не смог увидеть там перспективы Кировской области, кроме «Большого Кирова» как мощной городской агломерации с последующей передачей окраинных территорий области в соседние Субъекты Федерации.

В связи с этим Дмитрий Ильин, член Кировского регионального отделения РОП, и.о. заведующего кафедрой всеобщей истории и политических наук Вятского государственного университета, подчеркнул, что в принятых документах федеральная власть призывает регионы к проявлению инициатив, предлагает новые механизмы межбюджетных отношений, в том числе по стимулированию повышения собираемости налогов, передаёт на уровень регионов развитие особых экономических зон, территорий с особыми условиями ведения бизнеса: «Месседж адресован и таким депрессивным регионам, как наш: «Шевелитесь!». Иначе нас сначала «обкорнают», а потом, лет через 30-40, разделят между сильными соседями».

О необходимости проявления собственных инициатив со стороны органов власти и муниципалитетов, частных корпораций, чтобы вписаться в новую региональную политику и стратегию пространственного развития страны, говорили многие участники обсуждения, рассчитывая, что документы изучаются не только в экспертной среде, но и в органах региональной власти, где своевременно будут приняты соответствующие решения.