Руководитель Хабаровского РО И. Ярулин представил исследование экспертно-аналитическому совету при губернаторе края

Источник: Общественно-политический еженедельник «Молодой дальневосточник. XXI век» — «Выборная политперспектива в Хабаровском крае: Без иллюзий»

Фото миниатюры: ИА AmurMedia; автор - Е.Никитенко

В Хабаровске прошел экспертно-аналитический совет при губернаторе края по теме «Проблемы и перспективы избирательной кампании 2018 года: федеральные и региональные аспекты». В нем приняли участие известные российские политологи Игорь Минтусов, Виталий Сергеев и Гурьян Сахъянов. В качестве эксперта свое исследование представил Илдус Файзрахманович Ярулин — руководитель Хабаровского краевого регионального отделения Российского общества политологов, доктор политических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета Тихоокеанского государственного университета.

Первое хорошее впечатление от совета: обошлись без длинных отчетов – преобладала все-таки аналитика. Возможно, из-за статуса участников – в большинстве были штатные и нештатные политологи. Возможно, сама тема располагала к критичному настрою. Возможно, реальность вынуждала не расслабляться, а сосредоточиться на явных проблемах. Так ли получилось, как планировали организаторы первого на Дальнем Востоке подобного мероприятия, но получилось острое и не для всех удобное обсуждение – это факт.

Главное событие 2018 года – выборы президента. Предположение Игоря Минтусова: с вероятностью в 99 процентов на следующий срок будет выдвигаться Владимир Путин и с вероятностью в 99,99 процента он выиграет эти выборы. Почему такой высокий процент в предсказаниях всех экспертов? Их ответ: личностный потенциал лидеров основных оппозиционных партий находится в определенном кризисе. И вряд ли что-то сильно изменится.

Тогда почему так рано начинается обсуждение грядущих выборов? На взгляд экспертов, существует достаточно много проблем и рисков, на преодоление которых нужно время. Например, не будет электоральной интриги, которая могла бы подогреть интерес избирателей. Нет конкуренции – падает желание идти на избирательные участки. Апатия избирателей связана еще с одним фактором: исчерпан так называемый крымский консенсус. Его влияние длилось два года после присоединения Крыма к России – тогда был резкий всплеск рейтинга президента, рост патриотизма в стране. К примеру, по данным хабаровского политолога Илдуса Ярулина, в Хабаровском крае готовы были проголосовать за президента в 2013 году 53 процента респондентов, в 2015-м – 77 (после присоединения Крыма), в 2016-м – 65, а на вчерашний день – 60. Понятно, что социологические опросы – не догма, но подобная тенденция имеется по всей стране.

Нельзя сбрасывать со счетов и кризис. С очень большой вероятностью сохранятся санкции США и ЕС, будут действовать высокие цены на энергоносители. Политологи назвали это одним из самых больших вызовов, и здесь не должно быть иллюзий.

На этом фоне главной задачей грядущих выборов названа безоговорочная легитимность. Ее может обеспечить только высокая явка – в районе 70 процентов, отсюда логична и другая цифра – 70 процентов голосов за кандидата. Понятно, что не все члены совета согласились именно с такой, пусть даже предварительной постановкой вопроса. В дискуссии прозвучали два аргумента. Первый: нерешенность вопроса с ключевыми фигурами губернатора и мэра Хабаровска, «которые скрепляют Хабаровский край». Если они останутся на своих постах, то смогут консолидировать население. Если придут новые, то возникнет иная неоднозначная ситуация. Второй аргумент: Хабаровский край отдален от столицы, здесь нет «ручного управления». Здесь более важную роль имеют социальные связи и уровень доверия. Есть лидеры, которым доверяют. Если придут новые, им это доверие надо будет еще заслужить. И эти риски нельзя не учитывать.

Какие, на взгляд политологов, на федеральном уровне есть варианты повышения явки и мотивации избирателей? Игорь Минтусов рассказал о предложениях, прозвучавших на других экспертных советах. Будущий кандидат не должен восприниматься как президент пенсионеров и бюджетников. Отсюда большая заинтересованность, чтобы на выборах активно голосовали другие категории избирателей – молодежь и работающие в бизнесе. Прорабатывается также идея о том, что кандидата будут выдвигать все россияне, а не только партия «Единая Россия».

Обсуждается и такая тема: за какое будущее мы будем голосовать в 2018 году? Что нам предложит кандидат в этом «образе будущего»? Интересны поводы для дискуссий. Какой должна быть Россия? Какая наша Россия – европейская, азиатская или самобытная страна? Характерны ответы респондентов: 20-25 процентов считают Россию европейской, 6-7 процентов – азиатской, 55-56 процентов считают Россию самобытной страной, особым миром. «Образ будущего» России – во что мы хотим превратить страну к 2025 году – пока не сформирован, над ним ломают голову аналитики. Но он, как было сказано, будет предложен на общественное обсуждение.

Адаптация «образа будущего» к местным условиям, как это видится из Москвы, станет задачей региональных властей. Соответствие этому образу и тренду обновления будет критерием оценки их деятельности. Потому что ни один кандидат, который избирается в президенты не первый раз, не пожелает ассоциироваться с консерватизмом, с отсутствием изменений.

Можно ли увлечь людей тем, чего еще нет? По мнению политологов, можно, если «образ будущего» будет в виде «дорожной карты» с понятным потенциалом, с конкретными сроками и т.д.

А какие риски существуют на региональном уровне? Хабаровский политолог Илдус Ярулин самым сложным назвал доверие муниципальным властям — оно на уровне всего лишь 25-30 процентов. А ведь во многом через них будет идти работа по мобилизации избирателей. Есть мнение, что на выборах также будут работать крупные корпорации, привлекая своих работников. Но у нас в крае таких корпораций нет.

Еще один не менее сложный риск – привыкание к кризисной ситуации. Временной коридор ожидания – это 3-5 лет, после чего доверие падает и никаких серьезных ожиданий уже нет. Последствия – либо рост неявки, либо протестное голосование. Отсюда и предложение: кроме федерального тренда хорошо бы иметь еще и региональный объединяющий тренд. Правда, один уже есть – развитие Дальнего Востока. Там работа идет, но народ хочет все и сразу. Причем у народа, судя по соцопросам, очень большое стремление провести «приватизацию» – отнять незаконно нажитое и вернуть казне. «Царь» должен наказать «бояр», которые зашли слишком далеко. Такой вывод сделал Илдус Ярулин.

Разрыв между народом и властью, к сожалению, есть. Власть иногда рассматривает людей просто как электорат, как носителей голосов. А это живые люди со своими интересами и проблемами. Политолог Виталий Сергеев направил вектор обсуждения на работу политиков, политтехнологов, депутатов, специалистов аппаратов политических партий. Но для этой работы надо понимать, что такое явка и почему человек приходит на выборы. Первым стимулом он назвал интригу, подразумевая под ней либо значимую личность, которой избиратель верит и готов поддержать, либо идею. Как пример, трудно безоговорочно верить Геннадию Зюганову, но определенная часть людей верит в идею светлого будущего.

То, что не используется сейчас, это понимание частного локального интереса гражданина. Люди придут голосовать за конкретную тему – чистую воду в городе, благоустройство села, ремонт дорог и т.д. И этот мобилизационный ресурс надо будет осваивать прежде всего через депутатов, их помощников, через партийный аппарат, через общественные приемные. Проблема в том, что депутатский корпус тоже устает от неразрешимых проблем и перестает анализировать запросы избирателей. Отчего и злоупотребляют отписками. А люди должны видеть и понимать, что их вопросами занимаются. За месяц до выборов это не сделать. Обществу требуется диалог. В советское время этим занимались пропагандисты и агитаторы. Без обсуждения проблем – и местных, и глобальных – люди разобщены. И здесь неожиданно прозвучал непредвиденный вывод: мы – русские люди, и нам очень важен общественный статус. Нам важно, чтобы с нами советовались, чтобы нам давали понять, что мы – значимые люди. И это тоже потенциал активности избирателей.

Понятно, что на совете экспертами было названо гораздо больше проблем и рисков предстоящих выборов. Справимся ли? Ведущий совет зампред краевого правительства по вопросам внутренней политики Виктор Марценко не сомневался: опыт есть. Это и сложная избирательная кампания в период большого наводнения, когда отнюдь не просто было мобилизовать население. Это и работа по подготовке «Народной программы», которая делалась по просьбе населения и в которой вовсе не глобальные, а жизненные темы. На его взгляд, в нашем крае стабильный электорат. Еще предстоят социологические исследования, еще будут другие экспертные советы, где будет определяться тот базис, на котором будет строиться выборная кампания 2018 года. Главное – не расслабляться.