Региональный эксперт РОП А. Романовский о местном самоуправлении в Воронежской области

В 2014 году Воронежской области исполнилось 80 лет с момента образования. Напомним, 13 июня 1934 года постановлением ВЦИК Центрально-черноземная область разделена на Воронежскую и Курскую области. Эксперт Воронежского областного регионального отделения Российского общества политологов, кандидат политических наук, советник экспертно-аналитического отдела управления региональной политики Правительства Воронежской области, преподаватель кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета Александр Романовский рассказал о некоторых особенностях местного самоуправления своего региона.

— Александр Андреевич, почему для нашей страны так важно развитие местного самоуправления?

— Политическая власть осуществляется на разных уровнях, в том числе и на муниципальном. Конечно, крупные проблемы решает президент и губернаторы. Большинство же вопросов, с которыми сталкиваются люди, могут и должны решаться на местном уровне. От степени развития местного самоуправления зависит и эффективность власти в целом и, как следствие, уровень ее легитимности.

Развитое местное самоуправление это не только грамотно работающая местная власть, но и действенные механизмы прямой демократии, необходимость развития которых именно на местном уровне также очевидна.

— Что собой представляет местное самоуправление Воронежской области в системном плане? И какова специфика опыта воронежского местного самоуправления?

— В настоящее время в Воронежской области действует 506 муниципальных образований: 3 городских округа, 31 муниципальный район, 28 городских и 444 сельских поселений. Организация местного самоуправления в нашем регионе действительно имеет свою специфику. В свете последних тенденций можно отметить, что Воронеж – единственный городской округ – административный центр регионов ЦФО, где сохранены выборы мэра. Если говорить о специфике муниципальных районов Воронежской области в системном плане, то следует подчеркнуть, что еще в относительно недавнем прошлом для них было характерно такое явление как «двоевластие», выливавшееся в открытое противостояние между главой района и главой райадминистрации.

Ситуация изменилась с приходом на должность главы региона А.В. Гордеева, который и дал импульс для развития действующей системы, показавшей себя вполне работоспособной. В большинстве муниципалитетов была закреплена практика, когда глава муниципального района (городского округа), избранный из числа депутатов, исполняет полномочия на непостоянной основе, а глава администрации назначается представительным органом по результатам конкурса. Следует заметить, что к лицу, претендующему на должность «сити-менеджера», в соответствии с областным законом «О муниципальной службе в Воронежской области» предъявляется ряд обязательных требований, которые создают предпосылки для назначения главой администрации муниципального образования по контракту наиболее компетентного претендента. Несмотря на преимущество такой системы муниципального управления, она, конечно, содержит и определенные риски. Так, концентрация власти в одних руках дает большую возможность и для злоупотреблений.

В том числе и с целью минимизации таких негативных явлений по инициативе А.В. Гордеева была выстроена сеть общественных приемных губернатора в районах, которые призваны обеспечить обратную связь региональной власти с населением. Кроме этого, было принято решение выходить на ежегодное соглашение между областным правительством и муниципалитетами. Указанные в соглашении критерии о достижении значений региональных показателей эффективного развития позволяют оценивать ситуацию в муниципальном образовании, динамику социально-экономической и общественно-политической ситуации, давать персональную оценку главы администрации района. Немаловажно, что муниципальные районы и городские округа, достигшие наилучших показателей, определенных соглашением, поощряются за счет средств областного бюджета.

— Александр Андреевич, не так давно в Воронежской областной Думе обсуждались изменения в законодательстве о местном самоуправлении. Прокомментируйте, пожалуйста, нормативные корректировки.

— Действительно, в рамках реализации 136-го Федерального закона Воронежской областной Думой было принято два областных законодательных акта, в частности закон «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий». В итоге, в отличие от целого ряда субъектов РФ, где аналогичными законами жестко, на безальтернативной основе, закреплены модели формирования органов местного самоуправления, зачастую полностью исключающие возможность проведения всенародных выборов, в Воронежской области муниципалитеты сами вправе выбрать из возможных вариантов формирования органов местной власти: для представительных органов – выборы или делегирование, для глав – также всенародные выборы или избрание из состава депутатов. Еще раз отмечу, что решение о том, какой способ формирования органа местного самоуправления избрать в Воронежской области, будет принимать сам муниципалитет.

По нашим данным, выборы представительных органов сохранят 10 муниципальных районов. В то же время планируется переход к формированию представительных органов 15 районов из глав и депутатов представительных органов поселенческого уровня. В Воронежской области советы народных депутатов уже формируются путем делегирования представителей поселений в Новохоперском, Подгоренском, Рамонском, Репьевском и Эртильском муниципальных районах. Такой способ формирования позволяет повысить эффективность взаимодействия между органами местного самоуправления муниципальных районов и входящих в их состав поселений.

Параллельно это позволяет сократить расходы на проведение избирательных кампаний и минимизировать те риски, которые они порой несут. К слову, в Воронежской области были случаи, когда в местные представительные органы с использованием «грязных» избирательных технологий активно избирались депутаты, не имеющие никакой связи с этими муниципалитетами. Стоит ли говорить, зачем это делалось и к чему это может привести.

— Планируется ли изменить способ наделения полномочиями глав местных администраций? И каковы перспективы создания в Воронежской области «двухуровневой» системы местного самоуправления в городских округах?

— Практически не планируется. На данный момент главы муниципальных образований избираются на муниципальных выборах только в городском округе г. Воронеж и 3 муниципальных районах (Аннинском, Лискинском и Новоусманском). Насколько я знаю, к ним намерен присоединиться только Богучарский район. В Борисоглебском городском округе, г. Нововоронеже и остальных 27 муниципальных районах планируется сохранить имеющуюся систему (избираемый из состава совета глава района и «сити-менеджер»).

В отношении городских округов ситуация такая. Изначально вопрос о «двухуровневой» системе поднимался лишь по отношению к Воронежу, но в результате от этой схемы на данном этапе было решено отказаться – областной закон ее не предусматривает. Кстати, еще в июне 2014 г. наше управление провело заседание Воронежского клуба политологов (регулярно действующая коммуникативная площадка с участием политических журналистов, представителей политологического академического сообщества региона и т.п.) по теме «Модели реформы органов местного самоуправления городов России: что лучше для Воронежа?». По мнению наших экспертов, в случае реализации «двухуровневой» системы в Воронеже серьезной проблемой могла бы стать легитимность выборов во внутригородские советы. Высказывалось опасение, что подобные советы депутатов будут ангажированы или местным капиталом, или политическими силами, ориентированными не на деятельное решение городских проблем, а на достижение собственных узкокорыстных целей.

— 22 декабря 2014 г. состоялись публичные слушания по проекту решения Воронежской городской Думы «О внесении изменения в Устав городского округа город Воронеж». Будет ли изменена избирательная система по выборам в Воронежскую городскую Думу?

— В настоящее время Воронежская городская Дума избирается по мажоритарной избирательной системе (18 двухмандатных избирательных округов). Планируется, что в случае принятия изменений и дополнений в Устав городского округа город Воронеж, при сохранении численности состава городской Думы (36 депутатов) избирательная система будет изменена на смешанную. Предполагается избирать 12 депутатов по пропорциональной избирательной системе, 24 депутатов – в одномандатных избирательных округах (при этом в своих границах они будут совпадать с 12-тью одномандатными округами по выборам депутатов в Воронежскую областную Думу).

Также облизбирком уже подготовил поправки в Избирательный кодекс региона, в соответствии с которыми устанавливается, что на выборах депутатов представительного органа муниципального образования список кандидатов должен быть разбит на общемуниципальную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо территориальной группе) и территориальные группы кандидатов. Напомню, что в 2010 г. возможность разбивки партийных списков на территориальные группы уже была использована на выборах в Воронежскую областную Думу.