РОП провело семинар по разработке школьного предмета и учебника о политике

23-24 апреля 2021 года в подмосковном доме отдыха МГУ имени М.В. Ломоносова в Красновидово Российское общество политологов провело семинар-совещание по подготовке школьного учебника и предмета, разрабатываемых политологическим сообществом. 

Участие в семинаре в смешанном, очно-дистанционном, формате приняли известные российские специалисты в области политологии и политологического образования, обсудив следующие вопросы:

  1. Преподавание основ политики в школе: состояние, проблемы и недостатки. Потребность в создании школьного предмета о политическом знании.
  2. Как должен называться школьный предмет об основах политики в школьной программе: «основы политологии», «основы политического знания», «политика как сфера общественной жизни»?
  3. Какое место в школьной программе должен занимать предмет по основам политологии: возраст учеников, длительность дисциплины, недельная нагрузка, годовая нагрузка?
  4. Структурная составляющая предмета: политика как явление, группы интересов, политические акторы; основы политических систем; политическое участие молодежи; политические процессы современности: международные акторы, место России в международных отношениях, локальная политика. Какие блоки/единицы должны войти в структуру учебной дисциплины и учебного пособия?
  5. Роль предмета по основам политологии в образовании молодого поколения. Смыслообразующая функция. Формирование гражданской идентичности и самоидентификации. Социальное и гражданское становление ученика.

Ведущим семинара-совещания выступил сопредседатель Российского общества политологов — член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председатель совета директоров Экспертного института социальных исследований, декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории и теории политики, доктор исторических наук, профессор Андрей Юрьевич Шутов.

В ходе двухдневных сессий мероприятия прозвучали доклады и состоялась дискуссия между участниками семинара.

Исполнительный директор Российского общества политологов, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, профессор Игорь Иванович Кузнецов в рамках установочного доклада обозначил проблематику формирования гражданственности в рамках школьного образования, обусловленную содержательными и ценностно-смысловыми недостатками существующего в современной школе цикла общественных дисциплин. Этим обусловлена необходимость введения основ политологии в школьную учебную программу основного и среднего общего образования.

Заведующий кафедрой российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор Валерий Иванович Коваленко в своем докладе отметил, что помимо акцента на национальных интересах нужно понимать, что Россия включена в общемировой поток. У России есть свои особенности, но нужно показать диалоговый вариант взаимодействия, включить моменты общецивилизационного плана.

Декан факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор политических наук Александр Вячеславович Курочкин в рамках выступления подчеркнул актуальность моментов, которые отметил Президент в своем Послании, об учебниках, по которым должны учить подрастающие поколение. Содержание данных учебников должно представлять сцепку исторического процесса, исторических данных и того, что актуально сегодня — взаимодействие истории, исторической науки России и современности. Это важно соблюсти и важно обеспечить в содержании соответствующего учебника.

В своем докладе Владимир Иванович Якунин, сопредседатель Российского общества политологов, доктор политических наук, заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова отметил важность создания не просто учебника по основам политических знаний, а системы воспитания подрастающего поколения.

«Мы можем создать самый замечательный учебник, но если это не будет внедрено на уровне воспитательной работы, то это не сработает», — сказал В.И. Якунин.

Заместитель декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии Андрей Вячеславович Абрамов представил доклад «Российский учебник Политологии: есть ли достижения?», в котором упомянул об опыте внедрения учебника «Основы социологии и политологии» на уровне средне-специального образования. Были обозначены особенности школьных образовательных стандартов, в рамках которых возможно преподавание общественных наук. Так учащиеся с 5 по 9 классы могут изучать такие общественные науки как история, обществознание и география. Стандарт для 10-11 классов включает общественные науки обществознание, экономику, право и «Россия в мире». Докладчиком были предложены варианты внедрения предмет по основам политологии в структуру действующих Стандартов без их изменения, а также с возможностью их дополнения.

С докладом на тему «Содержание модуля «Политика» в структуре школьных учебников по обществознанию» выступил кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Антон Павлович Воробьев. На основе анализа учебников УМК по обществознанию докладчик выявил существенные недостатки в содержательной части модуля «Политика», к которым относятся: рассогласование теории и практики; приоритетность изучения формальных норм и неактуальных для молодежи проблем, отсутствие практико-ориентированности; наличие годовых перерывов в преподавании модуля «Политика»; содержательно ненаполненные темы.

Доклад «Политический блок курса обществознания: рудименты и пробелы» был представлен кандидатом политических наук, доцентом, ведущим научным сотрудником Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Дмитрием Сергеевичем Жуковым.

Заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор Владимир Александрович Гуторов в докладе «Политический анализ и политическая концептология как структурные элементы школьного учебника» выделил два вида политического анализа – внутренний политический анализ и направление, связанное с анализом политических институтов, концептов и прочим. Тот учебник, который предполагается создать, должен соотносится с ценностностью, коммуникацией, саморазвитием и другими требованиями. По мнению докладчика, политология в школе видится как важное направление школьного образования, формирования идентичности.

Выпускник аспирантуры кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа № 1315 г. Москвы» Антон Борисович Никушкин представил доклад «Модуль «Политика» в школьном курсе обществознания: дидактические единицы и дефициты содержания». А.Б.  Никушкин как практикующий учитель школы отметил то, что постоянные изменения в школьной системе образования вызывают сопротивление со стороны учительского сообщества. При разработке учебника можно, в первую очередь, ориентироваться на старшую школу и профильный уровень. Сегодня нет модуля «Политология» в качестве отдельного учебника. Что касается других модулей – «Экономика» и «Право» – их содержание не ограничивается подготовкой к ЕГЭ.

В ходе дискуссии доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Антонина Владимировна Селезнева отметила психологическую особенность детей – они не верят ни учителю, ни учебнику. Они верят Интернету, блогеру, журналисту. Все официальное, что идет от учителя и учебника, воспринимается критически. Необходимо формировать у детей идентичность. В основе формировании идентичности лежат образы, ценности, символы. Задача учебника – не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы насытить сознание молодых людей представлениями, образами и символами о той стране, в которой они живут, по отношению к которой у них должны сформироваться положительные чувства.

В дискуссии в рамках круглого стола приняли участие:

  • Главный научный сотрудник кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор Цыганков Павел Афанасьевич;
  • Заведующий кафедрой истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, профессор Ширинянц Александр Андреевич;
  • Заместитель заведующего кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Абрамова Марианна Григорьевна;
  • Заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, доктор политических наук, профессор Белозеров Василий Клавдиевич;
  • Доцент кафедры российской политики, заместитель декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук Бронников Иван Алексеевич;
  • Заведующий кафедрой политических наук Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор политических наук, профессор Вилков Александр Алексеевич;
  • Профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Горбачев Михаил Валерьевич;
  • Заместитель декана факультета политологии, заведующий лабораторией политико-правовых исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Мамычев Алексей Юрьевич;
  • Профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Перевезенцев Сергей Вячеславович;
  • Профессор кафедры международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор политических наук, профессор Сельцер Дмитрий Григорьевич;
  • Профессор кафедры российской политики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор Шелистов Юрий Ивлонович

и другие участники семинара.

Добавить комментарий