Эксперт РОП С.В. Перевезенцев: Что может история, или как из жителей Украины делали русофобов

С самых первых лет существования отдельного государственного образования с названием «Украина», идеологи украинского (галицийского) национализма начали сочинять «украинскую» историю. При этом была поставлена тройственная задача: доказать древность «украинской нации» и «украинской государственности»; продемонстрировать единство «украинской истории» на протяжении столетий; оторвать историю Украины от истории России и разрушить историческую связь украинского и русского народов.

Для исполнения этих задач в дело, прежде всего, была вовлечена альтернативная история, неслучайно в этом жанре на Украине выступал всяк, кто горазд: от эстрадных певиц и политических пропагандистов до профессоров и академиков. Наверное, самое «большое открытие» украинских альтернативных историков заключено в трех основных положениях: а) укры-арийцы (протоукры)— древнейшее славянское племя, первопредки всех славян вообще; б) Трипольская археологическая культура — это цивилизация Аратта, основанная украми-арийцами более 5000 лет; в) трипольцы совершили большинство важнейших открытий, а также послужили примером для всех последующих цивилизаций на Земле (поэтому некоторые почитатели украинской альтернативщины считают древних шумеров одними из предков современных украинцев).

Все эти и многие иные «открытия» украинских альтернативщиков уже давно опровергнуты, причем профессиональными украинскими историками. Но мнение профессионалов не интересны украинским политикам, и по одной причине: они мешают исполнению задач нациостроительства, а точнее, формированию идеологии украинского национализма, которую целенаправленно начали внедрять в обыденное историческое сознание многонационального населения Украины. Еще в 1990-е годы мифы о Триполье, украх и протоукрах стали активно пропагандироваться, их авторы, среди которых были даже обладатели научных степеней, становились лауреатами премий, получали различные должности, а тогдашний президент Украины Л. Д. Кучма провозгласил: «Украина — не Россия!»

В начале 2000-х годов эти мифы приобрели уже официальное звучание. Так, в 2004 году в одном из предвыборных выступлений будущий президент Украины В. А. Ющенко заявил: «Мы — европейцы, мы в центре Европы, мы — сердце Европы, мы диктовали демократию Европе. Как любят говорить мои друзья: “Когда Европа жила в пещерах, мы, украинцы, трипольцы, жили в белёных домах”. У нас была “Велесова книга”, поэтому трипольцы — большая мировая цивилизация…» Уже в ранге президента Украины, в 2005 году на международном экономическом форуме «мини-Давос» в Киеве он повторил, правда, в более осторожных выражениях, свое утверждение: «На нашей земле тысячу лет назад процветала первая в истории человечества земледельческая цивилизация Триполья. Ее следы мы находим от Днепра к Дунаю и Висле сегодня. В ней переплетены корни первоначальных культур нашего европейского континента».

При президенте Ющенко мифы о Триполье, «украх-арийцах» и «протоукрах» стали навязываться всему миру как истинно-научные и единственно правильные (строились музеи, проводились археологические изыскания, издавались книги, снимались фильмы и телепередачи), эти мифы в многообразных вариациях проникли в различные учебники, например, в учебник директора Национального научно-исследовательского института украиноведения, доктора филологических наук П. П. Кононенко «Українознавство» (Киев, 2005). Таким образом, мифы украинской альтернативной истории стали важнейшей частью официальной истории украинского народа и государства Украина.

На основе подобной альтернативщины, а также фальсификатов, типа идеологического фальсификата М. С. Грушевского «Украина-Русь», писались и школьные учебники по истории Украины, в которых утверждалась главная идеологическая мифологема: история России и Украины — это две разные истории, потому что русские и украинцы издревле — это разные народы. К примеру, в учебнике В. С. Власова «История Украины (Введение в историю)» для 5 классов общеобразовательных заведений (Киев, 2013), изданного на русском языке, т. е. для русскоязычных жителей Украины, говорилось: «Вы уже знаете, что название Русь предшествовало названию Украина для определения земли, заселенной украинцами-русичами. Название Украина впервые употреблено в летописи под 1187 г. по отношению к Киевщине, Переяславщине и Черниговщине. Оно происходит от слова страна, что значило родной край, страна, земля. Впоследствии название Украина вытеснило из обихода более древнее» (с. 47).

Идеология искусственного разделения реального единства русского народа и населения Украины господствовала во всех учебниках по истории Украины. В том же учебнике Власова в §15 «И слава, и воля, или украинское казачество в битвах и походах» в повествовании о национально-освободительной войне 1648–1657 гг. нет даже упоминания Переяславской Рады 1654 года, ничего не говорится о том, что Россия вступила в войну с Польшей, защищая население Малороссии. Исходя из политических интересов, автору оказалось выгоднее остановить рассказ на событиях начала 1648 года, т. е. на том моменте, когда воинство под водительством Б. Хмельницкого достигло наибольших успехов. А дальше следует уже рассказ о том, как на «бóльшей части украинских земель», «освобожденных» «украинским войском» «из-под польской власти» было создано «Украинское казацкое государство». И только теперь наконец-то упоминается Россия, но, естественно, в негативном контексте: «Казацкое государство — Гетманщина, созданная в результате Национально-освободительной войны, — просуществовало больше 100 лет. В 1760–1780 гг. российские цари (тогда Гетманщина подпала под власть России) ликвидировали гетманство, а казацкие полки превратили в полки российской армии. В 1775 г. была уничтожена и последняя Запорожская Сечь» (с. 115–118). Стоит напомнить один очень важный момент — этот учебник издавался в то время, когда президентом Украины был «большой друг России» В. Ф. Янукович…

Что уж говорить о «послемайданных» временах! Из учебника того же автора, В. С. Власова, для 7 класса («Учебник Історія України»: Киев, 2015) с XII века, т. е. со времени политической раздробленности, исчезает даже упоминание русских северо-восточных княжеств. Зато появляется утверждение, что важнейшей причиной раздробленности русских земель стал… «разный этнический состав» населения этих территорий (с. 98), т.е. получается, что в Киевской Руси к середине XII века уже существовали этнически разные (!) украинский, белорусский и русский народы! Россия возникает в этом учебнике только на страницах, рассказывающих об истории конца XV века, но уже как враждебное «украинцам» «Московское царство» (здесь фактическая ошибка — царством Россия стала только в середине XVI в.), которое «под предлогом собирания “русского наследства”» начала претендовать на украинские и белорусские земли (с. 168). И снова фактическая ошибка, даже две: а) «украинских» и «белорусских» земель тогда еще не было, потому что не было ни Украины, ни Белоруссии, а были земли Великого княжества Литовского; б) в конце XV века Московское великое княжество на так называемые «белорусские» земли не претендовало, правда, автор учебника почему-то «белорусским» называет Смоленск (с. 169). Казалось бы, мелочи, но ведь именно из этих мелочей и складывалось понимание истории, а в сознании юного жителя Украины на долгие годы утверждался образ России, как исторического, многовекового врага Украины.

На основе таких фальсифицированных «мелочей» больше тридцати лет учили население Украины, в том числе и русское население. В результате, сегодня очень многие молодые и не очень молодые жители Украины (русские, украинцы, евреи, представители иных национальностей и этнических групп) стали считать себя чуть ли не самим Богом «избранными украинцами», единственными наследниками Киевской Руси, исконными европейцами, и тем самым начали оправдывать свой «европейский выбор» (вспомним одно из именований Майдана — «Евромайдан»). Одновременно всех русских они даже славянами не признают, объявляя их (т.е. нас и… самих себя!) финно-уграми или потомками монголов, поэтому все русские для них — дикие азиаты, да еще и «совки», «бюджетники», «рабы»… Правда, в сознании таких «украинцев» возникает опасная раздвоенность. С одной стороны, они требуют полностью отказаться от «российского» прошлого, в том числе от русского языка, русской литературы и русской культуры, но с другой стороны, объявляют разных русских писателей, художников, композиторов, изобретателей… украинскими.

Таким образом, в основе большинства историко-политических конструктов, предлагавшихся на протяжении тридцати лет населению Украины, лежали ложь и фальсификации. И если в 1990-е годы тогдашние украинские власти еще умели сохранить некий компромисс между противоречащими друг другу регионами и традициями, то после усиления националистических политических кругов, активно поддержанных западными политиками, ситуация, резко усложнилась, а между сторонниками и противниками создания искусственной «единой украинской нации» уже в 2014 году началась настоящая гражданская война.

Об авторе: Сергей Вячеславович Перевезенцев — ведущий эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного русского народного собора, сопредседатель Правления Союза писателей России, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Добавить комментарий