Эксперты РОП приняли участие в подготовке национального рейтинга мэров российских городов

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2021 года.

Объектом исследования являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Источник: Официальный сайт проекта «Национальный рейтинг» Центр Информационных Коммуникаций «Рейтинг» — Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)

Игорь Иванович КУЗНЕЦОВ, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов», профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова:

Мэры – это политически значимые единицы, мощный ресурс, особенно если речь идёт о мэрах крупных городов, которые по влиянию и ресурсным возможностям сопоставимы с крупными федеральными фигурами или даже главами корпораций.

Поэтому в ходе подготовки к выборам, новому электоральному циклу и сентябрьскому голосованию, конечно, от позиций, работы градоначальников зависит очень многое.  В том числе социальный и  экономический климат городов и настроения электората.

Не секрет, что в городах общество наиболее критично и внимательно к власти, причём любого уровня: от муниципалитета до города федерального значения. Именно там социальный запрос на изменения – наиболее острый и последовательный. Мы этого можем не видеть в сельской местности, но мэры крупных городов это наверняка чувствуют.

Поэтому от того, как будет складываться повседневная жизнь в ближайшие полгода, зависит настроение людей. И это касается многих моментов, начиная от благоустройства городов, чистоты и нормальной работы транспорта и заканчивая ситуацией с тарифами на электроэнергию, ЖКХ и т. д.

Инструменты для этого у мэров есть. Нельзя сказать, что эти инструменты достаточны, и они могут всё – нет, здесь есть ограничения, например, влиять на естественные монополии сложно. Или решать проблемы инфраструктурного свойства, которые не решались десятилетиями – мэру сложно с этим справиться за короткое время. Но ресурсов немало, учитывая, что сейчас в крупных городах и бизнес, и налоговая база достаточно серьёзные.

Есть деньги, есть возможности, важно ими правильно распорядиться и делать реальным исполнение запросов от граждан, работать в контакте с людьми. Основная проблема – в том, что либо контакт недостаточный, формальный, либо имитационный, когда поддержка выражается при помощи контроля каких-то общественных структур, не всегда реально имеющих реальную базу. Мы знаем, это пиар, размещение и подготовка публикаций, освещение деятельности первого лица вместо регулярной серьёзной работы. Но, как правило, это всем быстро становится понятно, особенно в ситуации кризиса. Любые коммунальные аварии, стихийные бедствия, природные катаклизмы – сразу на поверхность выходят уровень и масштаб человека и задач. Если человек способен всё это правильно организовать, отработать, то гражданам совершенно чётко понятно: человек на своём месте. Если же (такое бывает, к сожалению) мэр в момент тяжёлых дней, испытаний предпочитает где-то отсидеться или уехать отдохнуть – тоже всем всё становится понятно.

Крайне важно, чтобы у городского руля находились только профессионалы, понимающие ответственность, осознающие цену ошибки в таких условиях. Этому надо уделять большое внимание не только губернаторам – у нас традиционно рассматривают губернаторов как представителей региональных элит, носителей специфических навыков. Но и мэры городов – это мощнейший институт, мощнейший кадровый ресурс, по крайней мере, по набору возможностей. В кресле градоначальника не должно появляться случайных людей, решающих собственные локальные задачи.

Удастся мэрам удержать и контролировать ситуацию – значит, потенциал невротической, стрессовой реакции будет ниже. Не удастся или, наоборот, будет провоцироваться ошибками в их работе – возникнут серьёзные риски для электоральной кампании и в целом стабильности в стране.

Андрей Николаевич СЕРЕНКО, Директор Аналитического центра Российского общества политологов:

Пандемия и связанные с нею сильные негативные эмоциональные переживания волгоградцев затмили в последние месяцы традиционные проблемы Волгограда: аварии на объектах инфраструктуры ЖКХ, неудобную транспортную схему, неэффективную работу городских чиновников и т. д. В этом смысле, безусловно, ковид помог главе Волгограда Виталию Лихачёву и его команде выскользнуть из-под острой критики общественного мнения, недовольство которого было с осени 2020 года сосредоточено, прежде всего, на недостатках в работе системы здравоохранения – а это уже не муниципальный уровень ответственности. Пандемия весь последний год формирует социально-политическую повестку региональной жизни, позволяя волгоградцам «забыть» о существовании муниципальной власти, так как антиковидная политика полностью контролируется и реализуется федеральными и региональными властями.

Фактическая бесполезность системы местного самоуправления в тяжелейший карантинный период создала для муниципальных властей по всей стране выгодную «стратегическую паузу», которая не только позволила снизить уровень общественной критики в их адрес, но и открывает сейчас перед муниципалами возможность для имиджевого рывка – естественно, при условии наличия внятной и содержательной концепции такого хода. Волгоград в этом смысле не исключение. Сегодня Виталий Лихачёв, как и его коллеги в других городах РФ, получает во многом уникальный шанс на стремительную и успешную перезагрузку своего имиджа. Прежде всего, за счёт эффективного решения нескольких профильных задач.

Во-первых, это ранее начало дорожного ремонта. Традиционно с наступлением весны в Волгограде прошлогодний асфальт сошёл вместе со снегом. Обилие глубоких трещин и ям на дорогах, в том числе в центральных районах областного центра, вызывает массовое недовольство граждан, прежде всего, десятков тысяч автомобилистов. Если Виталий Лихачёв не упустит момент и в максимально короткие сроки организует зримое для горожан начало массового дорожного ремонта, то это, безусловно, добавит ему политических и репутационных очков.

Во-вторых, благоустройство дворов и улиц города. Разумеется, европейского или московского уровня чистоты в Волгограде никогда достичь не удастся. Однако имитировать бурную деятельность в этом отношении, как показывает многолетний опыт, вполне можно. И здесь команда Лихачёва может достаточно быстро получить позитивные лайки за точечно-очаговую чистоту от с трудом оправляющихся после пандемического шока волгоградцев.

Наконец, в-третьих, организация массовой кампании встряски управляющих компаний, которые как бы отвечают за поддержание порядка во дворах и подъездах домов. Здесь городским чиновникам практически ничего не нужно делать самим – достаточно поднять административно-информационную волну с привлечением различных контролирующих органов, демонстрируя «дорогим волгоградцам» привлекательные для общественного мнения качества власти: надзирать и наказывать в интересах защиты «простого народа». Причем, имиджевые сливки с этой кампании, при условии её эффективного проведения, снимут не только чиновники мэрии во главе с Лихачёвым, но и депутаты, органы прокуратуры и другие неравнодушные и заинтересованные структуры.

Все это может быть тем более важно для Виталия Лихачёва, что уже около месяца в Волгограде ходят слухи о вероятном уходе главы города в Госдуму в сентябре 2021 года. Так ли это на самом деле, пока сказать трудно. По оценкам ряда заслуживающих доверия местных наблюдателей, вероятность ухода Лихачёва в депутаты федерального парламента достаточно высока. Но даже если Виталий Лихачёв сам и не решится сменить кресло главы города-миллионника на депутатскую кнопку в Охотном ряду, ему всё равно придётся обеспечивать успех предвыборной кампании «единороссов» в областном центре. А, следовательно, три вышеназванные задачи (ремонт дорог, благоустройство дворов и улиц, встряска управляющих компаний) решать надо, и в достаточно короткие сроки.

Глава администрации Элисты Дмитрий Трапезников успешно использовал в своих интересах политическую паузу, возникшую в Калмыкии в период пандемии. Карантинные мероприятия летом-осенью прошлого года фактически, нейтрализовали массовое протестное движение в столице Степной республики, участники которого требовали отставки «варяга» Трапезникова. При этом и сам глава администрации Элисты не сидел, сложа руки, активно стремясь понравиться горожанам.

В отличие от главы Калмыкии Бату Хасикова, который в период пандемии растерял общественную поддержку и приобрёл огромное число врагов и критиков, Дмитрий Трапезников успешно реализовывал политику превращения своих противников в «нейтралов», а сомневающихся – в друзей. И хотя многочисленностью таких новых друзей глава администрации калмыцкой столицы похвастаться пока не может, тем не менее, открытых врагов у Трапезникова действительно стало меньше.

Дмитрий Трапезников сегодня является единственным руководителем в Элисте, который регулярно проводит личные приёмы граждан. Это очень выгодная позиция на фоне главы республики Бату Хасикова и председателя правительства Калмыкии Юрия Зайцева, которые всячески избегают формата личных приёмов жителей региона. В итоге Трапезников оказался самым «открытым» калмыцким чиновником, способным слушать простых людей и пытаться им помогать в решении их личных проблем.

Есть основания утверждать, что Трапезников также начал потихоньку дистанцироваться от деятельности республиканского руководства, которая вызывает всё больше жёсткой критики со стороны населения и местных элит. Во всяком случае, заслуживающие доверия источники приводят ряд эпизодов, когда Трапезников вежливо игнорировал указания весьма одиозного руководителя администрации главы Калмыкии Чингиза Берикова, связанные с мелкими политическими интригами. В отличие от адептов немногочисленной секты «твёрдых хасиковцев», которые феноменальными темпами плодят себе врагов в Калмыкии, попутно разрушая остатки социально-политической стабильности, Трапезников придерживается стратегии здравого смысла и тактики малых дел, последовательно реализуя курс на расширение числа друзей и союзников.

На мой взгляд, Дмитрий Трапезников вполне мог бы со временем возглавить правительство Республики Калмыкия. Тем более, что в последнее время поползли слухи о возможном возвращении Юрия Зайцева в ставропольскую политику (то ли в статусе депутата краевого Заксобрания, то ли даже в качестве сменщика Владимира Владимирова на посту губернатора региона). Сегодня Трапезников представляет собой наиболее адекватного чиновника в высшем эшелоне управления Степной республики. Это – неожиданный факт, учитывая скандальный характер «захода» Трапезникова в регион. Однако в итоге главе администрации Элисты удалось сделать то, что не получилось у главы республики. Трапезников, как и Хасиков, не совершил великих подвигов, но, в отличие от Хасикова, Трапезников смог достаточно успешно решать повседневные проблемы города и горожан, избегая при этом попадания в скандально-негативные ситуации. А по нынешним временам это в Калмыкии уже немало.

Добавить комментарий