Трансформация российской системы высшего образования: экспертный опрос и аналитическая записка по «2+2+2»

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛИТОЛОГОВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

1 июня 2022 года                                                       Открытая трибуна

Политическое просвещение молодежи в условиях трансформации российской системы высшего образования

Эксперты Российского общества политологов (РОП) приняли участие в экспертном опросе на тему «Политическое просвещение молодых людей в условиях трансформации российской системы высшего образования». В ходе опроса его участникам было предложено дать свои комментарии и оценки по следующим вопросам:

1. Как Вы оцениваете ситуацию в российской высшей школе в части преподавания основ политических знаний, политологии, международных отношений?

2. Известна ли Вам программа «Приоритет 2030»? Принимает ли Ваш университет в ее реализации? Каковы первые результаты этой работы?

3. Что на Ваш взгляд стоит сделать в первую очередь для повышения политической грамотности молодых людей, студентов? Какие перспективные формы политического просвещения Вы считаете приоритетными?

Предлагаем вашему вниманию ответы участников экспертного опроса РОП.

Алешина Ирина Николаевна, доцент кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета, кандидат исторических наук, руководитель Тверского областного регионального отделения РОП

Политические знания в вузах даются на крайне низком уровне

Политические знания в вузах даются на крайне низком уровне, т.к. зачастую сами преподаватели не знают ситуации и никогда ее не понимали — бакалавры. Они не знают истории своей страны, они не знают культуры своей страны. Они фильмы не смотрели и книги не читали. Что они могут дать студентам, когда сами безграмотны, также как многие молодые учителя в школах, которые окончили наши вузы. Как они могут оценить политическую ситуацию, когда мало интересуются политикой. Политология дается по Аристотелю, Платону и Руссо. При том они сами не понимают, что говорят и не могут разобраться, что именно там говорится.

Если честно, я вообще против такой системы образования. Мы выпускаем неучей, как говорил Задорнов – «коекакеров». Бакалавриат — это недообразование. Люди с таким образованием не являются специалистами. Если они хотят получить другую специальность — у них есть возможность ее получить, но не сокращенным путем. Человек и в одной области не специалист и в другой не будет тоже. Это скачки по верхам. Поэтому к новой программе отношусь отрицательно.

Как повысить уровень патриотизма и политической грамотности молодых людей? Фильмы советские показывать, заставить преподавателей думать и рассуждать. На семинарах поднимать эту тему, чтобы дискуссии проходили, чтобы студенты могли задуматься и высказать, что они думают по этому поводу, чтобы спор был, чтобы они вообще начали думать. Пока этого почти что нет.

Вилков Александр Алексеевич, заведующий кафедрой политических наук юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор политических наук, профессор, руководитель Саратовского областного регионального отделения РОП

Проблему политической грамотности в вузах нужно начинать решать со школы

Ситуация с преподаванием основ политических знаний, политологии, международных отношений в отечественной высшей школе крайне сложная. Сужу об этом не только по своему вузу, но и по многочисленным мнениям политологов различных российских вузов, озвученных на научно-практических конференциях и в соответствующих публикациях. (Неоднократно обосновывал свою позицию о том, что главная причина большинства проблем отечественной высшей школы вообще и преподавания политологии в частности коренится в насильственно навязанной в свое время российским вузам Болонской системе).

Суть ситуации состоит в том, что преподавание политологии для студентов негуманитарных специальностей в российских вузах фактически не ведется за редким исключением. Обусловлено это тем, что в рамках компетентностного подхода, общекультурные компетенции во ФГОСах не нацеливали на усвоение политических знаний. В результате, функциональный потенциал преподавания политологии для студентов всех специальностей в российских вузах остается нереализованным.

Студенты лишаются возможности получить знания о политике и российской политической системе, о ключевых политических институтах, о механизмах и принципах их функционирования. Нереализованной остается функция формирования активистской политической культуры, воспитания граждан, патриотически настроенных, осознанно и активно участвующих в политической жизни страны, способных к самостоятельному анализу, рациональному и критическому осмыслению и решению накопившихся политических и социально-экономических проблем.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» принимает активное участие в Программе «Приоритет 2030» на основе конкретного плана выработки и реализации практик научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, нацеленной на возможности прикладного использования полученных результатов в различных отраслях экономики и сферах общественной жизни России. Стимулирующий посыл этой программы, несомненно, очень важен для развития отечественного высшего образования как важнейшего ресурса для кадрового обеспечения реального поворота к импортозамещению  и обеспечению российских национальных интересов в социально-экономической сфере.

Однако данная программа не содержит конкретных задач и административно-организационных стимулов с точки зрения усиления политического просвещения и гражданского воспитания студентов всех специальностей. Тем самым не обеспечивается приоритет важнейшей задачи по формированию патриотизма и чувства социальной ответственности для всех выпускников отечественных вузов.

Для повышения политической грамотности и формирования патриотического мировоззрения молодого поколения в современной России нужно, прежде всего, кардинально изменить систему школьного образования и воспитания: отменить ЕГЭ, вернуть классическую систему преподавания русского языка, отечественной истории, литературы и обществознания. Соответственно необходимо серьезное изменение системы подготовки учителей для общеобразовательной школы (может быть даже за счет возвращения самодостаточной системы педагогических институтов, для которых приоритетом будут не показатели научной деятельности, а разработка современных методик преподавания в школе). Важно также повышение статуса школьного Учителя за счет достойной зарплаты и других форм стимулирования его творческой педагогической и воспитательной деятельности.

На мой взгляд, без изменения ситуации в общеобразовательной школе решить проблему политической грамотности в вузах очень сложно, т.к. абитуриенты приходят уже в основном со сложившимся мировоззрением, сформированном на материалах Тик-ток и других интернет-ресурсах. Тем не менее, введение преподавания политологии в качестве обязательной дисциплины для студентов всех специальностей в вузах могло бы существенно изменить в лучшую сторону формирование патриотической политической культуры российской молодежи.

Еще одним важнейшим направлением повышения качества преподавания видится подготовка новых учебников и учебных пособий по политологии. Очень важно уйти от сложившейся за три постсоветских десятилетия традиции повторять из учебника в учебник мантры из американской политологии. Новые учебники должны быть ориентированы на исторические и современные особенности общественно-политического устройства России, в том числе на непредвзятое осмысление советского опыта. Не менее важно издавать местные учебники с характеристикой конкретных региональных политических систем РФ и механизмов их функционирования. Соответственно должны быть отформатированы и рабочие программы по политологии для студентов всех специальностей.

В целом, решение обозначенных проблем должно начинаться с того, чтобы искоренить одно из главных (среди многих) негативных последствий перехода к Болонской системе. Суть его заключается в том, что система высшего образования (также как и общеобразовательные школы) была превращена в сферу услуг, в которой по сей день доминируют рыночные критерии и соответствующие формализованные индексы оценивания эффективности работы вузов, их отдельных подразделений и конкретных преподавателей.

Есть серьезные опасения, насколько возможна быстрая перестройка сложившейся системы управления сферой высшего образования с учетом актуальности в условиях гибридной войны против России приоритетного обеспечения вузами национальных интересов. Сомнения связаны с тем, что почти два десятилетия Минобрнауки России целенаправленно форматировало российские вузы под принципы и задачи Болонского процесса, а теперь под давлением очевидных обстоятельств и официальных установок высшего руководства страны должны будут кардинально изменить цели, задачи и принципы управления высшей школой. К сожалению, каких-либо существенных изменений в последние месяцы для снятия данных сомнений я не увидел. Надеюсь, что предстоящие реформы не буду проводить сверху  «методом ампутации», а  будут опираться, в том числе,  на мнение «снизу», со стороны вузовских сообществ.

Головин Юрий Алексеевич, профессор кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, доктор политических наук, руководитель Ярославского областного регионального отделения РОП

Целесообразно ввести обязательное преподавание политологии во всех вузах

1. Ситуация в российской высшей школе в части преподавания основ политических знаний, политологии, международных отношений требует изменений. Даже в ЯрГУ, где есть высококвалифицированные преподаватели этих дисциплин (с 1991 года осуществляется подготовка по специальности, а затем по направлениям «Политология» / бакалавриат, магистратура и аспирантура), далеко не на всех факультетах есть дисциплина «Политология».

Целесообразно ввести обязательное преподавание в ВУЗах дисциплины «Политология» наряду с философией и историей.

2. ЯрГУ — победитель конкурса. ЯрГУ создал консорциум «Верхняя Волга – территория инноваций»:

Университеты

1. Костромской государственный университет 2.Череповецкий государственный университет 3.Рыбинский государственный авиационный технический университет им. П.А. Соловьева 4.Ярославский государственный технический университет

Институты РАН

1. Физико-технологический институт имени К.А. Валиева  2.Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина 3.Институт программных систем им. А.К. Айламазяна

Учреждение дополнительного профессионального образования

ГАПМ имени Н.П. Пастухова

Реализуется программа:

Миссия

Генерация знаний мирового уровня и воспроизводство человеческого капитала в интересах устойчивого развития страны

Стратегическая цель

  • ведущий межрегиональный научно-технологический и образовательный центр
  • глобально конкурентоспособные выпускники
  • университет, генерирующий междисциплинарные знания
  • цифровая трансформация общества

Два сотрудника кафедры являются руководителями направлений модернизации университета в рамках Программы (Т.С. Акопова — Политика управления человеческим капиталом и А.В. Соколов — Политика в области третьей миссии).

3. В первую очередь расширить преподавание дисциплины «Политология» у всех направлений высшего образования. Активно использовать дополнительные формы политического просвещения: школы молодых политиков, конкурсы, викторины, летние и зимние политологические лагеря в дни каникул и др.

Дроботушенко Евгений Викторович, декан историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент, руководитель регионального отделения РОП в Забайкальском крае

Политология должна стать обязательной дисциплиной во всех вузах страны

1. Представляется, что проблему можно разделить на две части:

1) Преподавание дисциплин в рамках бакалавриата и магистратуры по политологическим направлениям; 2) Преподавание политологии и основ политических знаний в рамках обучения по непрофильным направлениям и специальностям. Выделять во втором случае отдельно международные отношения, по нашему мнению, нецелесообразно. Они должны рассматриваться как составная часть курса политологии или основ политических знаний.

В первом варианте ситуация для высших учебных центров крупных городов, вероятно, относительно неплохая. В периферийных вузах политологические направления подготовки бакалавров и магистров постепенно исчезают.

Причин этому, вероятно, несколько: 1) Не совсем ясные перспективы трудоустройства выпускников; 2) Длительное время незначительное количество бюджетных мест, что привело к невозможности набора полноценных групп и в поисках экономической выгоды закрытию подготовки; 3) Субъективный фактор отдельных регионов и учебных заведений.

С учетом постоянного оттока абитуриентов из регионов в центр страны, где существовала и существует возможность поступления на бюджетные места, падают наборы по многим направлениям подготовки в периферийных вузах. Говорить в таких условиях о сохранении направления «Политология» и близких к нему, не приходится.

Представляется, что здесь ситуацию, на сегодняшний день, изменить практически нельзя.

Во втором случае, ситуация из года в год ухудшается. Об этом не раз говорилось на различных мероприятиях Российского общества политологов. Политология как дисциплина отсутствует в учебных планах по значительной массе направлений подготовки и специальностей, причем не только технического, но и гуманитарного профиля.

Только введение политологии как обязательного предмета может изменить ситуацию.

Основной вывод:

Как минимум в регионах, особенно удаленных, на сегодня, как такового преподавания основ политических знаний или политологии, для основной массы обучающихся, нет.

2. Программа «Приоритет 2030» известна. Наш Забайкальский государственный университет принимает участие в конкурсе. Результатом первой попытки (подана заявка на участие в конкурсе, автор член авторского коллектива) стал статус кандидата. Планируется работа в этом направлении в дальнейшем.

В то же время хочется акцентировать внимание на том, что, как показывает практика, выиграть какой-либо конкурс региональным, периферийным вузам или их преподавателям, тем более, если эти вузы не имеют статуса «федерального» или «национально-исследовательского», достаточно сложно.

Вывод:

Однозначно должны быть конкурсы именно для региональных, небольших вузов для поддержания развития исследований в них. Слишком не равные стартовые условия у больших вузов в крупных городах, где к тому же развивается академическая наука и вузов небольших. На сегодня, к сожалению, понимания этого у тех, кто организует и проводит конкурсы, нет.

3. Общие рекомендации о том, что стоит сделать в первую очередь для повышения политической грамотности молодых людей, студентов, приведены в ответах на первый вопрос, при иллюстрации ситуации с политологическим образованием в высших учебных заведениях в настоящее время.

Очевидна необходимость возвращения политологии или основ политических знаний в учебные планы всех направлений и специальностей подготовки технического, гуманитарного, медицинского профиля как обязательной дисциплины. Собственно, это решит проблему в целом. Остальные формы политического просвещения могут прикладываться.

Немаловажно, на наш взгляд, в меньшей мере использовать зарубежный опыт преподавания в системе высшего образования. В идеале было бы очень неплохо вернуться к старой системе пятилетнего специалитета полностью.

Жаде Зуриет Анзауровна, заведующая кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета Адыгейского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель регионального отделения РОП в Республике Адыгея

Необходимо создание единой системы политологического образования

1. В условиях нестабильности современного мира обеспокоенность вызывает тот факт, что в значительной части ФГОС высшего образования по неполитологическим направлениям подготовки бакалавриата не предусматриваются универсальные компетенции, предполагающие формирование способности воспринимать политическое разнообразие общества в политологическом контексте. Как следствие, современная молодежь в России имеет достаточно низкие познания в сфере современной политики и совершенно не компетентна в восприятии и анализе происходящих политических процессах и явлениях. Почему эти знания действительно нужны? Знание основ политологии призвано оказать помощь в преодолении стереотипных границ о политике, сформировать политическую культуру молодых граждан, ответственное отношение к будущему своей страны. Наша молодежь способна принять современные вызовы и угрозы, более того, способна стать частью мирового прогресса. Наша задача – развивать эти способности.

Отсутствие преподавания основ политологии в вузе порождает ситуацию, когда знания будущих специалистов о политической системе и институтах остаются на уровне школьного курса обществознания, в котором вопросы политики занимают довольно скромное место.

Нам известно, что невнимание к вопросам политического просвещения и образования может иметь весьма негативные последствия для судьбы всего мирового сообщества. Это демонстрируют вспыхивающие на постсоветском пространстве разного рода политические катаклизмы, движущей силой которых в основном выступает радикально настроенная молодежь.

2. «Приоритет-2030» – самая масштабная в истории России программа государственной поддержки и развития университетов, цель которой – к 2030 году сформировать в стране более 100 прогрессивных современных вузов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Победителями программы «Приоритет-2030» стали 106 университетов из 49 городов. Более 60% вузов, вошедших в программу, – региональные. 28 университетов находятся в Москве, 11 – в Санкт-Петербурге, 67 вузов распределены по 47 городам России.

Адыгейский государственный университет по итогам отбора вошел в ТОП-100 вузов-обладателей гранта Минобрнауки РФ, одним из девяти вузов ЮФО, вошедших в число победителей. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков дал заявке АГУ высокую оценку, назвал Адыгейский государственный университет «открытием программы».

Цель университета – стать к 2030 году драйвером математического образования на Юге России, генерирующим идеи и моделирующим практики в области математического и IT-образования всех уровней, психолого-педагогических исследований в области выявления и развития математических способностей, технологии выявления, поддержки и сопровождения математических талантов, популяризации математики, цифровизации образования, а также математики и ее приложений в области естественных, социально-экономических и гуманитарных наук. Ключевыми принципами изменений стали коллаборации с лидерами и поддержка междисциплинарности.

Стратегической целью Адыгейского государственного университета является создание эффективно функционирующего многопрофильного научно-образовательного и инновационного комплекса, объединяющего подготовку высококвалифицированных кадров, научные исследования и разработки с их последующей конвертацией в новые проекты и технологии для удовлетворения современных и прогнозируемых потребностей социально-экономического развития Республики Адыгея, усиления ее конкурентных позиций на Юге России.

В настоящее время в АГУ реализуется пять стратегических проектов:

  • «Яблоневая долина»: направлен на формирование на базе Университета центра компетенций в области математики и ИТ-технологий как основы для развития республиканского ИТ-кластера «Яблоневая долина»;
  • «Биобезопасность и биомоделирование»: направлен на развитие биологического кластера АГУ и формирование на базе Университета регионального научно-образовательного центра (НОЦ) для реализации исследований в области генетики, генетических ресурсов растений и животных, биомедицины, биохимии, молекулярной биологии, иммунологии, биоинформатики, физиологии и трансфера результатов в образовательный процесс;
  • «Учитель будущего» имеет целью создание на базе АГУ современной инновационной площадки концентрации усилий исследователей и практиков, направленных на совершенствование подходов и технологий к подготовке высококонкурентных педагогов для системы образования с учетом вызовов современного развития;
  • «Адыгея – территория здоровья» имеет целью создание на базе АГУ Института мониторинга и экспертизы качества жизни как площадки подготовки и работы специалистов различных направлений, имеющих отношение к сбережению здоровья, как в научном, так и в образовательном смысле;
  • «Долина языков – АдыгLand», целью которого является создание на базе АГУ регионального центра разработки технологий сохранения, изучения и развития языков и этнокультуры малочисленных народов.

3. Сегодня есть множество оснований и причин, по которым политическая грамотность студенческой молодежи является важной проблемой системы российского образования. Основная причина заключается в том, что молодежь, как наиболее активный онлайн-пользователь, черпает информацию из социальных сетей и поисковых систем в Интернете. По сути, формирование политических представлений студенческой молодежи отдано на откуп новым медиа.

В связи с этим назрела острая необходимость выстраивания единой системы политологического образования, которое начиналось бы в школе, а завершилось в вузе. Поскольку одним из основных агентов политической социализации подрастающего поколения являются образовательные учреждения, именно на них возложена особая миссия – повышение политической грамотности молодых людей.

Изменить ситуацию, сложившуюся с политическим просвещением молодежи, возможно путем корректировки образовательных программ, одной из целей которых должно быть формирование политической компетентности молодых россиян.

Считаем, в первую очередь, целесообразным включение в ФГОС высшего образования по неполитологическим направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры универсальных компетенций, направленных на формирование способности, с одной стороны, оценивать политико-информационные атаки, ведущиеся против нашей страны, с другой стороны, противостоять влиянию деструктивных и экстремистских сил в обществе.

Во-вторых, следует активизировать участие молодежи в общественно-политической деятельности посредством развития гражданственности, патриотизма, компетентного включения в различного рода практики институтов государственной власти и гражданского общества, политических партий, общественно-политических движений, волонтерских ассоциаций и т.д.

В-третьих, одним из возможных инструментов повышения политической грамотности молодежи могут стать информативно-образовательные программы, предполагающие проведение круглых столов по актуальной политической повестке дня; встреч с лидерами общественного мнения, авторитетными экспертами и профессионалами научного сообщества, представителями политической элиты, СМИ и правоохранительных органов.

Жихаревич Михаил Ефимович, заведующий Центром гражданского образования и культурологии ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования», руководитель Псковского областного регионального отделения РОП

Противодействие фальсификациям истории должно стать приоритетом политического просвещения молодежи

История Псковского регионального отделения РОП сложилась таким образом, что базовой образовательной организацией стал не региональный университет, а Институт повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) и действующий в рамках Института Центр гражданского образования и культурологии. В числе членов РОП есть и представители университета. В Псковском государственном университете не готовят политологов, часы, отведенные на преподавание политологии, сведены к минимуму.  Региональное отделение РОП ориентировано на общее среднее и среднее профессиональное образования. Основным направлением реализации политического просвещения является повышение квалификации педагогов в области гражданского (политического образования), а также различные виды сотрудничества с образовательными учреждениями области.

Мы исходим из того, что политическое просвещение, направленное на воспитание гражданской идентичности обучающихся, должно реализовываться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Идеология неонацизма, терроризма, ксенофобии и экстремизма при современных возможностях распространения информации и доступа к ней в условиях информационной войны, ведущейся против России, представляет собой серьезную угрозу формированию гражданских качеств личности как одной из главных целей образования. Считаем важным обеспечить непрерывность этой деятельности и вовлеченность в нее всех участников образовательного процесса – педагогов, школьников и студентов, администраторов образовательных учреждений, родителей, а также социальных партнеров, включая муниципальные органы местного самоуправления и социально ориентированные НКО.

Программа «Приоритет 2030» хорошо известная в регионе. Псковский государственный университет принимает участие в ее реализации.

В условиях современных международных отношений, информационных и «гибридных» войн, «цветных» революций, политических и военных конфликтов участники образовательного процесса нуждаются в дополнительных знаниях, позволяющих объяснить сущность и причины различных событий истории и современности.

Доступность для обучающихся всевозможной (в том числе, фальсифицированной, пропагандистской, русофобской) информации, способной препятствовать формированию российской гражданской идентичности, требует адекватной и своевременной реакции педагогов. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что информационная война представляет собой целенаправленную деятельность, предусматривающую разложение национального самосознания, подрыв гражданской идентичности населения страны, против которой она ведется, для достижения определенных политических целей. Информационная война предполагает использование различных приемов и информационных технологий, среди которых особую роль играют фальсификации истории. Противодействие фальсификациям истории, а также противодействие идеологии неонацизма, терроризма, ксенофобии и экстремизма; воспитание антикоррупционного сознания должны быть, на наш взгляд, приоритетными направлениями политического просвещения молодежи.

Особого внимания заслуживает тот факт, что дефицит личного общения в условиях широкого распространения цифровой техники, расширяя возможности получения информации, может в то же время стать фактором девиантного поведения части молодых людей. Перспективными формами распространения политических знаний являются, по нашему мнению, различные виды внеурочной деятельности: участие в социальных проектах, конкурсах социально-политической направленности, семейных олимпиадах и т.п.

Зуляр Юрий Анатольевич, заведующий кафедрой политологии, истории и регионоведения Иркутского госуниверситета, доктор исторических наук, профессор, руководитель Иркутского областного регионального отделения РОП

Изучение политической теории необходимо ввести в систему повышения квалификации госслужащих

1. Как Вы оцениваете ситуацию в российской высшей школе в части преподавания основ политических знаний, политологии, международных отношений?

Как неудовлетворительную. Опираясь на практику нашего университета, констатирую, что на большинстве не социально-гуманитарных факультетов отсутствует даже общий курс основ политической науки. Аналогичным образом устроена система политического образования и в других университетах региона.

Прикладная составляющая в подразделениях, где проводится обучение по соответствующему профилю, слабо выражена по причине отсутствия интереса в специалистах со стороны государственных органов, структур МСУ, политических организаций и СМИ.

Данное направление обучения отсутствует в системах переподготовки и повышения квалификации перечисленных выше структур.

У подавляющего большинства выпускников иркутских вузов и у госслужащих отсутствует система получения, контроля, обработки и объективного осмысления политической информации, а отсюда их зависимость от социальных сетей.

2. Известна ли Вам программа «Приоритет 2030»? Принимает ли Ваш университет в ее реализации? Каковы первые результаты этой работы?

Информацией владею, успешная практика ее использования в регионе, мне не известна.

3. Что на Ваш взгляд стоит сделать в первую очередь для повышения политической грамотности молодых людей, студентов? Какие перспективные формы политического просвещения Вы считаете приоритетными?

Определить учреждения образовательной, профессиональной школы в качестве основных центров политического образования и воспитания с выделением для организации данной деятельности дополнительных ресурсов.

Ввести на всех учебных направлениях учреждений высшего образования дисциплину, например, «Основы политических знаний», изучаемую очно не менее семестра в еженедельном формате с обязательным проведением теоретических и практических занятий.

Организовать в форме дополнительной учебной позиции на каждом факультете ежемесячные встречи студентов со специалистами в сфере внутренней и внешней политики.

Ввести в систему повышения квалификации госслужащих формат, предусматривающего изучение политической теории и практики.

Предусмотреть возможность добровольного распределения выпускников направления «Политические науки» в структуры государственного и муниципального управления.

Керимов Александр Алиевич, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета, доктор политических наук, руководитель Свердловского областного регионального отделения РОП

В колледжах и техникумах необходимо возобновить преподавание основ общественных наук

К сожалению, политология как дисциплина в Уральском федеральном университете исключена из учебных планов практически по всем направлениям обучения. Если еще десять лет назад политологию изучали на всех факультетах, то сегодня небольшое количество часов осталось в программах у студентов направлений по философии, журналистике и социологии. И эти часы имеют тенденцию к сокращению. Существуют также проблемы с подготовкой специалистов в аспирантуре. Количество бюджетных мест в аспирантуре по политическим наукам сведено к нулю.

Уральский федеральный университет является участником программы «Приоритет 2030». В рамках участия в этой программе  в университете недавно был объявлен конкурс на создание научных центров компетенций, где научные коллективы имеют возможность выиграть  гранты на проведение научно-исследовательских работ. Кроме того, объявлен конкурс на получение целевого финансирования для выполнения совместных НИОКР с академическими институтами РАН.

Изучение политологии должно быть обязательным для всех направлений подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В колледжах и техникумах необходимо возобновить преподавание предмета «Основы общественных наук». На телеканале «Культура», по примеру просветительских лекций по истории, можно организовать  курсы политической грамотности, но без идеологизированного подхода.

Кузнецов Игорь Иванович, профессор кафедры истории и теории политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов»

Необходимо создать современную модель политического просвещения граждан

В настоящее время наблюдаются серьезные ограничения на реализацию политологических курсов у студентов других (неполитологических) направлений. Если ранее «Основы политологии» изучались не только историками, культурологами, философами, но и математиками, физиками, химиками, то сейчас многие учебные планы пересмотрены в сторону сокращения наших курсов. Как следствие – появляется все больше выпускников вузов, чьи знания о современной политике ограничиваются школьным курсом «обществознания» и/или собственным поиском информации в социальных сетях, СМИ, общении с друзьями.

Такая ситуация не просто неприемлема, но и весьма опасна: важнейшие социальные навыки формируются в этой сфере без опоры на систематическое образование и тем самым вместо твердых знаний молодые специалисты оперируют стереотипами, мифами, набором эмоциональных оценок, полученных из той медиасреды, информационной «капсулы» в которой они «варятся». Не случайно столь высоки ставки на пропаганду антироссийской позиции и продвижение разнообразных русофобских ресурсов в информационной войне, которая ведется против России рядом недружественных стран с особым упором на молодежь. В этом уже масштабно проявили себя многие информационные платформы, блокирующие или пессимизирующие российский контент и продвигающие соответствующие позиции и оценки.

Программа «Приоритет 2030» известна, но целостного представления о ходе ее реализации, а главное, планируемых качественных изменениях на которую она нацелена, у меня пока нет. Возможно, стоит внимательнее отнестись к тому, как эта программа будет оценена в среднесрочной перспективе – 3-5 лет.

Необходимо возвращение курса политологии в состав обязательных для освоения дисциплин высшего образования и существенная модернизация его содержания. Необходимо не только сформировать комплекс знаний о современной политике, международных отношениях, но и подготовить молодых людей к принятию самостоятельных решений, выработке собственной политической позиции. А это невозможно без мощной ценностной основы, опоры на традиции российского общества, что предполагает понимание стратегических приоритетов России, национальных интересов страны и возможностей их реализации.

Политическое просвещение также крайне важная сфера для развития общества. Очень желательно, чтобы данная сфера не была монополизирована внешними центрами информационно-идеологического влияния или радикальными политическими силами.

Нужно создавать современную модель политического просвещения граждан, учитывающую условия и специфику вторичной политической социализации. Речь идет не только о системе среднего, общего и высшего образования, но и о возможностях получения дополнительного образования для граждан, их новых актуальных запросах на самореализацию (в том числе и в политической жизни). Такие возможности имеются как у ведущих вузов России, располагающих признанными научными школами и необходимым арсеналом методических и дидактических ресурсов, так и у мощных общественных организаций (например, общество «Знание»).

Мартынов Михаил Юрьевич, заведующий лабораторией социологических и правовых исследований кафедры политико-правовых дисциплин, руководитель научно-образовательного центра Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, доктор политических наук, доцент

Россия нуждается в собственной политической науке

Политическая наука и преподавание политологии, в свое время, много сделали для становления гражданского самосознания и формирования основ гражданского общества в России. Однако к настоящему времени этот потенциал в определенной мере исчерпан.

В новой политической ситуации заметны стали пробелы политологии. Как наука и как учебная дисциплина она «кроилась» по западным «лекалам», а последние оказались весьма политически ангажированными и западноцентричными. Изложение в рамках преподавания политологии проблем развития политических систем превращается в апологию политических систем США и западных государств. Их трактовка, в том числе в отечественных учебных пособиях, приобретает однозначно позитивный характер. В то же время, описание политических режимов в других странах, особенно оппонировавших Западу, образуют негативный нарратив. Если раньше на это можно было закрывать глаза, то сегодня ситуация осложнилась. Вероятно, следует вернуться к идеям, высказанным на I съезде РОП о необходимости создания собственной политической науки.

По результатам конкурсного отбора Сургутский государственный университет вошел в перечень вузов-конкурсантов, которые признаны кандидатами на участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет–2030». В настоящее время СурГУ выполняет два из трех критериев: численность обучающихся и совокупный объем доходов из всех источников. То, что касается третьего критерия – удельный вес доходов от НИОКР в общем объеме доходов, который должен быть не менее 5%, то в университете он на данный момент составляет 4,14%.

Что стоит сделать в первую очередь для повышения политической грамотности молодых людей, студентов? Целесообразно идти двумя путями. С одной стороны, максимально использовать цифровые технологии, социальные сети, «новые медиа». С другой стороны, у молодежи есть потребность в «живом общении». Поэтому развитие системы студенческих, школьных, молодежных политических клубов вполне эффективно. И можно вернуться в каких-то новых форматах к университетам политического просвещения.

Но остается еще важная проблема – содержание просветительской информации на политические темы. И ее без решения вышеописанной первой проблемы – развития отечественного варианта политологии – решить будет трудно.

Морозова Галина Викторовна, заведующая кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Казанского федерального университета, доктор экономических наук, профессор, руководитель регионального отделения РОП в Республике Татарстан

В вузах доминантой должно стать преподавание истории России

Если оценивать ситуацию в российской высшей школе в части подготовки специалистов по политологии, по связям с общественностью, медиакоммуникаций, то в целом вряд ли можно считать ее удовлетворительной. В чем это выражается? Во-первых, высшая школа в целом и ее гуманитарный сегмент, прежде всего, потерял широкоформатный уровень общеобразовательной подготовки, который был в рамках специалитета советского образования и создавал надежный фундамент профессиональной подготовки. Сегодня из года в год сокращается объем преподавания дисциплин по философии, истории, логике, что негативно сказывается на мыслительной деятельности обучающегося, уровне и объеме знаний, не формирует мотивацию к овладению информацией и пониманию, что учеба – это тяжелый труд для получения знаний, без которых невозможно сформировать никакие компетенции.

Двухступенчатая модель высшей школы, прежде всего, в формате прикладного бакалавриата, внедренная без учета специфики подготовки кадров по политико-управленческим, информационно-коммуникационным направлениям, сегодня не обеспечивает и необходимую профессиональную специализацию. Из-за дефицита времени (4 года вместо 5) кафедры стремятся включить  большее количество дисциплин за счет сокращения часов на них. Опыт преподавания свидетельствует, что оптимальной моделью подготовки специалистов указанного профиля является специалитет (5-5,5 лет), и к нему нужно вернуться.

Для повышения политической грамотности подрастающего поколения России нужно сформировать единую систему исторической, политико-правовой подготовки на всех ступенях отечественного образования. В вузах доминантой должны быть большие объемы преподавания истории России, истории и практики Российского государства, государственного управления, законодательства России и отечественного медиапространства.

С целью преодоления политико-правовой неграмотности подрастающего поколения, молодежи образовательная система России и, прежде всего, высшая школа должна включать, может быть, в качестве компонента отдельных дисциплин или факультативов, информацию о текущей внутренней и внешней политике России, наиболее значимых политических событиях, принимаемых законах РФ, мерах по решению конкретных проблем.

Панкратов Сергей Анатольевич, профессор кафедры социологии и политологии, Волгоградского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель Волгоградского областного регионального отделения РОП

Политическое знание и политическое просвещение: востребованность и необходимость в молодежной среде

В очередной раз российское государство в лице двух профильных министерств образования анонсировало увеличение часов на преподавание истории, как в средней, так и высшей школе. С одной стороны, это можно только приветствовать, учитывая усиление стремлений определенных кругов из недружественных стран расширять технологии фальсификации исторических фактов, связанных с Россией, базируясь на принципах русофобии. С другой стороны, совершенно очевидно, что среди учащихся школ и студенческой молодежи есть запрос на адекватное понимание современных социально-политических процессов, прогнозные сценарии политического развития в краткосрочной, среднесрочной перспективе. Более того, перекладывать эту миссию на общий курс истории не совсем целесообразно, т.к. он решает иные задачи.

Именно курс обществознания в школе и политологии в вузе в совокупности со смежным гуманитарными и обществоведческими дисциплинами может удовлетворить потребность как в получении политических знаний, так и в широком смысле политического просвещения. К большому сожалению, за прошедшее десятилетие произошло существенное сокращение часов, а во многих случаях исключение политологии из учебного плана большинства направлений подготовки. Но ошибочность такого подхода оптимизации учебного процесса, просвещения (деидеологизированного) по актуальным вопросом отечественного и мирового политического процесса подвигло активизироваться общество «Знание» с чтением актуальных курсов далеко не только для гуманитариев значимыми персонами от власти и науки различного уровня.

В педагогических вузах из учебных планов так же исключены политологические дисциплины. Так что остается только заучивание как «Отче наш» прошлых дат, без навыков современного анализа ситуации. Меньше всего мне хотелось бы выглядеть противником преподавания истории. Нет! Но преподавание политологии, социологии, правоведения и т.д. позволяет формировать личность, молодого человека цифрового общества, в котором не охватить физически и не осмыслить множественные, противоречивые потоки информации.

В этом смысле должны предъявляться особые требования к преподавателям, в том числе, политических дисциплин, способных на современном профессиональном языке донести интересно, ненавязчиво, с использованием современных технологий многовекторность развития социума и государств, определяемых как объективными тенденциями, так и субъективными интересами элит, различных социальных слоев и др. И, конечно, российский молодой человек должен понять и осознать принятие тех или иных политических и государственных решений, необходимость их реализации.

Встречаясь с выпускниками прошлых лет (на улице, в самолете, поезде и т.д.), которым я читал курс политологии (это были огромные потоки студентов естественнонаучных, технических и гуманитарных направлений в разных вузах Волгограда, Харькова) они искренне выражают благодарность, за то, что на занятиях их учили мыслить и разбираться в превратностях политических структур и деятельности. Им уже по 30-40 лет от роду, но они приобрели в студенческие годы главное — не быть равнодушными к судьбе страны и общества, не абсолютизировать то или иное мнение, критически относиться не только к институтам государства, но и к себе лично. Конечно, они не помнят содержание лекционных и семинарских занятий, но «дух» и потребность в профессиональной аналитике приобрели, сохранили и перейдя в другую возрастную, статусно-ролевую страту, надеюсь, передают своим детям и друзьям. И таких профессиональных учителей, преподавателей вузов очень много. Необходимо им дать шанс реализовать свой потенциал по распространению политических знаний и информации. В противном случае новое поколение будет ориентироваться на иных институциональных / неинституциональных акторов, способных объяснить суть происходящего, в том числе в стенах образовательных учреждений.

Саломатин Алексей Юрьевич, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии, руководитель НОЦ по проблемам сравнительного федерализма Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии сравнительного права

Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, доктор политических наук, руководитель Пензенского областного регионального отделения РОП

В вузах страны целесообразно ввести спецкурс «Россия в мировой политике»

1. Как Вы оцениваете ситуацию в российской высшей школе в части преподавания основ политических знаний, политологии, международных отношений?

Необходимо восстановить «попранную справедливость» и сделать обязательным преподавание политологии в разумном объеме (не менее одного семестра и двух часов в неделю) и с программой, учитывающей специфику будущей профессии для всех вузовских специальностей.

Кроме того целесообразно ввести спецкурс «Россия в мировой политике», который бы учитывал не только достижения в теории и практике международных отношений, но и имел бы геополитическую (страноведческую) направленность.

Целесообразно подготовить хорошо иллюстрированные учебники, написанные простым доступным языком и красочные учебные слайд-фильмы. Преподавание политологии и «России в мировой политике» можно было бы развести по курсам: допустим, политологию преподавать на первом или втором, а «Россию в мировой политике» на четвертом или пятом курсах. Таким образом, студент в течение всех лет обучения находился бы под политологическим воспитательным воздействием.

Преподавание курса «Россия в мировой политике» можно было бы ввести с 2022-2023 учебного года благодаря выделению министерством дополнительных часов вузам — причем до введения курса политологии на младших курсах, дисциплина «Россия в мировой политике» могла бы читаться и там.

В магистратуре по юриспруденции, к сожалению, из-за неудачно сформулированных компетенций, носящих узкоспециализированную направленность на частное право в ущерб публичному праву из учебных планов ушли такие важные дисциплины, формирующие патриотическую личность, как история политических и правовых учений, философия права, сравнительное правоведение. Если нет возможности исправить образовательный стандарт, то можно было бы в дополнительном разъяснении со стороны министерства побудить вузы восстановить преподавание этих дисциплин.

Красочность и доступность преподавания помогли бы в известной мере нейтрализовать вредное влияние прозападных блогеров типа Каца, Варламова и др.

2. Известна ли Вам программа «Приоритет 2030»? Принимает ли Ваш университет участие в ее реализации? Каковы первые результаты этой работы?

О программе наслышаны мало. Видимо, необходимо ее популяризировать и усилить значение в ней гуманитарной воспитательной составляющей через повышение значения в рейтингах вузов монографий и научно популярных изданий для молодежи.

3. Что на Ваш взгляд стоит сделать в первую очередь для повышения политической грамотности молодых людей, студентов? Какие перспективные формы политического просвещения Вы считаете приоритетными?

С нашей точки зрения, приоритетными являются создание молодежными студенческими коллективами при кураторстве опытных преподавателей собственных политологических  и исторических информационных программ в Интернете при финансировании со стороны министерства и администрации президента РФ. Подобное начинание не только способствовало бы созданию правильного патриотического контента, но и обеспечило интересной творческой работой молодежь, приобщило ее к полезному делу, организационно сплотило ее. Разумеется, в материальном поощрении нуждается и научно-интеллектуальное кураторство преподавателей. В Пензенском госуниверситете были бы готовы взяться за подобное начинание.

Сельцер Дмитрий Григорьевич, заместитель ректора Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор политических наук, профессор, руководитель Тамбовского областного регионального отделения РОП

Без фундаментального гуманитарного образования политическая работа приобретает характер пресловутого симулякра

1. Как Вы оцениваете ситуацию в российской высшей школе в части преподавания основ политических знаний, политологии, международных отношений?

Эта ситуация складывается из нескольких сюжетов, требующих отдельного рассмотрения.

Кто преподает?

Корпус преподавателей политологии в вузах, сформировавшийся в 1990-2000 гг., объективно постарел и нуждается уже даже не в подпитке, а в существенном обновлении. Обновление же это крайне затруднено. Возник сложный клубок препятствующих тому проблем. Из них ключевые – размывание институтов аспирантуры и даже магистратуры, отсутствие диссертационных советов, уход наиболее способных студентов в сферы практического применения полученных знаний. Последняя тенденция может тешить наше самолюбие и хороша для выпускников, но удручающа для системы восполнения «учителей политического».

Ситуация может быть исправлена, мне представляется, двумя способами. Во-первых, выверенными решениями государства по поддержке, если угодно, мировоззренческих кафедр, способных выполнять важную работу по политическому обучению и просвещению. Во-вторых, в преподавание надо привлекать больше управленцев, самих политиков, имеющих соответствующую подготовку. Следует поощрять такой подход и, более того, настаивать на нем. Сейчас это есть в форме обязательного привлечения к учебному процессу работодателей, что недостаточно. Преподаватель должен разбираться в живых реалиях политики, а не замыкаться на политическом теоретизировании; при этом я не умаляю значения и содержательной важности политической теории в подготовке политолога. Вместе с тем…

Что преподаем?

Значение политологического блока ныне неуклонно возрастает. Есть объективная потребность в организации адекватной запросам времени политической работы. Политология, полагаю, нужна в каждом регионе. Но нельзя не озаботиться и вопросом, интересны ли мы государству и обществу? Какие позиции мы занимаем? Я говорю не об идеологических позициях, а о нашем весе и влиянии в политическом пространстве. Какие экспертные советы мы возглавляем? Подпитываем ли мы политику независимым мнением? Как обеспечиваем политический процесс в разных его проявлениях? Как влияем на электоральное пространство, партийное строительство, практику политического консультирования, комментирования, выбор политических технологий? Иначе говоря, как мы включены в реальный политический контекст? Я бегло просмотрел пространство интернета. Положение для нашего сообщества могло быть и лучше – во многих региональных кейсах мы малозаметны. Возникла странная ситуация, когда политолог в современных российских реалиях не может не претендовать на особую роль в политическом пространстве, но к исполнению этой роли не стремится.

Вывод для меня очевиден: политологи не могут не отвечать на современные вопросы политики. Эти ответы следует видеть в нашей научной, экспертной и иной прикладной деятельности. Влиятельность обеспечивается желанием субъекта на что-то влиять. Все остальное, так или иначе, преодолевается.

2. Известна ли Вам программа «Приоритет 2030»? Принимает ли Ваш университет в ее реализации? Каковы первые результаты этой работы?

Да, университет, где я работаю, является участником такой программы. Результаты разные. В любом случае попадание в эту программу способствует развитию университета, его трансформации в современный университет с резким возрастанием его места и роли среди других институтов развития.

3. Что на Ваш взгляд стоит сделать в первую очередь для повышения политической грамотности молодых людей, студентов? Какие перспективные формы политического просвещения Вы считаете приоритетными?

Что такое политическая грамотность? Вопрос кажется странным лишь на первый взгляд. Между тем, политическую грамотность порой отождествляют с политической лояльностью. И только. Между тем, политическая грамотность предполагает, во-первых, наличие знания как такового и, во-вторых, наличие индивидуального самосознания. Соединение знания и самосознания создает в обществе феномен политического.

Меня удивляет странный для нашей ситуации поиск опор в архетипах. Удивляет не потому, что это плохо само по себе. Просто для того, чтобы вдохновиться прошлым, надо на достаточном уровне знать собственную историю. Что происходит с ее преподаванием последние четверть века – а это, без алармизма, катастрофическая деградация – всем известно. Копировать же «эталоны» советских времен и вовсе пагубная затея. Методы агитации и пропаганды периода СССР, приемы и средства индокринации той исторической эпохи были хороши только для нее. Да и они перестали давать нужный результат уже в 1970-х годах. К началу же 1980-х годов эта система превратилась в симулякр. Реанимация ее или создание чего-то подобного будет выглядеть нелепо.

Современной трансформирующейся России политически правильно предлагать современность, а не Сталина и пионерию. Общество «Знание» хорошо для времени, где был существенный запрос на информацию. Информации сейчас более чем достаточно, но нет системного гуманитарного знания. Человек превратился в гуманитарном смысле в пустышку. В этом проблема.

Следует начать нормально изучать российскую историю, русскую словесность, ввести, наконец, в школьное преподавание курс основ политических знаний. Необходимо серьезно погрузить молодежь в эти науки. И при этом ни в коем случае нельзя плодить симулякры. Без знания политическая работа невозможна. «Знание» должно опираться на знание (фундаментальное гуманитарное образование). Можно проводить много красивых просветительских марафонов, форсайт-сессий, круглых столов и прочего, но без системной ежедневной подготовки школьников и студентов все это мгновенно приобретает характер пресловутого симулякра. В текущих политических реалиях, носящих экзистенциальный характер, такой путь губителен. Это все равно, что бросать в надвигающегося врага не гранату, а картофелину.

Юрченко Виктор Михайлович, советник при ректорате КубГУ, профессор кафедры политологии и политического управления, доктор философских наук, профессор,  руководитель Краснодарского регионального отделения РОП

Преподавание основ политических знаний в российской высшей школе нуждается в системной реформе

Считаю, что в российской высшей школе в части преподавания основ политических знаний, политологии, международных отношений необходима системная реформа, также как и в управлении, в кадровой политике и т.д. В целом концепция нашего развития изложена в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ 2 июля 2021 года. Надо реализовать это на деле. Начинать надо с общей концепции подготовки специалистов (программ по предметам, требований к ППС, студентам и аспирантам, формировать знания и убеждения, адекватные национальным интересам нашей страны, обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних потрясений и угроз, с учетом требований новой реальности).

Программа «Приоритет 2030», конечно, известна. И наш вуз принимал участие в конкурсе, но пока войти в эту Программу не удалось. Наша заявка не получила поддержки в прошлом году. Надеемся получить поддержку на следующем этапе конкурса.

В отношении политической грамотности молодежи, студентов, необходимо вернуть политологию в число обязательных предметов для подготовки журналистов, философов и других специалистов, откуда ее, убрали (возможно, ошибочно, а может и сознательно), не советуясь с теми вузовскими преподавателями, которые думали иначе и преподавали политологию на основе патриотических ценностей. Но сейчас понятно, что необходима профессиональная, эффективная работа по формированию гражданских качеств личности.

Политология (содержательно переработанная с учетом коренных изменений в мировой политике и международных отношениях), как дисциплина, выражающая национальные интересы российского общества, в том числе формирующая ценности общероссийской гражданской идентичности и патриотизма, должна изучаться не только на гуманитарных факультетах, а и на всех специальностях вузов. Все, кто собирается в дальнейшем работать с молодежью (будущие учителя, преподаватели, организаторы работы с молодежью, работники СМИ, новых социальных медиа и т.д.) особенно качественно должны быть подготовлены в области политики и политологии.

Надо расширить преподавание таких дисциплин как «История политической мысли», особенно «Истории политических учений России» и многих других актуальных политологических дисциплин.

Иван Ильин подчеркивал, что, размышляя о грядущей России, мы должны исходить из ее исторических, национальных, религиозных и державных основ и критериев. Мы не должны не торговать ими, ни разбазаривать наше русское общенациональное достояние. То же поколение, которое поведет себя иначе, будет обозначено как поколение дряблое и предательское, — отмечал великий русский философ и искренний патриот.

  • Что же касается «Аналитической записки…» (см. Приложение), то в ней речь идет скорее о форме, мы же говорим о содержании образования. Отказываясь от Болонской системы, мы должны уйти от формализма, используя все лучшее в подготовке специалистов. Много внимания в Записке уделяется возможности изменения образовательной траектории в процессе обучения. Это важно, но траекторию, на наш взгляд, надо не столько менять, сколько содержательно углублять и практико-ориентировать. Здесь большая предметная работа предстоит с базами практики, органами власти и управления, научными, образовательными и бизнес-структурами. Все эти и другие вопросы можно было бы обсудить на очередном съезде РОП.

Ярулин Илдус Файзрахманович, научный руководитель Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель регионального отделения РОП в Хабаровском крае

Необходима подготовка сквозной программы по политическому просвещению

1. Как Вы оцениваете ситуацию в российской высшей школе в части преподавания основ политических знаний, политологии, международных отношений?

Неоднозначно, Если говорит о подготовке специалистов в этих направлениях, то можно отметить как количественные, так и качественные изменения в лучшую сторону в целом ряде  вузов, специализирующихся на этом. Что же касается преподавания основ политических знаний, то все обстоит очень и очень плохо. По сути дела, мы даже не представляем, КТО и ЧТО преподает. Зачастую это дисциплины, которые по большому счету, руководству вузов не нужны, досадная нагрузка (которая постоянно сокращается). Раз вдруг, внезапно заговорили о патриотическом воспитании, историческом и политическом просвещении – заниматься станут, лишь бы отчитаться. А вот говорить о наличии серьезного подхода не приходится. С высоких трибун – всегда слышим о такой необходимости, а вот расчищать поле, заросшее бурьяном мало кто готов. Да и в чем  запрос — тоже непонятно. Либо очередная кампания, либо все-таки решение вопроса о будущем страны и ее населения.

2. Известна ли Вам программа «Приоритет 2030»? Принимает ли Ваш университет в ее реализации? Каковы первые результаты этой работы?

Тихоокеанский госуниверситет – среди участников программы «Приоритет-2030». Основное направление работы – «Сопряжение программ возрождения Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России». Созданы рабочие группы, установлены рабочие контакты с Институтом Дальнего Востока РАН. Предусмотрено создание совместных лабораторий, выпуск печатной продукции. Идет переориентация тематики выпускных работ бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение (Азиатские исследования)». Уже есть и первые результаты – сборники материалов конференции, публикации в журналах.

3. Что на Ваш взгляд стоит сделать в первую очередь для повышения политической грамотности молодых людей, студентов? Какие перспективные формы политического просвещения Вы считаете приоритетными?

В первую очередь – подготовка сквозной программы по политическому просвещению, которая действовала бы на территории всей страны. На базе этой программы можно было бы через заинтересованные структуры — РОП, РАПН – провести анализ имеющихся заделов, выяснить, что же мы понимаем под «политической грамотностью» и что предстоит сделать и для кого (целевые группы).

Многое уже давно предложено коллегами (см.: Проблемы политологического образования в современной России. Попытка количественного исследования. Авторы – эксперты Российского общества политологов: АБРАМОВ Андрей Вячеславович – доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; ВОРОБЬЁВ Антон Павлович – доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Опубликовано: научный журнал «Обозреватель  Observer», № 7, 2021).

Стризое Александр Леонидович, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), эксперт РОП

Политическая грамотность формируется в процессе развития личности студентов и связана с их социальным опытом

Положение дел с преподаванием основ политических знаний в российской высшей школе можно оценить, как неудовлетворительное. Главная причина такого положения – отсутствие у студентов мотивации к обучению. Изучение социально-гуманитарных и, в частности, политических дисциплин студентами, для которых политология не является специальностью, возможно лишь при общей ориентации высшего образования на развитие личности студента, формирование его гражданской позиции, то есть при выходе за узкие рамки насаждаемого ныне утилитарно истолкованного компетентностного подхода.

Вторая значимая причина – содержание образовательных программ и учебных планов, дискриминирующих социально-гуманитарное и политическое знание. Число часов, выделяемых на эти дисциплины необходимо увеличить. При этом усвоение политических знаний возможно лишь на основе изучения истории новейшего времени (отечественной и зарубежной), а также основ социологии. В зависимости от направлений подготовки эти курсы могут быть обязательными или по выбору, но они должны быть в учебных планах.

Третья причина – уровень и качество подготовки преподавательского состава: его знания истории и текущей политики и умения применять теоретические конструкты для актуального и проблемно ориентированного политического анализа, а не схоластического теоретизирования или трансляции субъективно избранных политических мифологем той или иной идеологической направленности.

Каждому политологическому курсу необходим свой практически ориентированный видеоряд, включающий в себя фрагменты документальных фильмов, записи интервью практических политиков, депутатов, политических журналистов. Его использование должно дополняться встречами и дискуссиями с представителями местного политического сообщества.

Для изменения ситуации необходимо преодолеть мощное сопротивление федеральных чиновников, руководителей вузов и вузовских администраторов среднего звена, ориентированных на полное исключение из образовательного процесса социально-гуманитарных наук, прямо не связанных с профилем профессиональной подготовки.

Программа «Приоритет 2030» известна. Попытки Волгоградского госуниверситета включиться в нее пока не имели успеха. Как и большинство федеральных программ последних лет, связанных с развитием высшей школы, эта программа рассчитана на элитарные вузы столиц, а также на крупнейшие федеральные и национальные исследовательские университеты: формальные и статусные критерии в выборе вузов участников этой программы являются решающими.

Судя по мнению коллег из вузов, попавших в программу, наряду с реальными позитивными изменениями в ее реализации часто встречается имитация научно-образовательных инноваций. Учитывая административно-территориальную роль и социальную миссию городов-миллионников и крупных региональных центров, нужна программа поддержки и развития их университетов и опорных вузов.

Поскольку политическая грамотность формируется в процессе развития личности студентов и связана с их социальным опытом, то необходимо способствовать развитию у студентов мотивации личных и коллективных достижений, коммуникативно-управленческих навыков, активной гражданской позиции. Необходимо создать в вузе эффективное студенческое самоуправление, привлекая как можно более широкий круг обучающихся к участию в его работе, а также к участию в акциях муниципальных органов власти, волонтерских объединений. Без такого позитивного опыта участие в политических акциях и кампаниях конструктивной направленности вряд ли возможно.

Важны публичные дискуссии и обсуждения широкого круга молодежных и социальных (неполитических по своей природе) проблем, в контексте которых могут затрагиваться управленческие и политико-идеологические вопросы. Важно также расширять социальный и гражданский кругозор студентов, знакомя их с региональными лидерами общественного мнения, успешными администраторами, управленцами, профессионалами в разных сферах деятельности. В зависимости от конкретной ситуации необходимо сочетание прямого и косвенного, культурно ориентированного воздействия на политическое сознание и поведение студенческой молодежи.

Аналитическая записка трансформация российской системы высшего образования:
пилотный проект по переходу на новую формулу «2+2+2»
(формирование индивидуальной образовательной траектории студента или система отложенного выбора)

Добавить комментарий