Эксперт РОП В.Ю. Зорин — о новой управленческой конфигурации после избрания В.Путина

«Можно уже говорить о сложившейся управленческой конфигурации нового президентского срока Владимира Путина» —

член Совета Российского общества политологов, первый заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, экс-министр Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти в реализации государственной национальной политики (в 2001-2004 годах), доктор политических наук, профессор Владимир Юрьевич Зорин

Завершен процесс формирования структуры власти в России. Глава правительства Михаил Мишустин представил кандидатуры вице-премьеров и министров. Опубликованы решения президента Владимира Путина, касающиеся его администрации и аппарата. Конечно, вопросы ещё остаются, но это уже назначения второго эшелона, в частности, губернаторского корпуса.

По большому счёту, завершено формирование путинской команды пятого срока. О чем говорит её состав? Прежде всего о том, что она показала высокий уровень деятельности в новых исторических условиях. Общим принципом оценки для всех кадров стало повышение эффективности работы, обеспечение решения главной задачи – укрепления суверенитета, построения сильного правового, социального, светского государства с опорой на духовно-нравственные ценности нашего многонационального народа.

Сбережение граждан, поддержка семьи и рациональное использование человеческого капитала получают особое выражение. В приоритете – повышение жизненного уровня населения, социальное обеспечение, что полностью соответствует содержанию нового президентского указа о национальных целях развития.

Общая управленческая конструкция перенастраивается в пользу системной, планомерной и долгосрочной стратегической работы в интересах страны и граждан. Именно это становится лейтмотивом нового президентского срока Владимира Путина.

Аппарат президента и правительство продемонстрировали не просто высокую антикризисную эффективность, но и способность совмещать это управление с системным, долгосрочным, стратегическим развитием страны в условиях внешних вызовов. Это требует от каждого члена сформированной «большой команды», ответственности, полной отдачи сил, новаторского подхода к делу. Эту задачу поможет решить новая элита, прошедшая школу жизни на суровых полях СВО.

Важная роль принадлежит гражданскому обществу, его эффективности, умению взаимодействовать с государством, помогать в обеспечении гражданского и национального единства, усилению социальной и гуманитарной составляющей национальной политики, которая является одной из сильных сторон президентства Владимира Путина.

Модель государственной национальной политики, начало которой положила опубликованная в 2012 году путинская статья «Россия: национальный вопрос», продемонстрировала свою эффективность. Потенциал этой модели не исчерпал себя и показал способность дать ответы на любые риски и вызовы, откуда бы они не исходили. А её жизнеспособность была проверена практикой за все эти 12 лет, особенно после начала проведения специальной военной операции на Украине.

Модель органично вписалась в курс главы государства на укрепление суверенитета России и повышения её статуса в современном мире, реализацию указа о национальных целях развития страны до 2030 года. В основу деятельности и стиля работы всего блока этнокультурной политики лежит тесное сотрудничество основных акторов госнацполитики: всех ветвей власти, лидеров этнокультурных организаций, экспертного сообщества.

Выступая на первом заседании Совета по межнациональным отношениям в 2012 году в Саранске, Владимир Путин подчеркнул, что «Совет должен стать той площадкой, на которой мы сможем открыто обсуждать актуальные проблемы межнациональных отношений, не сглаживая острых углов. Привлекать к дискуссии представителей самых разных общественных и политических сил. Не отторгать, а изучать, анализировать конкурирующие предложения, естественно, кроме явно экстремистских».

Все эти годы последовательно проводился курс на повышение роли гражданского общества, особенно в секторе этнополитики. Указом президента образована Общероссийская Общественно-государственная организация «Ассамблея Народов России», Дом народов России, совершенствуется инфраструктура гармонизации межнациональных отношений, поддержки русского и родных языков народов России.

Именно повышенное внимание Владимира Путина к национальной политике и межнациональным отношениям в рамках реализуемых стратегических документов стало залогом существенного снижения уровня межнациональной напряжённости, повышения эффективности взаимодействия в этом поле институтов власти и гражданского общества. Сотрудников аппарата президента и правительства отличает высокий профессионализм, ответственное отношение к порученному делу. За плечами большинства из них большой практический опыт, начиная от участия в деятельности общественных этнокультурных организаций, культурных центров и органов местного самоуправления до работы в правительстве страны.

Одним словом, закреплена действующая модель, где неправительственные организации, национально-культурные автономии, общественные объединения, научные центры  стали деятельными и заинтересованными участниками, партнёрами государственных органов. Сохранены общественно-консультативные институты, созданные при президенте России, постоянно возрастает роль Совета по межнациональным отношениям, его президиума. Аналогичные структуры существуют также при главах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, руководителях Общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, отвечающих за укрепление межнационального согласия.  В результате восстановлен этнокультурный суверенитет, возросла роль гражданского общества в реализации госнацполитики.

Конечно, в перспективе можно ожидать каких-то уточнений и по структуре модели реализации государственной национальной политики, и по конкретным направлениям. Так, в будущем нам предстоит завершить подготовку новой редакции Стратегии государственной национальной политики, которая уже находится в высокой стадии готовности.

Можно ожидать, что здесь будут сделаны акценты на важности укрепления общегражданской российской идентичности, единства российской нации, предотвращения конфликтов и попыток «коллективного Запада» внести раздор в нашу жизнь, улучшение патриотического воспитания молодёжи, поддержка участников СВО и членов их семей.