РОП провело семинар по разработке школьного предмета и учебника о политике

23-24 апреля 2021 года в подмосковном доме отдыха МГУ имени М.В. Ломоносова в Красновидово Российское общество политологов провело семинар-совещание по подготовке школьного учебника и предмета, разрабатываемых политологическим сообществом. 

Участие в семинаре в смешанном, очно-дистанционном, формате приняли известные российские специалисты в области политологии и политологического образования, обсудив следующие вопросы:

  1. Преподавание основ политики в школе: состояние, проблемы и недостатки. Потребность в создании школьного предмета о политическом знании.
  2. Как должен называться школьный предмет об основах политики в школьной программе: «основы политологии», «основы политического знания», «политика как сфера общественной жизни»?
  3. Какое место в школьной программе должен занимать предмет по основам политологии: возраст учеников, длительность дисциплины, недельная нагрузка, годовая нагрузка?
  4. Структурная составляющая предмета: политика как явление, группы интересов, политические акторы; основы политических систем; политическое участие молодежи; политические процессы современности: международные акторы, место России в международных отношениях, локальная политика. Какие блоки/единицы должны войти в структуру учебной дисциплины и учебного пособия?
  5. Роль предмета по основам политологии в образовании молодого поколения. Смыслообразующая функция. Формирование гражданской идентичности и самоидентификации. Социальное и гражданское становление ученика.

Ведущим семинара-совещания выступил сопредседатель Российского общества политологов — член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председатель совета директоров Экспертного института социальных исследований, декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории и теории политики, доктор исторических наук, профессор Андрей Юрьевич Шутов.

В ходе двухдневных сессий мероприятия прозвучали доклады и состоялась дискуссия между участниками семинара.

Исполнительный директор Российского общества политологов, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, профессор Игорь Иванович Кузнецов в рамках установочного доклада обозначил проблематику формирования гражданственности в рамках школьного образования, обусловленную содержательными и ценностно-смысловыми недостатками существующего в современной школе цикла общественных дисциплин. Этим обусловлена необходимость введения основ политологии в школьную учебную программу основного и среднего общего образования.

Заведующий кафедрой российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор Валерий Иванович Коваленко в своем докладе отметил, что помимо акцента на национальных интересах нужно понимать, что Россия включена в общемировой поток. У России есть свои особенности, но нужно показать диалоговый вариант взаимодействия, включить моменты общецивилизационного плана.

Декан факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор политических наук Александр Вячеславович Курочкин в рамках выступления подчеркнул актуальность моментов, которые отметил Президент в своем Послании, об учебниках, по которым должны учить подрастающие поколение. Содержание данных учебников должно представлять сцепку исторического процесса, исторических данных и того, что актуально сегодня — взаимодействие истории, исторической науки России и современности. Это важно соблюсти и важно обеспечить в содержании соответствующего учебника.

Заместитель декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии Андрей Вячеславович Абрамов представил доклад «Российский учебник Политологии: есть ли достижения?», в котором упомянул об опыте внедрения учебника «Основы социологии и политологии» на уровне средне-специального образования. Были обозначены особенности школьных образовательных стандартов, в рамках которых возможно преподавание общественных наук. Так учащиеся с 5 по 9 классы могут изучать такие общественные науки как история, обществознание и география. Стандарт для 10-11 классов включает общественные науки обществознание, экономику, право и «Россия в мире». Докладчиком были предложены варианты внедрения предмет по основам политологии в структуру действующих Стандартов без их изменения, а также с возможностью их дополнения.

С докладом на тему «Содержание модуля «Политика» в структуре школьных учебников по обществознанию» выступил кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Антон Павлович Воробьев. На основе анализа учебников УМК по обществознанию докладчик выявил существенные недостатки в содержательной части модуля «Политика», к которым относятся: рассогласование теории и практики; приоритетность изучения формальных норм и неактуальных для молодежи проблем, отсутствие практико-ориентированности; наличие годовых перерывов в преподавании модуля «Политика»; содержательно ненаполненные темы.

Доклад «Политический блок курса обществознания: рудименты и пробелы» был представлен кандидатом политических наук, доцентом, ведущим научным сотрудником Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Дмитрием Сергеевичем Жуковым.

Заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор Владимир Александрович Гуторов в докладе «Политический анализ и политическая концептология как структурные элементы школьного учебника» выделил два вида политического анализа – внутренний политический анализ и направление, связанное с анализом политических институтов, концептов и прочим. Тот учебник, который предполагается создать, должен соотносится с ценностностью, коммуникацией, саморазвитием и другими требованиями. По мнению докладчика, политология в школе видится как важное направление школьного образования, формирования идентичности.

Выпускник аспирантуры кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа № 1315 г. Москвы» Антон Борисович Никушкин представил доклад «Модуль «Политика» в школьном курсе обществознания: дидактические единицы и дефициты содержания». А.Б.  Никушкин как практикующий учитель школы отметил то, что постоянные изменения в школьной системе образования вызывают сопротивление со стороны учительского сообщества. При разработке учебника можно, в первую очередь, ориентироваться на старшую школу и профильный уровень. Сегодня нет модуля «Политология» в качестве отдельного учебника. Что касается других модулей – «Экономика» и «Право» – их содержание не ограничивается подготовкой к ЕГЭ.

В ходе дискуссии доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Антонина Владимировна Селезнева отметила психологическую особенность детей – они не верят ни учителю, ни учебнику. Они верят Интернету, блогеру, журналисту. Все официальное, что идет от учителя и учебника, воспринимается критически. Необходимо формировать у детей идентичность. В основе формировании идентичности лежат образы, ценности, символы. Задача учебника – не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы насытить сознание молодых людей представлениями, образами и символами о той стране, в которой они живут, по отношению к которой у них должны сформироваться положительные чувства.

В дискуссии в рамках круглого стола приняли участие:

  • Главный научный сотрудник кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор Цыганков Павел Афанасьевич;
  • Заведующий кафедрой истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, профессор Ширинянц Александр Андреевич;
  • Заместитель заведующего кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Абрамова Марианна Григорьевна;
  • Заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, доктор политических наук, профессор Белозеров Василий Клавдиевич;
  • Доцент кафедры российской политики, заместитель декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук Бронников Иван Алексеевич;
  • Заведующий кафедрой политических наук Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор политических наук, профессор Вилков Александр Алексеевич;
  • Профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Горбачев Михаил Валерьевич;
  • Заместитель декана факультета политологии, заведующий лабораторией политико-правовых исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Мамычев Алексей Юрьевич;
  • Профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Перевезенцев Сергей Вячеславович;
  • Профессор кафедры международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор политических наук, профессор Сельцер Дмитрий Григорьевич;
  • Профессор кафедры российской политики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор Шелистов Юрий Ивлонович

и другие участники семинара.

Добавить комментарий