АЦ РОП проведет экспертную сессию «Безопасность Каспийского региона: вызовы и перспективы»

30 октября 2020 года c 11:00 до 13:00 состоится экспертное обсуждение, организованное Аналитическим центром Российского общества политологов, на тему «Безопасность Каспийского региона: вызовы и перспективы».

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  • Большой Каспий в системе нового мирохозяйственного уклада.
  • Военно-политические угрозы для Российской Федерации в контексте геостратегического положения Каспийского региона.
  • Обеспечение безопасности и стабильности в Каспийском регионе: возможные программные решения.

В фокусе внимания экспертных групп оказались вопросы, связанные с динамикой экономических проектов, переформатированием концепций стабильного развития государств и их союзов, пониманием перспектив новых контуров безопасности. На экспертных площадках представлено суждение о том, что взаимные претензии постсоветских государств с течением времени и приобретением нового опыта всё более уступают место прагматичному экономическому сотрудничеству и более сбалансированному внешнеполитическому диалогу, нужны новые опорные точки.

В системе нового хозяйственного мироуклада существенно повышается значимость Каспийского региона. В высокой степени готовности находится транспортный коридор «Большое Каспийское кольцо» и международный транспортный коридор «Север-Юг». Государства каспийского региона демонстрируют новые подходы к организации субрегиональной энергетической, транспортной, продовольственной безопасности в условиях фрагментации экономических отношений, военно-политической дестабилизации, негативных последствий пандемии.

Научно-экспертное сообщество приступило к обсуждению новых программных решений, направленных на обеспечение безопасности и стабильности в Каспийском регионе. Значительная часть из них касается предотвращения и пресечения военно-политических угроз в контексте геостратегического положения Каспийского региона.

После принятия 12 августа 2018 года Конвенции о правовом статусе Каспийского моря актуализировались задачи защиты объектов транспортно-энергетического комплекса и международных транспортных коридоров Каспийского региона. Конвенция регламентирует принципы обеспечения коллективной безопасности, среди которых особенно важны:

  • обеспечение стабильного баланса вооружения сторон на Каспийском море, осуществление военного строительства в пределах разумной достаточности с учётом интересов всех сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга;
  • соблюдение согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности, в том числе в соответствии с заключёнными между всеми сторонами международными договорами;
  • неприсутствие на Каспийском море вооружённых сил, не принадлежащих сторонам;
  • обеспечение безопасности мореплавания.
  • Решение задач защищенности важнейших инфраструктурных объектов региона находится в парадигме самой Конвенции:
  • обеспечение коллективной безопасности;
  • осуществление хозяйственной деятельности в Каспийском море;
  • свобода мореплавания;
  • свобода прохода через территориальные воды;
  • юрисдикция государств;
  • обеспечение суверенитета государств;
  • прокладка подводных кабелей и трубопроводов;
  • защита и сохранность экологической системы Каспийского моря; взаимодействие и сотрудничество государств.

Социально значимые последствия пандемии связаны со снижением уровня и качества жизни населения, ростом безработицы, изменением структуры потоков трудовых мигрантов, массовым социальным стрессом. Эти обстоятельства сделали возможной активизацию международных террористических организаций, формированию новых кластеров политического экстремизма. Специальные исследования показывают, что существенно расширился диапазон политического экстремизма – от лево-анархистского радикализма до ультраправого с выраженной националистической окраской.

Существенное влияние на состояние военно-политической безопасности в регионе оказали события, развернувшиеся вокруг Нагорного Карабаха после 27 сентября. Здесь следует учитывать значительное число субъектов и возникающих между ними военно-политических отношений, которые отражают, например, заинтересованность стран ближнего и дальнего зарубежья в геополитических возможностях региона, имеющихся здесь запасах углеводородного сырья и маршрутах их транспортировки возможным потребителям. Вовлеченные в события внерегиональные субъекты существенно усложняют баланс интересов и отношений на Каспии, оказывая заметное влияние на развитие военно-политической и стратегической обстановки в Каспийском регионе.

Несомненно, требуется корректировка программ обеспечения безопасности в государствах Каспийского региона.

Указанные проблемы станут предметом обсуждения в рамках экспертной встречи.

Планируемые результаты предстоящей сессии:

  • Выработка общих подходов к пониманию значения Большого Каспия для дальнейшего экономического и политического развития региона в контексте повышенной военно-политической активности нерегиональных субъектов;
  • Определение актуальных задач по защите объектов международных транспортных коридоров и топливно-энергетического комплекса стран Каспийского региона;
  • Анализ влияния пандемии на экономическое состояние государств Каспийского региона;
  • Предварительное формулирование возможных решений по стабилизации Каспийского региона с точки зрения интересов Российской Федерации.

Добавить комментарий