Эксперт РОП О. Карпович — об антиколониализме, кризисе в Нигере и саммите БРИКС

Об авторе: Карпович Олег Геннадьевич — эксперт Российского общества политологов, доктор политических наук, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.

Будущее за антиколониальным единством

Оригинал статьи: научный журнал Международная жизнь

Ключевой целью для коллективного Запада в ходе развязанного украинского кризиса является нанесение России стратегического поражения: уничтожение ее претензий на статус самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, а также противодействие ее деятельной роли в создании современной системы международных отношений в противовес различного рода проявлениям неоколониализма.

Деструктивная стратегия США и их европейских сателлитов не ограничивается только Украиной, поскольку ими предпринимаются все более ожесточенные попытки расколоть государства Глобального Юга, которые стремятся противостоять «миропорядку, основанному на правилах». Президент России Владимир Путин на одном из заседаний клуба «Валдай» справедливо заметил, что «все «незападные» культуры кровно заинтересованы в сопротивлении продолжающимся попыткам Запада навязать свое безоговорочное господство остальному миру».

Россия ведет достаточно успешную работу по созданию многосторонней антизападной коалиции через союз с Китаем и другими государствами, образующими, в свою очередь, мировое большинство. Численность данной коалиции, полагаем, будет только расти, поскольку мир давно устал от всепроникающего американского доминирования и диктата на основе неравновесной модели мирового развития, которая столетиями функционировала за счет откровенного присвоения природных ресурсов зависимых государств Африки, Азии и Латинской Америки.

В ответ на заскорузлые и пагубные проявления колониального прошлого, продолжается устойчивое формирование более справедливого, сбалансированного, полицентричного мира, основанного на принципах международного права. Как следствие, неуклонно растет уровень национальной самоидентичности, расширяется культурно-цивилизационное разнообразие и осуществляется демократизация международных отношений.

Подобные тенденции в перспективе могут вполне привести к созданию международной площадки, которая способна стать современным и обновленным аналогом «Движения неприсоединения».

Россия могла бы выступить инициатором и вдохновителем создания, например, универсального форума «Глобального антиколониального единства». С участием всех без исключения государств-представителей мирового большинства. На столь представительном мероприятии помимо обсуждения ведущих антиколониальных практик могут быть заслушаны мнения и позиции о новых реалиях современного мира: политические, экономические, энергетические, информационно-коммуникационные и другие. Пусть это будет российским ответом на американское сборище по разнарядке с претенциозным названием «Саммит за демократию».

Данная инициатива также позволит в будущем мировому большинству создать более благоприятные условия глобального развития, получить большую уверенность в противодействии беспардонному навязыванию неолиберальных установок, противоречащих системе традиционных ценностей, а также противостоять ведению гибридных войн в целях создания марионеточных режимов. Как, например, это случилось с Украиной, где путем откровенной антироссийской идеологической обработки, систематического накачивания различными вооружениями, наемниками, финансами было целенаправленно создано государство «анти-Россия» с ярко выраженной нацисткой идеологией, власти которого во главе с Зеленским ограничены в действиях и не способны принимать самостоятельных решений.

Паралич украинской государственной власти позволил американцам разместить 50 биолабораторий, где проводились жуткие опыты над жителями страны, велась работа над получением новых смертоносных вирусов и биологического оружия нового поколения.

Россию с самого начала не устраивал курс Запада по превращению Украины в подконтрольную колонию, где абсолютно все решения принимались в Вашингтоне, либо Брюсселе. Серия государственных переворотов была целенаправленно спровоцирована Западом для обеспечения прихода к власти режима нацистского толка для последующего тотального уничтожения Русского мира. Фашизм, русофобия, человеконенавистничество, гонения на Украинскую православную церковь — стали визитной карточкой киевского режима, что послужило прологом масштабного кризиса.

Триггером же для его начала послужила возрастающая роль России в качестве глобального игрока с самостоятельной и независимой внешней политикой в противовес политике бесконтрольной гегемонии и надуманной исключительности США и их союзников. Сам по себе украинский конфликт носит рукотворный характер, поскольку был искусственно спровоцирован коллективным Западом, в целях ослабления России, включая нарушение ее суверенитета и территориальной целостности, вплоть до расчленения на большое количество несвязанных между собой мелких государственных образований.

В качестве ответа на крайне недружественные действия со стороны США и их союзников Россия будет и впредь продолжать отстаивать свое право на развитие в качестве одного из самостоятельных глобальных центров. В новой Концепции внешней политики 2023 года закреплено: «Большая часть человечества заинтересована в конструктивных отношениях с Россией и укреплении ее позиций на международной арене в качестве влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечения мирного развития государств».

Игра с нулевой суммой

Почему кризис в Нигере для коллективного Запада оказался проверкой на прочность

Оригинал статьиИзвестия

События в далеком Нигере неспроста уже месяц находятся в фокусе внимания всего мирового сообщества. Для коллективного Запада кризис в этой стране стал проверкой на прочность. Экзальтированная, можно даже сказать, истерическая реакция на неконституционный, но, по сути, рядовой по африканским меркам военный переворот наглядно говорит о той панике, которая охватила Вашингтон и европейские столицы на фоне стремительной утраты ими позиций на Глобальном Юге.

Активная подготовка военной интервенции руками местных союзников, которых буквально принуждают к опасной авантюре, сопровождается пропагандистской кампанией в СМИ. Региональную и мировую общественность убеждают, что «рука Москвы» вот-вот получит контроль над Западной Африкой и зоной Сахеля, где США и бывшие колониальные державы за годы доминирования так и не смогли навести порядок. Ради того чтобы сохранить вассальную зависимость местных элит, Запад готов начать полномасштабную войну, грозящую дестабилизировать весь регион. Дипломатическое урегулирование проблемы, на котором настаивает Россия, даже не рассматривается всерьез — в ход пошла классическая логика игры с нулевой суммой.

При этом сами западные страны несут наибольшую ответственность за внедрение в политическую жизнь многострадального континента практики регулярных переворотов и силовой смены режимов. На протяжении десятилетий такого рода модель решения «проблемных вопросов», впервые многократно опробованная в Латинской Америке, активно внедрялась в жизнь народов освобожденной от колониального гнета Африки.

Результатом становилось либо установление кровавых диктатур, либо начало гражданских войн, а в некоторых случаях — как в Сомали, Либерии, ДР Конго — ввержение целых государств в анархию и хаос. Возникновение вакуума безопасности и расцвет терроризма в Сахеле (к которому, в частности, относятся Мали, Нигер, Буркина-Фасо), где эта проблема ранее не считалась особо актуальной, привели к западной интервенции в Ливии, где был насильственно свергнут и садистски убит Муаммар Каддафи.

Дестабилизацию соседних государств, вызванную последующим потоком оружия и усилением исламистских группировок, США и их союзники стремились цинично использовать для закрепления влияния в регионе — в том же Нигере появились стратегически важные американские базы, тогда как Франция попыталась закрепить контроль над этим государством как над важным сырьевым придатком, изрядно снабжающим бывшую метрополию ураном. Теперь же попытки местных военных структур сбросить патронаж «старших товарищей» (а отнюдь не сам факт смещения президента — стоит отметить, бескровного) вызывает приступы бешенства в Париже и Вашингтоне.

В этом контексте, конечно, нельзя не сказать и о двойных стандартах, продвигаемых западными лидерами: все мы помним, что кровопролитный переворот на Украине в 2014 году был не только поддержан, но и всецело координировался извне, что, как известно, и привело к сегодняшним трагическим событиям. В то же время нигерский кризис, нервирующий Запад призраком «русской угрозы», на наших глазах пытаются использовать как предлог для зачистки не только этого конкретного государства, но и всего региона, от противников реставрации неоколониализма. Очевидно, что, с учетом претензий Запада к военному руководству Мали и Буркина-Фасо, вторжение в Нигер должно стать лишь репетицией более масштабных процессов.

Но инициаторы готовящегося вторжения не учитывают, что миропорядок сегодня безвозвратно отошел от однополярности 1990-х. Интервенционистский угар западных демиургов уже вызывает откровенный протест африканцев, стремящихся избавиться от навязанной им зависимости. Можно не сомневаться — как и в случае с Украиной, итогом станет хоть и болезненное, но долгожданное освобождение африканских стран от западного диктата. Столь долго выстраивавшаяся США и Европой с помощью переворотов, интриг и шантажа вертикаль управления Африкой превратилась в очередной замок из песка, разваливающийся на наших глазах. И процесс этот оказался не только бесповоротным, но и безальтернативным.

Возврата к однополярному миру больше нет: коллективный Запад бессильно смотрит на крушение своей гегемонии

Формирование нового мирового порядка уже началось

Оригинал статьиКомсомольская правда

«Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь». Это великое изречение Махатмы Ганди в первую приходит на ум при взгляде на путь, который за два минувших десятилетия проделала организация БРИКС. В начале 2000-х годов, когда, на фоне еще не канувшего в Лету увлечения идеями «однополярного момента» и «конца истории», отдельные специалисты начали говорить о безграничном потенциале развивающихся держав, предсказания о скорой смене глобальной системы координат воспринимались с усмешкой. Зато сегодня переформатирование миропорядка выглядит уже свершившимся фактом, и альянс России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР выглядит одним из символов произошедших фундаментальных перемен.

Конечно, как и многие молодые организации, БРИКС испытывает некоторые трудности и проблемы. Далеко не во всем наши позиции и взгляды полностью идентичны. Москва и Пекин на своем опыте убедились в том, насколько пагубными могут быть иллюзии относительно перспектив слишком доверительного диалога с коллективным Западом. Нью-Дели, Претории и Бразилиа, возможно, еще предстоит пройти через аналогичное отрезвление. Часть элит соответствующих стран по-прежнему тесно связаны с западными бизнес-кругами и не оставляют надежд, даже при взгляде на развязанную против России санкционную войну, встроиться в глобальные рынки.

Одновременно, пользуясь уязвимостью открытых демократических систем, Запад использует все излюбленные инструменты, чтобы привести к ослабить позиции независимо мыслящих политиков. Тем не менее, вектор движения определен, и, в долгосрочной перспективе, освобождение от прежней зависимости обязательно произойдет. В конце концов, никакими уговорами невозможно заставить индийцев забыть о столетиях колониального гнета, бразильцев – о покрываемых Вашингтоном преступлениях военной хунты, южноафриканцев – о происходивших с благословения США преступлениях эпохи апартеида.

Но, в конце концов, при крайне важном символическом значении приближающегося саммита БРИКС, эта площадка остается далеко не единственной альтернативой продвигаемым Западом форматам. Та же Шанхайская организация сотрудничества уже давно превратилась в ключевое объединение, решающее фундаментальные задачи в области безопасности в евразийском регионе – и очередь на вступление в неё продолжает увеличиваться. В Юго-Восточной Азии АСЕАН, совместно с крупнейшими международными игроками, активно работает над продвижением повестки дня, альтернативной американоцентричной. ОПЕК+ стал важнейшим глобальным форумом в сфере энергетической политики, заискивать перед которым вынуждены и вашингтонские «вершители мировых судеб». Африканский союз активно трансформирует статус стран континента в международной политике. И продолжать этот список можно еще долго.

Фактически, мир окончательно стало подлинно многополярным. И отказываются признавать свершившийся факт лишь опьяненные иллюзиями прежних лет американские и европейские политики, которые всё еще рассматривают украинский кризис как шанс вернуть утраченные в результате собственной самонадеянности позиции. Они не понимают, что отмирание прежнего доминирования является неизбежным следованием объективных исторических тенденций. Наивно будет ожидать от предстоящего саммита БРИКС неких судьбоносных решений, которые предопределят развитие человечества – подобный пафос характерен скорее для пустых по сути мероприятий «семерки». Лидеры крупнейших развивающихся государств отдают себе отчет в том, что впереди – дорога длиной в десятилетия, которая лишь при жизни следующих поколений приведет нас к искомой цели. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны – и реставрация неоколониальной однополярности возможна лишь в воображении вчерашних властителей дум, в бессилии наблюдающих за тем, как разрушается столь удобная им гегемонистская реальность.

Окно в будущее

Саммит БРИКС в ЮАР продемонстрировал бесперспективность возрождения однополярного мира

Оригинал статьиИзвестия

Мир меняется постоянно — ежедневно, ежечасно, даже ежеминутно. Порой эти перемены неощутимы и не бросаются в глаза. А иногда — как на прошедшей неделе — они, наоборот, проявляются наиболее наглядно и эффектно. Дух изменений в мировой политике в полной мере пропитал события минувших дней, когда два крупных международных мероприятия четко и контрастно продемонстрировали высочайшую скорость трансформации глобальной повестки дня.

Одно из них — так называемая Крымская платформа — полувиртуальный саммит участников антироссийской коалиции под председательством украинского президента Владимира Зеленского, стремившихся всеми силами внушить себе и окружающим веру в скорую реставрацию однополярного миропорядка. Само название этой сходки весьма симптоматично. Именно возвращение Крыма в родную гавань стало символом окончания периода мирового диктата США и коллективного Запада.

В тот момент, когда воля крымчан и россиян к воссоединению превозмогла потуги Вашингтона и Брюсселя по удержанию контроля над Евразией, отмерла многолетняя неоколониальная логика, предопределявшая направление истории после окончания холодной войны. Стало ясно, что западоцентричное сообщество государств и управляющих ими элит — колосс на глиняных ногах, рассыпающийся под ударами времени и судьбы.

Как раз в этом важнейшем решении Москвы, принятом в 2014 году, лежат корни судорог, впоследствии охвативших США и Европу. Брексит, избрание Трампа и последующий внутриполитический кризис в Америке, крах французских проектов в Африке, фиаско НАТО в Афганистане и многие другие знаковые события отразили неизбежность отмирания пресловутой однополярной парадигмы. И именно поэтому Запад вместе со своими подопечными раз за разом возвращается к крымскому вопросу (на деле навсегда закрытому), стремясь убедить себя и окружающих в том, что возврат в счастливые времена американской гегемонии еще вероятен. Но даже по лицам участников саммита было видно, что поставленную кураторами задачу они выполняют скорее на автомате, откровенно не веря в успех своей миссии. Пафос, характерный для таких посиделок в недавнем прошлом, уступил место откровенной вымученности и безысходности.

Потухший взор союзников Киева смотрелся особенно красноречиво на фоне саммита БРИКС. Решение о присоединении к этому объединению еще шести стран, бесспорно, имеет огромное значение, но куда важнее тот факт, что сам форум «мирового большинства», которым стала встреча в Йоханнесбурге, оказался настоящим окном в будущее. Недаром отдельные участники киевского саммита, по странной привычке выступая на «платформе», другой ногой были уже в ЮАР, уделив куда больше сил и внимания этому грандиозному, символическому событию.

Конечно, в будущее, используя расхожее выражение, возьмут не всех: тот же Эммануэль Макрон неоднократно заявлял о намерении принять участие в йоханнесбургском мероприятия, но получил относительно вежливый отказ организаторов. В постзападной реальности не будет места тем, кто помогал разжигать разрушительные конфликты, стравливал страны и народы, демонстрировал готовность помочь США возвратить былое доминирование.

Политическая карьера Макрона и многих его коллег заходит на финальный круг, и решения о дальнейших геополитических приоритетах Запада будут принимать уже представители нового поколения лидеров, прекрасно понимающие, что реставрировать американскую империю невозможно. И может статься, что уже через несколько лет условный Зеленский будет проводить очередную «платформу» в гордом одиночестве, с завистью наблюдая за тем, как в одной из столиц Глобального Юга принимаются решения, определяющие не только судьбу Украины, но и его персональную участь.

Добавить комментарий