Политический кризис в Республике Казахстан: оценки и прогнозы — Бюллетень АЦ РОП

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛИТОЛОГОВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

19 января 2021 года                                                       Открытая трибуна

Политический кризис в Республике Казахстан: оценки и прогнозы

Российское общество политологов провело экспертный опрос, посвященный политическим событиям начала января 2022 года в Республике Казахстан (РК). Участникам опроса РОП предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Каковы причины политического кризиса в Республике Казахстан?

2. Как Вы оцениваете внешнее влияние на события начала января 2022 года в Республике Казахстан?

3. Способно ли введение сил ОДКБ в Республику Казахстан стабилизировать ситуацию в среднесрочной перспективе? Объясните почему?

4. Как Вы оцениваете перспективы политического урегулирования в Республике Казахстан?

Предлагаем Вашему вниманию комментарии участников экспертного опроса.

Вилков Александр Алексеевич, заведующий кафедрой политических наук юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор политических наук, профессор, руководитель Саратовского регионального отделения РОП

Вопрос о будущем российско-казахстанских отношений остается открытым

Ключевая причина политического кризиса в Республике Казахстан идентична главной причине протестных настроений в современной России. Суть ее состоит в массовом недовольстве социально-экономической системой, сложившейся в постсоветский период, при которой богатейшие ресурсы страны и ее экономический потенциал находятся под контролем небольшой группы олигархов. Очевидно, что для большинства казахстанского (также как и российского) населения такая система не может восприниматься как социально справедливая.

Отсутствие существенных изменений в социально-экономической ситуации в лучшую сторону на протяжении трех десятилетий приводит к тому, что сложившаяся политическая система и государственные институты воспринимаются значительной частью населения как главные инструменты сохранения этой несправедливой олигархической системы и вызванного ею глубочайшего раскола в обществе по уровню доходов. Это обусловило массовость протестного взрыва в Казахстане, детонатором которого стал двукратный рост цен на газовое топливо, повсеместно используемое не только для легковых автомобилей, но и для общественного транспорта и грузовых автомобилей.

Однако эта социально-экономическая причина в Республике Казахстан усугубляется родоплеменным фактором. В результате доминирования во властных структурах представителей Старшего жуза в лице клана Назарбаевых, значительная часть экономических ресурсов страны также принадлежит этому роду. Представители Среднего и Младшего жузов считают себя обделенными (особенно элиты Младшего жуза) с учетом того, что именно на территории их проживания находится значительная часть нефтегазовых ресурсов Казахстана, добычей которых владеют британские и другие иностранные кампании.

Еще одна причина обусловлена тем, что стратегия многовекторности, официально декларируемая во внешней политике Казахстана в постсоветский период, одной из своих целей имела утверждение государственной самодостаточности и независимости от России. Неизбежным следствием такой политики и одновременно инструментом утверждения такой государственной идентичности стала поддержка националистических настроений среди казахского населения, нередко откровенно приобретающих русофобский характер. Они усиливались работой многочисленных западных и пантюркистских НКО, которые последовательно подогревали «исторические обиды» и претензии казахов к имперскому и советскому наследию.

Тем самым при попустительстве официальных властей в Республике Казахстан полным ходом осуществлялся процесс по созданию предпосылок и накоплению социальных ресурсов для очередной «цветной революции» на постсоветском пространстве с целью приведения к власти антироссийски настроенных казахских элит. Однако этот внешний фактор оказался сложносоставным, так как кроме ориентации на западноевропейские ценности, представители казахской элиты получали возможность ориентироваться на идеологию объединения тюркских народов под эгидой Турции. Кроме того, во внешнем факторе важную роль играют экономическая мощь и интересы Китая. Не следует забывать и о стремлении радикальных исламистов расширить свое влияние в регионе, используя накопившееся недовольство казахстанского населения.

Пока нет официальных данных о том, какие конкретно внешние силы более всего способствовали подготовке и организации радикальных участников политических протестов, которые захватывали и громили официальные учреждения, грабили банки и мародерствовали в Алма-Ате и других городах Казахстана. Можно лишь предположить, что главную организующую роль сыграли все же представители обделенных региональных казахских элит, стремящихся в ситуации хаоса получить власть и доступ к богатствам страны. Одним из подтверждений этому стало отсутствие единого лидера и скоординированных политических требований участников протеста (кроме «Старик уходи»).

Введение сил ОДКБ в Республику Казахстан, очевидно, помогло стабилизировать текущую политическую ситуацию в стране. Оно продемонстрировало решительность и быстроту реакции ОДКБ на возникшую угрозу государственного переворота. В среднесрочной перспективе этот опыт будет служить важным сдерживающим фактором для деструктивных внешних и внутренних сил в Казахстане.

Однако перспективы стабилизации политической ситуации в стране (прежде всего с точки зрения укрепления российско-казахстанских отношений и в вопросе о судьбе нескольких миллионов русскоязычного населения) остаются неоднозначными. Ослабление клана Назарбаевых и ожидаемое перераспределение властных и экономических ресурсов в пользу элит Среднего и Младшего жуза, будут способствовать стабилизации ситуации. Прогнозируемое усиление регулирующей роли государства в ценовой и социальной политике в целом, в различных сферах общественной жизни позволит несколько снизить накал массового социального недовольства. Однако назначение президентом К.Ж. Токаевым на пост министра информации и общественного развития откровенного националиста и русофоба А. Умарова позволяет усомниться в отказе от предыдущего фактически националистического курса страны. Это оставляет открытым вопрос о будущем российско-казахстанских отношений.

Жихаревич Михаил Ефимович, кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром гражданского образования Псковского областного Института повышения квалификации работников образования

Силы ОДКБ в Казахстане должны строго соблюдать свой мандат

Причины политического кризиса в Республике Казахстан:

  • рост цен на газ в контексте острого социально-экономического неравенства;
  • социально-демографическая структура населения (большое количество молодежи, в том числе субпролетарского происхождения, участие которой в протестах приводит к радикализации «репертуара» этих протестов;
  • кризис неопатримониальной автократии, неизбежный для последней, сопровождавшийся конституционным кризисом (двоевластие);
  • фактор Жанаозена-2011: 16 декабря 2011 года семимесячная забастовка рабочих-нефтяников завершилась силовой акцией внутренних войск РК, в ходе которой были многочисленные жертвы среди рабочих;
  • острое соперничество внутри казахстанской элиты с привлечением внешних игроков.

В ходе протестов проявилось влияние неких внешних сил, заинтересованных в хаотизации РК. Точных данных об этих силах нет, сделать более определенные выводы невозможно, как минимум, до завершения расследования.

Да, введение сил ОДКБ в Республику Казахстан способно стабилизировать ситуацию в среднесрочной перспективе (это уже произошло) — при условии строгого соблюдения ОДКБ своего мандата, с одной стороны, и недопущения властью активизации радикальных националистов, с другой.

Капицын Владимир Михайлович, доктор политических наук, профессор кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт РОП

В прикаспийском Казахстане все еще возможны локальные выступления

В казахстанском политическом кризисе видны несколько причин, которые накладывались друг на друга, взаимодействовали (интерферировали).

1. Экономические причины – спад экономики в связи с пандемией, однобокое развитие (инвестиции в основном в добывающую промышленность, слабое развитие обрабатывающей промышленности).

2. Социальные причины – безработица, низкая оплата труда работников и негарантированность сохранения рабочих мест и повышения квалификации в промышленности и сельском хозяйстве, высокая социальная дифференциация.

3. Национальная политика, несмотря интернациональную риторику, ориентирована на «казахизацию», т.е. движение к моноэтничному государству казахов, для чего в страну ввозятся казахи-оралманы, которым создаются льготные условия; из публичных отраслей вытесняется русский язык, а с ним и русскоязычное население.

4. Причины, вытекающие из политико-властных отношений – деконсолидированые элиты, подверженные жузовой и клановой ориентации, стремятся к завоеванию групповых позиций, позволяющих осваивать национальный и местные бюджеты, распределять замещаемые государственные должности, позволяющие захватывать рынки разрешений на незаконные операции с ресурсами, а также приобретать возможности покрывать (разрешать) ненаказуемые нарушения законов. Органы национальной безопасности допускали, а возможно, и контролировали содержание и обучение боевиков на базах в горах.

5. Внешнеполитическая ориентация государственных элит в экономике на преимущественный допуск на казахстанский рынок западных финансово-промышленных компаний, не согласующих свои действия с национальными интересами Казахстана; двойственная позиция властных элит относительно участия в ЕАЭС, СНГ и ОДКБ, с одной стороны, с другой, относительно сотрудничества с НАТО и ЕС.

Внешнее влияние можно разделить на косвенное и прямое. Прямое влияние проявлялось слабо, хотя власти США, других стран НАТО прямо призывали не применять жесткие меры к митингующим, а вместе с ними, как получалось, и к боевикам. Косвенное влияние проявлялось в том, что многочисленные британские и американские НПО и учебные заведения вместе со множеством турецких школ, колледжей и вузов, подрывали национально-государственную идентичность Казахстана, усиливали антироссийские ориентации населения. Тем самым раскачивалась политическая ситуация. Из-за рубежа действовали некоторые беглые казахстанские олигархи, финансируя НКО, а также спящие ячейки религиозных фундаменталистов и лагеря боевиков в горах.

Несомненно, введение сил ОДКБ способствовало стабилизации ситуации и возвращению в конституционное поле органов государственной власти и граждан Казахстана. И это может пролонгироваться на состояние сознания элит и населения на среднесрочную перспективу, способствовать борьбе президента Казахстана с враждебными силами.

Если руководство страны сможет использовать благоприятную ситуацию, созданную силами ОДКБ, ликвидирует базы боевиков в горах, проведет чистку органов государственной власти, извлечет соответствующие уроки из опасности ориентации на Запад, укрепит экономические и военные связи с Россией и другими странами ЕАЭС и ОДКБ, снизит социальную дифференциацию, то политическое регулирование имеет шансы на успех. Но возможны локальные выступления и протесты, особенно в прикаспийском Казахстане.

Керимов Александр Алиевич, доктор политических наук, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета, руководитель Свердловского областного регионального отделения РОП

Власть и общество в Казахстане не были готовы к драматичному развитию событий

Для рассуждений о текущих событиях в Казахстане, нужно располагать достаточным объемом разносторонней информации. Но, к сожалению, когда ее не слишком много, то возникают трудности для верной оценки происходящих событий. Тем не менее, отметим, что в первые дни событий складывалось ощущение, что ни общество, ни правительство не были готовы к такому сценарию развития событий. Было заметно, что митингующие действовали спонтанно, а в основе их действий лежала реакция на экономические проблемы.

Стоит отметить, что все это происходило на фоне незавершенного процесса транзита власти и весьма значительной разницы в доходах между столицей и периферией: если в Нур-Султане и в ряде городов уровень жизни неплохой, то на окраинах любое повышение цен воспринимается населением болезненно.

Хотелось бы отметить, что в первый же день начала этих событий президент К.Ж. Токаев назвал в качестве виновных правительство, на второй день из его уст прозвучало слово «бандиты», на третий день он назвал действующие в стране силы террористами. Трудно сказать, сам ли он додумался до этого или ему кто-то подсказал со стороны, но факт в том, что ни разу не прозвучала версия о банальной межэлитной борьбе.

Очевидно, что казахстанская элита неоднородна. Так сложилось исторически и мы это можем наблюдать и сегодня. Когда в 2019 году произошел транзит власти от старой элиты, возглавляемой Н. Назарбаевым, к новой элите, возглавляемой К.Ж. Токаевым, в этом механизме, видимо, что-то дало сбой. Транзит застопорился, потому что при передаче власти, конечно, были затронуты и определенные интересы экономического плана.

В  публичном пространстве было заявлено о том, что имела место быть некая террористическая атака на Казахстан. Эти  события преподносятся как вторжение, что, на мой взгляд, не слишком продуктивно для понимания их сути. Надо понимать, что когда власти говорят о 20 тысячах иностранцев, которые, по словам К.Ж. Токаева, составили костяк исполнителей террористических актов, возникает закономерный вопрос, откуда эти 20 тысяч в условиях пандемийных и коммуникационных ограничений проникли в Казахстан? Казахстан имеет самую протяженную границу с Россией, а также с Китаем. Или эти люди проникли в Казахстан из Узбекистана, Киргизии или Туркмении?

Рассматривать это движение как финансируемое, подготовленное и поддерживаемое извне, западными силами в лице США и Великобритании, а также Турции, представляется маловероятным. Достаточно просто посмотреть, сколько инвестиций было вложено в экономику Казахстана этими странами. Неужели они будут поджигать  дом, в который вложено очень много денег?

Закономерность использования сил ОДКБ в урегулировании внутриполитического кризиса в суверенном государстве не совсем очевидна, еще большее удивление вызывает заявление К.Ж. Токаева о начале вывода сил ОДКБ из республики. К.Ж. Токаев, заменив руководителей силовых структур людьми из своего окружения, почувствовал себя увереннее. Иначе и быть не могло, потому что для него также важна реакция Запада, который имеет солидную долю в экономике страны.

Происходящее в Казахстане – это  банальная межэлитная борьба, и считаю, что вопрос о выборе вектора дальнейшего развития Казахстана все еще остается открытым. Конфликт не исчерпан, дилемма прежняя – «евразийство», поддерживаемое  старой «назарбаевской» элитой, или «западничество», поддерживаемое новой элитой.

Кочетков Александр Павлович, доктор политических наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Стабилизация Казахстана зависит от решений президента Касым-Жомарта Токаева

Политический кризис в Республике Казахстан имеет как внутренние, так и внешние причины. Среди них:

  • крайняя имущественная дифференциация населения и нищета крупных социальных групп, особенно на Юге Казахстана;
  • этно-национальные противоречия между жузами Казахстана;
  • необоснованный резкий рост цен в Казахстане, падение уровня жизни населения;
  • борьба за власть элитных группировок (прежде всего, группа Н. А. Назарбаева и группа К.Ж. Токаева);
  • внешнее вмешательство иностранных государств (Великобритания, США и др.), их стремление дестабилизировать ситуацию через НКО, своих агентов влияния и путем подготовки и направления боевиков ИГИЛ (организация запрещена в РФ) и др. террористических организаций через границу в Казахстан.

Внешнее влияние на события в Казахстане начала января 2022 года, несомненно, т.к. ведущие страны Запада заинтересованы в том, чтобы Казахстан стал враждебным государством по отношению к России. Тогда на большом протяжении границы России-Казахстана будет нестабильная, взрывоопасная для России ситуация. Это негативно скажется на обстановке в самой России, в некоторых ее регионах.

Способность сил ОДКБ стабилизировать ситуацию в Казахстане в среднесрочной перспективе будет зависеть не только от ОДКБ, но и той политики, которую будет проводить правительство К.Ж. Токаева, что казахстанские власти сделают для населения, для укрепления казахской государственности, на кого будут ориентироваться внутри страны и за рубежом и т.д.

Кузьмин Николай Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения философского факультета Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

Следует ожидать попыток дискредитации роли ОДКБ в Казахстане

1. Причины политического кризиса в Казахстане:

  • Двоевластие. Оно всегда чревато конфликтами с привлечением «народных масс», также как это было в России в 1917-м и 1993 году.
  • Состояние «народных масс», уверенных, что элиты грабят страну и народ и готовых к протестам.

2. Внешнее влияние проявилось только в стимулировании неустойчивой ситуации в Казахстане. В конкретной ситуации протестов и погромов влияния не было. Это хорошо видно по тому, что к событиям не были готовы ни публичные политики, ни СМИ.

3. Стабилизирующим фактором является то, что ОДКБ смогла проявить себя как действующий актор, который помогает решить проблему, но не навязывает свои интересы. Однако, именно по этой причине, следует ждать попыток дискредитации ОДКБ.

4. Перспективы политического урегулирования в Республике Казахстан зависят от того, насколько получится разрешить межэлитные противоречия и снизить уровень протестных настроений в обществе.

Мартынов Михаил Юрьевич, доктор политических наук, доцент, заведующий лабораторией социологических и правовых исследований кафедры политико-правовых дисциплин, руководитель научно-образовательного центра Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, руководитель регионального отделения РОП в ХМАО-Югре

Экстремальная ситуация в Казахстане может повториться в будущем

О причинах политического кризиса в Республике Казахстан

Основные причины — внутренние. Первая и основная причина – конфликт элит. Группа, стоящая за Н. Назарбаевым, понимала, что после его окончательного ухода из политики она будет отодвинута. Было принято решение упредить это неблагоприятное для нее развитие событий и обеспечить пребывание у власти. Фактически то, что произошло, можно квалифицировать, как военный мятеж.

Вторая причина, без которой никакой мятеж бы не состоялся – социальное недовольство населения, особенно в городах и бедных западных районах. Невысокий уровень жизни людей на фоне обогащающейся верхушки всегда будет ресурсом переворотов и революций, а вожди всегда найдутся.

Третья причина – пестование, начиная с 1990-х годов, идеологии национализма. Национализм, на самом деле, направлен не только и не столько против людей другой национальности, сколько против государства и власти, когда возникает убежденность, что это государство не действует в интересах нации. Современная казахская элита пришла к власти, в свое время, инспирировав национализм и борьбу против тогдашнего союзного государства. Сегодня вновь по отработанной схеме произошло обращение к улице и толпе как инструменту политической борьбы. Но национализм – злой джин, способный обернуться и против своих создателей.

О внешнем влиянии на события в Казахстане

Реальным внешним влиянием является проникновение фундаменталистских идей с Юга. Влияние западных стран — мизерное.

О способности сил ОДКБ стабилизировать ситуацию в Казахстане в среднесрочной перспективе

Способно стабилизировать, поскольку мятеж подавлен, недовольная часть элиты будет отстранена от власти, и остальная ее часть будет консолидирована вокруг действующей власти. Кроме того, в стабилизации заинтересованы другие страны, это не только Россия, но и западные государства, а также Китай, имеющие в Казахстане свой бизнес.

О перспективах политического урегулирования в Республике Казахстан

В долгосрочной перспективе экстремальная ситуация может повториться, поскольку экономическое положение населения будет ухудшаться. Неолиберальный курс, по которому пошел Казахстан, предполагал распродажу госсобственности, что дало толчок экономическому росту, способствовало некоторому росту уровня жизни граждан, а также обогатило элиту. Сейчас распродадут остальное. И что делать дальше, когда продавать будет ничего?  Вопрос будет лишь в том, когда и кто возглавит волну протеста – исламисты извне или контрэлита внутри.

Для России в этой ситуации важно определить свою позицию. В чем заключается ее интерес в Казахстане? Если в обеспечении стабильности, то в этом больше заинтересованы западные страны и Китай, имеющие здесь свой бизнес. В сохранении у власти нынешней правящей элиты? Так она в своем большинстве националистически-русофобская.

Чтобы участие России в подобных ситуациях не свелось к затратной роли полицейского в чужих интересах, которого попросили удалиться после оказания услуги, как получилось в этот раз, следует иметь внятную политическую позицию, оговаривая, на каких экономических и политических условиях оказывается поддержка. Иначе возможно повторение сюжета середины XIX века, когда Россия выполнила «грязную» работу в интересах правительств западных держав по подавлению мятежей в Европе в 1848 году, а через несколько лет вместо благодарности эти правительства начали против нее войну (Крымскую).

Мостяев Юрий Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, руководитель Рязанского областного регионального отделения РОП

Кризис в Казахстане спровоцировала борьба элит и затянувшийся транзит власти

У январского политического кризиса в Казахстане было несколько причин:

  • одна из основных причин конфликта — значительное ухудшение социально-экономического положения большого количества людей, что проявилось в темпах инфляции в последние годы, росте безработицы, увеличении кредитной нагрузки, и последней каплей стал резкий рост цен на газ;
  • затянувшийся транзит власти от Н.А. Назарбаева и его окружения к К.Ж. Токаеву и, соответственно, борьба элит за властные ресурсы;
  • внешний фактор со стороны других государств и исламистских организаций;
  • дисбалансы и неравномерное развитие регионов, несправедливое распределение доходов от экспорта природных ресурсов.

Внешнее влияние на казахстанский кризис проявилось как один из важных факторов, но не единственный, в силу наличия массы внутренних проблем. Пока трудно говорить без конкретных доказательств об участии в событиях в Казахстане террористов из других центрально-азиатских стран, как было заявлено К.Ж. Токаевым. Хотя организованность действий наталкивает на мысль о возможной координации действий, в том числе и из-за рубежа.

Ситуация в Казахстане переломилась и начала постепенно выправляться именно после того, как было принято решение об отправке в эту республику военного контингента ОДКБ. Приезд миротворцев и их содействие в охране стратегически важных объектов позволило казахстанским правоохранительным органам сконцентрироваться на нейтрализации очагов протеста, на мерах по аресту и поиску инициаторов и участников мародерства.

Для нормализации ситуации в Казахстане потребуется в долгосрочной перспективе осуществить серьезные изменения по многим направлениям. Сегодня экономика Казахстана в значительной степени ориентирована на добычу сырья. Причем зачастую предприятия расположены далеко от центров концентрации рабочей силы. Силовым ведомствам предстоит установить участников событий, многие из которых так и не найдены. А ведь это люди с оружием в руках, находящиеся на свободе, у них может появиться чувство безнаказанности. В то же время спецслужбы республики находятся в серьезном кризисе. Сейчас они будут заняты решением внутренних проблем, вызванных сменой руководства и приходом новых людей на высокие должности. Им в какой-то степени будет не до работы с опасными элементами — участниками и зачинщиками беспорядков. Это обстоятельство может «выстрелить» в будущем.

Реутов Евгений Викторович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета

Внешнее влияние обострило январский конфликт в Казахстане

Резкая, взрывная дестабилизация ситуации в Казахстане стала результатом действия нескольких факторов, в совокупности характеризующих транзитное состояние общества.

Первый из них — это относительно высокая динамика экономического развития, блага которого распределяются крайне неравномерно, а основными выгодоприобретателями являются элиты, представляющие некоторые кланы, а также, в меньшей мере — образованное городское население. Основная же масса населения лишена доступа к большинству социальных благ.

Второй фактор — сохранение кланового характера общества, усугубляющего экономические и политические неравенства.

Третий фактор, определяющий транзитный характер казахстанского общества — это незавершенность политического транзита и отсутствие стабильных институтов трансляции и примирения интересов как элитарных, так и массовых общественных слоев. В данных условиях любые персональные изменения в составе правящей элиты и утрата каким-то из центров сил влияния на процессы (в силу смерти, болезни и пр.) вызывают очередную волну передела влияния в политической и экономической сфере. При этом высокая вероятность полной утраты влияния и ресурсов в условиях отсутствия правовых гарантий повышает ставки в противостоянии и способствует радикализации конфликта.

Без снижения значимости данных факторов урегулирование политического кризиса будет являться лишь временным — к тому же при высокой значимости внешних сил, которое само по себе может стать фактором дальнейшего внутриполитического конфликта.

Что касается последствий событий в Казахстане для России, то в краткосрочной перспективе это рост авторитета и влияния России на части постсоветского пространства (в зоне ОДКБ), а также рост авторитета ОДКБ. Возможно, также в результате участия России в урегулировании казахстанского конфликта может вырасти уровень сотрудничества России с Китаем, хотя и с не вполне ясными перспективами в смысле возможного усиления политики России от Китая. К тому же может существенно вырасти, в первую очередь, для России, стоимость содержания ОДКБ как инструмента поддержания порядка на пространстве СНГ.

О долгосрочных перспективах можно судить, когда произойдут первые изменения в структуре собственности на ведущие отрасли экономики Казахстана и будут достигнуты договоренности о новых масштабных инфраструктурных проектах с международным участием.

Телин Кирилл Олегович, кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт РОП

В Казахстане потерпела крах модель обеспечения «персональной стабильности»

О причинах политического кризиса в Республике Казахстан

Значительная степень расхождения (дивергенции) между политическим истеблишментом и общественным развитием, неуместный ценностный перекос государственной политики в последние годы, неэффективная политика преодоления неравенства и регионального развития, сформировавшаяся привычка к публичному замалчиванию и табуированию общественных проблем.

О внешнем влиянии на события начала января 2022 года в Республике Казахстан

Несущественное влияние, что и показала провальная информационная политика Казахстана по ходу протестных событий, заключавшаяся сначала в отставке Н. Назарбаева по требованию «мирных митингующих», а потом обозначении последних как «террористов», по которым нужно «стрелять на поражение». Ни одна вовлеченная в кризис сторона так и не удосужилась уточнить, кто же именно является субъектом декларируемого «внешнего вмешательства».

О способности сил ОДКБ стабилизировать ситуацию в Казахстане в среднесрочной перспективе

В краткосрочной – да, в среднесрочной, безусловно, нет; по сути, беспрецедентный призыв внешних миротворцев в республику означает признание ограниченности собственного суверенитета и недееспособности национальных силовых структур.

О перспективах политического урегулирования в Республике Казахстан

Перспективы негативные, причем не только в контексте самой республики, но и в контексте всего постсоветского пространства. Очевидный крах потерпела модель «персональной» / «именной стабильности» — ее ключевой архитектор за две недели протестов так и не удосужился публично выступить хотя бы с минимальными заявлениями, а возможно, и вовсе покинул страну, «лидером нации» которой являлся.

Более того, прецедент внешнего вмешательства «против цветных революций», причем, при участии лиц, которые в рамках похожих сценариев оказались у власти (Н. Пашинян, С. Жапаров), приведет к тому, что конспирологическая риторика в стиле «таинственный неназванный враг портит наши подъезды и распространяет в стране коррупцию» станет еще более популярной, а действия автократических политиков против гражданской активности станут еще более выраженными.

Чекулаев Александр Александрович, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной политологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева

Ситуация в Казахстане будет оставаться неопределенной и взрывоопасной

У политического кризиса в Республике Казахстан есть несколько причин:

1. Периферийность экономики Казахстана в рамках глобальной системы международного разделения труда и капитала, которая создает финансово-экономическую, технологическую, а вместе с тем, и социальную зависимость казахстанского общества от мировой конъюнктуры.

2. Социальное неравенство и напряженность в трудовых отношениях между бизнесом и наемными работниками, т.е. классовые противоречия и многочисленные стихийные и профсоюзные забастовки, происходившие в крупных городах страны последние десять лет.

3. Глобальный кризис и мировая пандемия, оказывающая непосредственное и негативное влияние на периферийные экономики, в том числе и на экономику Казахстана.

4. Политика местных элит, направленная на вывоз капитала и оптимизацию социальных расходов бизнеса, связанную с общественным бытием казахстанского общества.

5. Низкий уровень доходов и социальная бесперспективность целых групп граждан. Особенно эта причина влияет на слабозащищенные в социальных вопросах группы сельского населения и людей, живущих в моногородах (так, например, город Жанаозен, где в 2011 году произошел инцидент с расстрелом протестующих, также входит в перечень моногородов Казахстана)[1].

6. Люмпенизация и маргинализация казахстанской молодежи, которые происходят в результате ее необеспеченности должной работой. Молодежь, являясь самым активным и трудоспособным социальным сегментом общества, имеет, при этом, в Казахстане слабые социальные гарантии и перспективы. Напомним, что средний возраст казахстанцев составляет 32 года[2].

7. Слабая защищенность молодежи от национализма и религиозного радикализма со стороны местных и иностранных политических акторов. На волне антикоммунизма в стране возрождаются мифы и идеи, ведущие, например, к реабилитации фашистской коллаборации на примере лиц, воевавших в «туркестанском легионе» нацистской Германии[3].

8. Периферийность казахстанской экономики, делающая местные бизнес-элиты частью системы глобального накопления капитала, центры которого находятся за пределами Республики Казахстан. Поэтому вывоз капитала и стремление закрепиться в странах центра мировой капиталистической системы уже давно стало мейнстримом для бизнес-элит постсоветских стран.

В связи с этим, финансовая зависимость от экономических и политических решений мировых и региональных акторов (США+ЕС, КНР, Турция, Российская Федерация, исламские страны в лице Катара и Саудовской Аравии) – это достаточно существенный фактор казахской государственной политики сегодня. Напомним, что вывоз капитала из Казахстана за 20 лет оценивается в $140 млрд.[4]

Внешнее влияние на ситуацию в Казахстане происходит главным образом в рамках экономической интеграции данной страны в капиталистическую мир-систему. Периферийность казахстанской экономики делает ее очень зависимой от международной конъюнктуры, усугубляя социальное напряжение внутри страны. Как нам видится, ситуация в Казахстане во многом возникла как результат стечения разных внутренних и внешних негативных факторов, ставших закономерным итогом экономической конкуренции как в среде местного правящего класса и его групп давления, так и со стороны крупных экономически заинтересованных акторов, представляющих интересы мирового капитала на территории страны.

Участие вооруженных сил стран ОДКБ в нормализации ситуации в Казахстане не может изменить расклад социально-политических сил в местной политике и, более того, не сможет решить вопрос социально-экономического развития разных социальных групп казахстанского общества. Общество Казахстана по объективным причинам поляризовано и находится в состоянии перманентного социального конфликта, проявляющегося в разных его аспектах, начиная от классовых моментов, заканчивая национальными, религиозными и этно-клановыми противоречиями. Более того, если посмотреть на страны ОДКБ и их общества, то там также идут схожие с Казахстаном процессы, и мировой экономический кризис вместе с пандемией их только усугубляют.

Казахстан имеет важное геоэкономическое значение, как для Российской Федерации, так и для других ведущих международных акторов. Поэтому можно с точностью заявить, что действующей элите будут помогать многие как государственные, так и негосударственные бизнес-игроки, заинтересованные в сохранении своих активов на территории республики.

В недавнем процессе можно увидеть элементы левого социального протеста, который указывает на классовые антагонизмы в казахстанском обществе, обостренные местными бизнесменами и их международными партнерами в отношении интересов местных наемных работников.

Также в казахстанском протесте прослеживается и четкий правый радикальный крен, толкающий эту братскую нам страну в сторону построения националистической диктатуры по типу украинского сценария.

В любом случае, можно констатировать, что объективные экономические интересы крупных игроков в республике будут защищены, в том числе, и с помощью соответствующих репрессивных мер. При этом, причина социально-политического конфликта, коренящаяся в системе общественно-экономических отношений, вряд ли будет устранена в среднесрочной перспективе. На фоне продолжающегося глобального кризиса ситуация в Казахстане может оставаться неопределенной и взрывоопасной.


[1] Перечень малых городов и моногородов Республики Казахстан

[2] Средний возраст казахстанцев составляет 31,6 года

[3] «Наша цель — объединение нации». Почему в Казахстане решили оправдать пособников нацистов и обвинить Россию в геноциде?

[4] Нацбанк ответил на вопросы об оттоке капитала в офшорные зоны

Юрченко Виктор Михайлович, советник при ректорате Кубанского государственного университета, профессор кафедры политологии и политического управления, доктор философских наук, профессор, руководитель Краснодарского краевого регионального отделения РОП.

В сотрудничестве с Россией руководство Казахстана справится со сложными задачами

Причины политического кризиса в Республике Казахстан:

1. Ошибки прежнего руководства республики в определении и осуществлении стратегии экономического и социального развития страны, приоритетов этого развития.

2. Особенно следует выделить проблему социальной справедливости, неравенства в доходах основной части населения и олигархов, в том числе близких к семье Н. Назарбаева.

3. Попытка Н. Назарбаева и его клана «сидеть между двух стульев»: один из них западный, проамериканский, другой – российский и ее союзников (т.н. «многовекторная» политика).

Безусловно, все события начались с недовольства населения Казахстана экономическими решениями правительства (в первую очередь ростом цен на энергоносители). Этим умело воспользовались организаторы попытки военного переворота в республике (внешние силы, экстремисты и радикалы). Усугубила ситуацию слабость власти в республике (и т.н. «двоевластие»), в том числе, слабость и внутренний раскол правоохранительных органов, государственных институтов, бизнес-элиты и муниципальной власти. Готовящаяся попытка переворота не была профилактирована. Предстоит детально проанализировать степень участия различных внешних сил в попытке госпереворота, в том числе, «закулисных» режиссеров.

Введение сил ОДКБ, безусловно, стало важнейшим фактором стабилизации обстановки в Республике Казахстан. Во-первых, это стало подтверждением реальной силы ОДКБ. Во-вторых, инициаторы попытки госпереворота поняли, что ввод сил ОДКБ не только укрепляет позиции К.Ж. Токаева, но делает бессмысленной вооруженную борьбу против сил ОДКБ. И, в-третьих, создан мощный прецедент коллективной (ОДКБ) борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Задачи, стоящие перед К.Ж. Токаевым и его командой, сложные. Но при поддержке членов ОДКБ, опираясь на сотрудничество с Россией в основных направлениях развития, с этими задачами руководство страны справиться.

Ярулин Илдус Файзрахманович, директор Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, профессор кафедры социологии, политологии и регионоведения, доктор политических наук, профессор, руководитель Хабаровского краевого регионального отделения РОП

Семья Назарбаева уходит, но проблемы взаимоотношения между кланами в Казахстане остаются

Конфликт в Казахстане начался не вчера, он зрел давно. Отправной точкой можно считать 2011 год, когда во время протестов в Мангистауской области были расстреляны митингующие. Хотя началось все еще раньше: 1986 год, борьба за руководство республикой (казус Г. Колбина). Истоки конфликта – в борьбе кланов, которые в Казахстане весьма сильны. Элиты так увлеклись борьбой за богатства, ресурсы, власть, влияние, что «немножко» забыли о народе. А народ все это время не жил, а выживал: росли цены – на все, падали доходы. С постпандемийным восстановлением экономики стало очень выгодно продать как можно больше ресурсов за рубеж, сделать это, не подумав о последствиях, решили за счет внутреннего рынка. На фоне резкого подорожания газа произошел социальный взрыв.

Недовольство граждан Казахстана вызвала весьма «декоративная» замена экс-президента Нурсултана Назарбаева на Касыма Токаева. Массы  требовали, чтобы Назарбаев ушел от власти – массам де-юре дали то, чего они просили. Но де-факто вся власть осталась в руках у Назарбаева и его клана. Он стал председателем Совета безопасности, решающее слово осталось за ним, все природные богатства также остались за кланом Назарбаева. Напряжение в обществе росло, стравливать пар попытались через пресловутый национальный вопрос. Все мы помним и про «языковые патрули» на улицах, запрещавшие говорить по-русски, и прочие негативные моменты. А там ведь более трех миллионов русских живет, в Казахстане.

В итоге сейчас семья Назарбаева уходит. Но проблемы взаимоотношений между кланами остаются. Насколько силен будет в решении этих проблем президент Токаев – покажет время и поддержка союзников как внутри страны, так и за ее пределами.

Сегодня многие, скорее по привычному шаблону, пытаются списать все на козни «вашингтонского обкома». Подобные рассуждения, на мой взгляд, слишком упрощены. Безусловно, влияние «коллективного Запада» (в частности, США и Великобритании) достаточно ощутимо. Но, кроме этого, есть еще и «коллективный Восток» — гремучая смесь исламизма, национализма, противоречия за доминирование в регионе между соседями – Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и, в меньшей мере, с Таджикистаном.

Весьма значим и фактор Турции, пытающейся активно работать на территории Центральной Азии. Протурецкая интеграция ключевых тюркских государств и создание так называемого «тюркского мира» – новой подсистемы международных отношений под своей эгидой. Одна из задач турецкого руководства — привести к власти в странах-партнерах лояльные к себе элиты. Для этого и создана Организация Тюркских государств, в рамках которой задействованы и Казахстан, и Узбекистан, и Киргизия, и Таджикистан. Поэтому события в Казахстане могут иметь продолжение и в этих странах – если не поставить мощный заслон.

Нельзя игнорировать также и фактор Чуйской долины, где сильны позиции наркобаронов.

России далеко не безразлично, что будет происходить с Казахстаном – это наши границы, рядом Афганистан, Таджикистан.  Для нераспространения «казахского пожара»  как вглубь, так и вширь и были задействованы силы ОДКБ. Это и сигнал тем, кто хотел бы взорвать ситуацию – реакция будет быстрой и адекватной. В среднесрочной перспективе наличие ОДКБ и помощь со стороны ее участников должны дать импульс Казахстану провести тщательный анализ деятельности внутренних структур, отвечающих за безопасность государства, и переформатировать их. Это касается не только Казахстана. Поэтому произойдет наполнение договора об ОДКБ новым содержанием в плане его действенности и эффективности как для каждой из стран-участниц, так и для организации целом.

Открытое противостояние кланов в Казахстане показало, что чем дольше тлеют конфликты, тем они опаснее. Поэтому новому руководству Казахстана теперь легче работать – позиции сторон ясны. Политическое урегулирование вполне возможно, президент К.Ж Токаев до сентября готов разработать программу радикальных реформ при участии всех заинтересованных сторон. Он дипломат, ему и карты в руки. А наличие ОДКБ как гаранта порядка будет только способствовать этому процессу: «Доброе слово и пистолет всегда сильнее просто доброго слова».

Зверев Андрей Леонидович, кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Казахстан нуждается в образе будущего

Причин, вызвавших политический кризис в Республике Казахстан, можно выделить несколько. Первое, то, что отмечается многими экспертами, – снижение доходов населения и покупательской способности граждан в связи с инфляцией. Этот негативный фон восприятия формируется в рамках ковидной реальности, и он, действительно, оказал большое влияние на специфику кризисного восприятия обществом реальности в период пандемии COVID-19.

Моя аспирантка кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ Зару Утекова, которая родом из Казахстана и пишет по образу Казахстана, провела исследование по этому поводу. Это исследование хорошо показывает насколько казахское общество на сегодня раздроблено. Иными словами, исследование показало диаметрально противоположные оценки общества перспектив будущего развития Казахстана. В ее исследовании, носившим в большей степени качественный характер: более трети респондентов позитивно оценивают восприятие будущего Казахстана, примерно столько же воспринимают негативно и оставшаяся треть двояко. Эти результаты фиксируют существующий раскол в общественных оценках граждан и то, как многие из них достаточно болезненно относятся к изменениям, которые происходили в последнее время в Казахстане. А произошли действительно значимые события: многие потеряли работу из-за того, что не хотели прививаться, т.к. более жестко, чем в России проводилась политика отстранения от работы тех, кто являлся «антиваксером».

С другой стороны, можно привести пример, который говорит о том, что в обществе формировался низкий горизонт восприятия реальности. Низкий горизонт восприятия реальности означает то, что люди в данном случае были связаны с локдауном и переживали исключительно то, что с ним связано, концентрируясь исключительно на своих проблемах: осуществлялось вынужденное банкротство предпринимателей из-за падения покупательского спроса, люди теряли работу или их отстраняли от работы и увольняли из-за не вакцинирования. Как итог, невозможность устроиться и пополнить в кризисный период финансовое положение являлось формой скачка протестных масс, которое было выплеснуто в тот момент, когда поднялись цены на горючее, которое для многих является заменителем формы труда, когда есть альтернативная форма занятости и получение дополнительного, а для многих даже и главного, дохода семьи.

Среди других причин – коррупция, алкоголизм, наркомания и криминал. Не могу согласиться с некоторыми экспертами в том, что, несмотря на то, что Казахстан имеет жузовую систему и, в данном случае, здесь я делаю акцент на «клановость» казахстанского общества как такового, в прямую этническая жузовая система в Казахстане на сегодняшний день представлена в меньшей степени, хотя в политике она играет определенную роль. Тем не менее, «клановость», связанная именно с принадлежностью к богатым и бедным слоям в Казахстане, очень хорошо выражена, то есть люди, которые являются богатыми – принадлежат к определенному клану, и, например, человек, который приходит и пытается честно поучаствовать в тендере и получить какой-то заказ, то даже если он его и получает, реализация для него, как правило, шла в так называемых кабальных условиях.

На сегодняшний день Казахстан сформировался в рамках «петрократии», то есть власти-нефти, и определенным образом эта «голландская болезнь», которая отчасти и для нас была характерна в прошлом, заключалась именно в том, что сверхдоходы, которые получаются обществом, распределяются неравномерно и основную прибыль от них получают те, кто близок к этой сфере экономике Казахстана.

Необходимо отметить, что люди, которые позитивно отмечали то, что в Казахстане происходят какие-то реформы, связывали их именно с перспективами в данных сферах экономики страны. И действительно, в прошлом году Казахстан по инвестиционной привлекательности занял одно из первых мест по постсоветскому пространству. В этом исследовании, которое проводила моя аспирантка, выделяется то, что Казахстан постоянно заботится о благоприятном инвестиционном климате страны, казахстанской экономикой интересуются западные инвесторы и финансируют Казахстан. К этому относится развитие энергетической и транспортной систем, системы автомобилестроения, строительство дорог и логистики.

Очень большой потенциал связывает Казахстан, как некий транспортный хаб, между Европой и Азией. Со всеми этими экономическими проектами, «оптимисты» в данном исследовании связывали радужные перспективы развития своей страны. Но, к сожалению, те доходы, которые могли бы казахстанское общество приподнять, респонденты отмечали в исследовании, достаются узкой группе людей и это формирует определенный негатив в общей оценке людей их состояния в современном Казахстане.

Еще один важный фактор – ожидание реформ от К.Ж. Токаева. Токаев определил после событий, что эти реформы все же будут. В этой связи нужно опасаться исторической закономерности, которая частично была характерна для постсоветского пространства (в частности, для России, для других постсоветских стран в меньшей степени) — рост революционных настроений в обществе происходил не тогда, когда оно переживало серьезные общественно-политический и социально-экономический кризисы, а тогда, когда повышался уровень ожиданий в обществе на скорое его решение в результате начинающихся реформ, которые могли вывести развитие страны на уровень других более социально-экономически развитых стран. В истории, как правило, эти ожидания были связаны с достижением развития уровня передовых западных стран, например, декабристское восстание 1825 года после Отечественной войны 1812 года и «заграничного похода русской армии», также перестройка, когда люди поверили в гласность М. Горбачева и вышли на улицу, полагая, что именно Горбачев и партия, начавшие реформы, их и тормозят.

Спусковым крючком к нынешним событиям в Казахстане является и смена элит, и, как ни странно, политика ожидания реформ от Токаева привела к расколу элит. Видели публикации, где говорилось, что между К.Ж. Токаевым и Н.А. Назарбаевым возникли определенные противоречия и существуют определенные проблемы. Такие вбросы не случайны и могут свидетельствовать об определенной «подковерной» борьбе кланов за влияние на будущий расклад в казахстанской властной элите.

Власть сейчас принимает усилия по стабилизации ситуации в стране, мы видим, что К.Ж. Токаев использует популизм, чтобы успокоить казахстанское общество, по крайней мере он его использует в рамках публичной риторики (например, заморозка зарплат казахстанских чиновников и депутатов). Но риторика о широких реформах в Казахстане может привести к тому, что Токаев попадет в ловушку: люди, которые наблюдают за казахской политикой и люди, живущие в Казахстане, могут говорить о том, что власть начинает реагировать на то, что происходит в стране, только после того как народ вышел на улицы. Получается следующая картина: если хотите какие-то реформы, то надо это показывать власти через массовые и стихийные выступления, что необходимо участвовать в протестных мероприятиях и оказывать воздействие на власть «снизу».

Очень важный аспект в возникновении нынешних событий заключается в том, что оказывается большое внешнее влияние на события в Республике Казахстан. Но снова напомню, что в любом случае цветные революции не случаются, если в рамках определенного общества не созрели определенные причины. А причины эти заключаются именно в том, что люди оценивают власть с точки зрения социально-экономических показателей и, прежде всего, уровня своей собственной жизни, и в современном обществе потребления этот индикатор становится важным критерием общественного восприятия. Если уровень доходов населения не растет, он останавливается, а если тем более еще и кризис, то идет падение доходов, и люди, ходят по магазинам и смотрят на цены, но не могут купить товары и услуги, хотя вот они рядом, это вызывает сильное раздражение.

Второе – это ослабление идеологической составляющей символической политики государства, которая связана с выработкой и поддержкой национально-государственной идентичности и единством страны. К сожалению, Казахстан до сих пор не обрел образ будущего, потому что непонятно что такое Казахстан после Советского Союза.

Для многих постсоветских республик характерна следующая модель: раньше они в большей или меньшей степени обладали советской идентичностью, но сегодня они до конца так и не стали казахстанскими, украинскими или белорусскими нациями-государствами. Мы видим, что процесс поиска ими своей идентичности только идет и находится на стадии дифференциации от России, которая многими на постсоветском пространстве связывается с ролью продолжательницы СССР.

Что такое процесс формирования национально-государственной идентичности? Это процесс, при котором мы сначала должны дифференцироваться от каких-то внешних факторов или субъектов, в нашем случае, прежде всего, от прошлой советской идентичности, которую на сегодняшний день мы воспринимаем исключительно с Россией и отчасти с Беларусью, и, исходя из этого, уже после дифференциации определить основы, на которых будет выстраиваться новая модель идентичность. Вот Казахстан пока только в этом направлении ищет определенный путь. И вектор внешнего взаимодействия тут тоже важен, так как Казахстан стоит на пути многих стран-игроков: Китай, который находится рядом, Турция, с которой хорошие отношения, турецкие лицеи и образование очень хорошо ценятся в республике, Россия, с которой протяженная совместная граница, ну и определенным образом американцы — они тоже в связи с тем, что у них произошло в Афганистане, ищут свои пути по созданию альтернативы в республиках Средней Азии и неплохо взаимодействуют с Казахстаном.

Поэтому те силы, которые участвовали в последних событиях говорят о том, что многие приехали в Казахстан из Киргизии и других стран Средней Азии, чтоб заработать: люди бедно живут, им проще заплатить, чтобы они устроили массовку для картинки о стихийной революции народных масс, привести их и они могут показать большую силу рядовых граждан страны, которые требуют смены режима и существующего общественно-политического строя в стране в рамках режиссируемого сценария на фоне реально существующих, прежде всего, социально-экономических проблем общества. Мы такое уже ярко и неоднократно видели на Украине. Если есть определенные внутренние противоречия, есть раскол общества, есть низкий социально-экономический статус и слабая покупательная способность – это благоприятные причины для возникновения так называемых оранжевых революций.

Способно ли введение сил ОДКБ в Казахстан стабилизировать ситуацию в среднесрочной перспективе? Да, способно. Введение сил ОДКБ стало неким символическим актом, который показал действующей казахстанской элите, на чьей стороне сила, а элита, прежде всего, связанная с обеспечением безопасности в стране поняла, что власть К.Ж. Токаева контролирует ситуацию и у этой власти есть сила и она готова ее применить. А если она готова ее применить, то нужно выказать ей лояльность. Если раньше мы могли наблюдать, что некоторые силовики под влиянием народного протеста стали переходить на сторону протестующих, то ввод сил ОДКБ стал символическим маркером, что действующая власть готова к наведению порядка в стране и в этой ситуации ранее колеблющиеся силовики сплотились вокруг сегодняшней элиты и достаточно быстро нивелировали акции, которые маскировались под социальный протест.

Но я бы обратил внимание на другой аспект: ОДКБ осуществило символический акт, который Россия могла бы отыграть в рамках своих международных отношений. Американцы сейчас обвиняют Россию на переговорах РФ с НАТО в том, что она не имеет права диктовать другим «независимым» странам условия вхождение в различные союзы стран. Здесь эффективным с точки зрения коммуникативного фактора можно было отыграть то, что как раз ОДКБ является альтернативой НАТО, и какие-то страны могут выбирать НАТО, какие-то ОДКБ. Обратить внимание в логике же американцев, в объяснение, что демократия – это всегда существующая альтернатива выбора, а если мы связываемся с НАТО и другой альтернативы нет, то какая это демократия?  ОДКБ создает реальную альтернативу военному союзу, который быстро и надежно может действовать, в отличие от НАТО, т.к. ОДКБ достаточно быстро купировала угрозу и разрешила ситуацию, которая возникла на постсоветском пространстве. Посылы и имиджевые потенциалы, которые были получены в рамках казахстанского кейса, можно было бы использовать во внешней политике России, в т.ч. во внешней риторике.

Говоря о перспективно-политическом урегулировании обстановки в Республике Казахстан, следует иметь в виду, что, на самом деле, здесь сложная ситуация, потому как, опираясь на Россию, К.Ж. Токаев подорвал отношения с частью казахстанского общества. Одной из причин политического кризиса в Казахстане, что многие эксперты правильно отмечают, стало заигрывание с националистами — как в Беларуси и на Украине. И Казахстан в частности подтверждает, что все приводит именно к тому, что после этого заигрывания происходит кризис.

С точки зрения этничности достаточно легко объединить людей под естественным маркером выработки собственной групповой идентичности, но ситуация, когда нет политической надстройки в том, в чем заключается ответ на вопрос для граждан: что такое современный Казахстан и какова цель, будущее развития этой страны, то одна опора на этничность приводит к тому, что не идет процесс нациестроительства и это приводит к формированию этнократического режима, что мы по прибалтийским и некоторым другим постсоветским республикам видим. Исходя из этого, К.Ж. Токаев среди этой публики и части населения республики воспринимается как человек, который предал интересы Казахстана.

Напоминаю, что в конце 1997 года столица Казахстана была перенесена в Акмолу, на север республики. Мы знаем, что долгое время в северных областях проживает большое число русских, и часть казахстанской элиты боялась, что эти области захотят присоединиться к РФ. И к этому определенные предпосылки были, в частности, прохождение по части этой территории магистрали РЖД. И перенос столицы как раз позволил закрепить Казахстану как самостоятельному государству за собой эти территории республики.

Нынешние кризисные события происходили, в основном на Юге и Западе республики, потому что там в большей степени игра на национальной почве получала в последний год большую поддержку. Исходя из этого вполне возможно, что будет определенный раскол по линии «север-юг». Поэтому если диалога элит не будет, т.е. если К.Ж. Токаев не будет взаимодействовать с различными кланами казахстанской элиты и наиболее авторитетными представителями различных социальных групп населения, то многие реформы, которые он будет пытаться осуществлять, могут привести к тому, что, по мнению населения, реформы проводятся не так быстро как им бы хотелось, и народ может захотеть сменить его на какого-то более радикального и решительного политика, как в свое время случилось с М. Горбачевым, и когда пришел Б. Ельцин.

В этом отношении при проведении реформ К.Ж. Токаеву необходимо думать о формировании своего символического капитала, который связан с тем, что он должен попытаться дать ответ на вопрос, что в его понимании из себя представляет Казахстан и кто такие казахстанцы, как они могут объединиться вокруг своего национального лидера. И вести диалог нужно не только внутри элиты, но и с гражданским обществом по формированию цели, будущего развития Казахстана, а для этого нужен сам образ будущего, которое, как показало исследование моей аспирантки, пока достаточно туманно.

Галзанов Буянча Николаевич, руководитель Калмыцкого республиканского регионального отделения РОП

Стабильность Казахстана остается фактором национальной безопасности России

Масштабный политический кризис всегда имеет несколько причин и январские события в Казахстане не исключение. Среди них можно назвать – соперничество и особенности поведения республиканских элит, влияние внешних факторов и интересов, этнокультурные особенности, наконец, сложную социально-экономическую ситуацию, усугубленную падением уровня жизни населения и пандемией.

В рамках парадигмы «Восток-Запад», все пространство СНГ является ареной пристального внешнего интереса, который реализуется через так называемое внешнее влияние. Для Казахстана с его уникальным географическим положением, выходом к Каспию, запасами углеводородов и т.д. это особенно актуально и это проявилось в ходе январского кризиса.

Отдельно необходимо отметить в качестве фактора, провоцирующего или усиливающего кризисные явления в Казахстане, религиозный, исламский фундаментализм. Этот фактор во всем центрально-азиатском регионе получил дополнительную энергетику и перспективы после прихода к власти в Афганистане «Талибана» (организация запрещена в РФ). Очевидно, что его влияние в обозримой перспективе будет ощущаться не только на Казахстане.

Безусловно, фактор ОДКБ оказал позитивное и стабилизующее воздействие на кризисную ситуацию в Казахстане. В большинстве своем мало кто ожидал столь быстрого и эффективного реагирования именно в формате ОДКБ. Можно только позитивно оценить качество этого гроссмейстерского хода, который на некоторое время поставит в тупик оппонентов ОДКБ.

Однако сохранение этого политического достижения зависит от нескольких условий, главное из которых – качество поведения казахской элиты. Перед властями и элитами Казахстана сегодня стоят очень серьезные и многогранные задачи, среди них —  выработка внутриэлитного регламента, решение проблем социально-экономического характера, достижение гражданского согласия в обществе. Одно вытекает из другого. Но пока, в краткосрочной перспективе, кризис в стране купирован.

Как бы в дальнейшем не развивалась ситуация в Казахстане, за нею будет внимательно наблюдать Россия. Стабильность и безопасность в Казахстане самым тесным образом связаны с задачей обеспечения стабильности и безопасности самой Российской Федерации.

Добавить комментарий