Послание президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева: оценки и комментарии

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛИТОЛОГОВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

16 марта 2022 года                                                       Открытая трибуна

Послание президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева: оценки и комментарии

16 марта 2022 года президент Казахстана Касым-Жомар Токаев выступил с посланием народу республики на совместном заседании обеих палат казахстанского парламента. В своем послании глава Казахстана объявил о масштабных планах модернизации государственно-политической системы и административно-территориального устройства республики. Аналитический центр Российского общества политологов предлагает вашему вниманию комментарии российских экспертов, оценивших содержание послание президента Казахстана.

Илюмжинов Кирсан Николаевич, российский гражданин, шестой Президент Международной шахматной федерации (FIDE), Президент (Глава) Республики Калмыкия (1993-2010 годы)

Новый курс Касым-Жомарта Токаева

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев озвучил 16 марта стратегию политической модернизации республики. Хочу отметить сбалансированность текста послания главы Казахстана – в нем не только озвучены предстоящие реформы в политической сфере, но и зафиксированы приоритеты социально-экономического развития Казахстана. Это особенно важно в сегодняшний непростой мировой кризисный период, когда задачи экономического развития и обеспечения мер по социальной защите обычных граждан являются одинаково важными.

Новый курс Касым-Жомарта Токаева ориентирован на создание в Казахстане модели эффективного государственного управления, предполагающей более внимательный учет интересов различных социальных групп казахстанского общества, что, очевидно, является реакцией на драматические события января 2022 года. Президент и его команда показали, что не только готовы взять на себя всю полноту ответственности за будущее страны, но и рассматривают народ республики, общественное мнение в качестве своего стратегического партнера. Предлагая программу ответственной демократизации политической системы Казахстана, Токаев говорит о готовности делать это вместе со всеми казахстанцами, выслушивая их инициативы и мнения. Заявленная 16 марта главой республики децентрализация власти и департизация административного аппарата при начавшейся трансформации самой партии власти – первый шаг в практической реализации нового курса Касым-Жомарта Токаева.

Очевидно, что за курсом реформ казахстанского лидера теперь будут очень внимательно наблюдать не только в республике, но и за ее пределами, прежде всего, в постсоветских государствах. Во многих республиках бывшего СССР сегодня происходят драматические события, связанные с трансформацией политических систем, необходимостью их адаптации к новым международным вызовам и угрозам. Очевидно, что есть разные подходы к решению этих задач и новый курс Касым-Жомарта Токаева предлагает свою, казахстанскую альтернативу.

Эта альтернатива строится на творческой энергии национального суверенитета, которая включает в себя не только суверенность государства, но и суверенность граждан, развитие их свободного социального и профессионального творчества. Не надо уповать на американские доллары или китайские юани, на помощь какого-то «большого брата». Без энергии масс, без активности каждого отдельного гражданина, мы никогда не поднимем свою страну, не сделаем процветающим никакое государство. Руководитель Казахстана это прекрасно понимает, именно поэтому его новый курс предполагает развитие институтов местного самоуправления. Токаев хочет, чтобы каждый в республике проснулся, он хочет подключить к преобразованиям энергию каждого гражданина Казахстана и тогда страна победит. Если Касым-Жомарту Токаеву удастся привлечь энергию масс, то его реформы будут обречены на успех.

Как настоящий любитель самой древней игры в шахматы и политический гроссмейстер, Касым-Жомарт Токаев наверняка просчитал, проанализировал все ходы в этой большой политической партии. Он прекрасно понимает, что в шахматах, как и в жизни, для достижения успеха необходимо подключить энергию всех фигур – от ферзя и короля до пешек, каждая из которых, кстати, имеет шанс стать ферзем. Токаев сегодня дает новый шанс всем, и, я уверен, он выиграет эту партию.

Я хочу пожелать моему другу Касым-Жомарту Токаеву успехов, а Казахстану и казахстанскому народу – счастья и процветания.

Стризое Александр Леонидович, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), эксперт Российского общества политологов

Казахстан вступает в период «евразийской перестройки» XXI века

В своем обращении к народу глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о кардинальном изменении конституционного устройства республики, поставив вопрос о корректировке более чем 30 статей ее Основного закона. Практика показывает, что такие тектонические политико-правовые сдвиги бывают жизнеспособны и устойчивы, если базируются не на умозрительных идеологемах или юридических конструктах, а на реальном социально-политическом опыте. Представляется, что сегодня в Казахстане мы наблюдаем именно такой случай.

Токаев прямо связал заявленные им реформы с выходом Казахстана из того социально-политического кризиса, который он недавно пережил, подчеркнув, что у страны есть все необходимые ресурсы для его окончательного преодоления. Принципиально важен и другой посыл главы республики: мы никому не нужны в современном мире, кроме нас самих. Это заявление указывает, прежде всего, на инициативу политического руководства Казахстана в деле осуществления назревших перемен. Это заявление также является обращением к жителям республики с призывом проявить гражданскую ответственность за судьбы страны. Это призыв к конструктивному гражданскому участию в провозглашенном курсе на социальные инновации.

Вывод о том, что речь идет именно о масштабной социальной модернизации Казахстана, вытекает из комплексного характера изменений, предлагаемых Касым-Жомартом Токаевым. Дело не ограничивается ограничением полномочий президента, расширением функций парламента, департизацией главы государства и руководства ЦИК. Тезисы обращения Токаева и необходимости устранить монополию в политике, преодолеть непотизм, ввести общественный контроль за выборами предполагают глубокую перестройку всей политической системы и механизма управления обществом.

Тот факт, что Конституционный совет, ориентированный прежде на толкование Конституции трансформируется в Конституционный суд, ориентированный, прежде всего, на арбитраж политико-правовых, а не только исключительно юридических конфликтов, говорит о курсе на стимулирование демократической политической конкуренции в обществе. Иными словами, Казахстан вступает в период «евразийской перестройки» XXI века.

Масштабность инициируемых перемен порождает не только прямые аналогии с горбачевской перестройкой и ее исторической судьбой, но и ставит ряд непростых вопросов. А сможет ли казахское общество справиться с «девятым валом» демократизации? В состоянии ли элиты республики, политические силы и их лидеры направить гражданскую активность в созидательное русло? Есть и ряд других, сугубо административно-политических и политико-правовых проблем. Как будет проходить процесс внесения изменений в Конституцию? Сама Конституция не является документом прямого действия. Не затянется ли процесс принятия необходимых для ее реализации законов и каково будет их содержание? Не выхолостят ли они конструктивный демократический дух инноваций? Наконец, главная проблема связана с практикой применения нового законодательства. Для этого нужен соответствующий по духу и компетентности аппарат. Кто и как будет его формировать?

Тем не менее, обращение Касым-Жомарта Токаева дает серьезные поводы для оптимизма. Оно не только знаменует новый этап постсоветской истории Казахстана, но и является вызовом для всех политических руководителей постсоветского пространства и стоящих у власти политических элит. Есть о чем задуматься и российскому политическому классу. Так или иначе, мы видим, что ускорение политических процессов на пространстве СНГ порождает разные стратегии, отвечающие на вызовы времени. А это говорит о том, что у постсоветских обществ есть позитивные перспективы.

Галзанов Буянча Николаевич, руководитель Регионального отделения Российского общества политологов в Республике Калмыкия

Реформы президента Казахстана – реакция на январские события

Сегодняшнее послание президента Казахстана, его содержательная часть — вполне логичный шаг в решении задач по модернизации политической системы страны, ставших неотложными в свете январских трагических событий. Собственно, само послание – это пакет антикризисных мер, направленных на скорейшее преодоление политического и экономического кризиса, а также с прицелом, по возможности, на долгосрочную перестройку политической системы. Последнее из сказанного, конечно, сложнее, поскольку предполагает, прежде всего, сплоченность политической элиты страны, ее серьезный потенциал, готовность жить интересами государства и народа.

Отметим также, что за главными тезисами послания Касым-Жомарта Токаева – изменение административно-территориальной карты страны путем создания новых регионов, изменения политического статуса (в том числе через коррекцию полномочий) важнейших субъектов политической системы Казахстана и др. – не только очевидная реакция на случившиеся события в самой стране, но и на глобальные изменения геополитической реальности, в которых Казахстан должен будет гибко ориентироваться, в том числе в контексте складывающейся конъюнктуры. Как это будет происходить – покажет время. Пока же сделан только первый шаг.

Арьков Виталий Александрович, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS

Реформы Касым-Жомарта Токаева могут еще больше сблизить Казахстан и Россию

Триггером предложенных президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым политических реформ, на первый взгляд, стали печально известные и тревожные события января текущего года. И в послании господина Токаева действительно они стали одним из ключевых моментов.

Также отчетливо прослеживается стремление окончательно завершить эпоху Нурсултана Назарбаева и придать законность политическим чисткам в отношении наиболее одиозных представителей его клана.

Однако вчитываясь в документ, обнаруживаешь не просто сходство многих анонсированных казахстанских реформ с изменениями в Конституцию России, принятыми летом минувшего года – они вполне логично кажутся частью одного общего, равно как и изменения в Конституцию Беларуси, общенародное голосование за которые тоже состоялось недавно.

Вполне допускаю, что мои слова вызовут негативную реакцию со стороны ультра-националистической части казахстанского общества. Особенно после участия России в предотвращении государственного переворота в Казахстане и начала проведения спецоперации на Украине. Но в действиях господина Токаева наблюдается движение к еще более тесной интеграции Нур-Султана с Москвой и готовность рассмотреть возможность присоединения Казахстана к союзному государству России и Беларуси. Куда, почти наверняка, войдет и освобожденная от националистов и прозападных деструктивных элементов Украина (или ее значительная часть).

Кондратьев Владислав Владимирович, редактор информационно-аналитического портала «Каспийский вестник»

Президент Казахстана начал реализацию плана форсированной развития политической системы страны

Послание президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева необходимо рассматривать в контексте прошедших январских событий. «Трагический январь» (официальное название кризиса) показал, что Казахстан не в полной мере сформировался, как устойчивое и сильное государство. Возникшие беспорядки наглядно показали имеющиеся проблемы страны, которые могли превратить ее в территорию «неуправляемого хаоса». Руководство республики уже давно анонсировало разрабатывемый комплекс реформ, ориентированных на построение так называемого Нового Казахстана. В этой связи предложенные сегодня Токаевым реформы являются результатом проведенной руководством республики масштабной работы.

В предложенном комплексе реформ обращают на себя внимание принятые решения, направленные на демократизацию страны. Это касается либерализации политической системы, поощрения политического плюрализма, децентрализации местного самоуправления. Все эти меры направлены на стимулирование политической активности граждан страны, их вовлечение в процесс государственного строительства. Изменения в административно-территориальном устройстве, дробление крупных регионов, по всей видимости, направлено на создание необходимых условий для ускоренного развития регионов Казахстан.

Существенный акцент в своем выступлении президент Казахстана сделал на укрепление независимости и стабильности страны. В своей речи Касым-Жомарт Токаев подробно рассказал об истоках январского кризиса, который, в крайнем случае, мог привести к утере государственности страны. Корнем проблемы он назвал деструктивную роль отдельных представителей политической элиты страны, в отношении которой сегодня принимаются меры уголовного преследования.

В этой связи не случайно за последние несколько дней в республике были задержаны такие политические тяжеловесы, как Кайрат Сатыбалды и Кайрат Боранбаев. Между тем президент призвал население сконцентрироваться не на протестной активности, которая вредит политической стабильности, а на активизации созидательной деятельности.

Таким образом, сегодняшнее послание президента Казахстана свидетельствует о планах форсированного развития политической системы государства. Конечной целью реформ является построение стабильного и независимого Казахстана, обладающего международно-признанным авторитетом, устойчивым к развернувшимся мировым геополитическим катаклизмам.

Серенко Андрей Николаевич, руководитель Аналитического центра Российского общества политологов

Касым-Жомарт Токаев окончательно закрепил за собой политическую инициативу в Казахстане

Послание президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 16 марта вполне можно назвать «революцией сверху» — сценарием консервативной модернизации, предложенным руководством страны с целью формирования нового баланса политических сил и новой социальной базы президента республики.

Заявленная главой государства департизация административной вертикали (прямой запрет чиновникам, включая самого президента, состоять в какой-либо политической партии во время нахождения на госслужбе) может означать не только сомнения господина Токаева в перспективности даже обновленной партии власти «Аманат» (ранее «Нур Отан»).

Судя по всему, нынешний глава Казахстана намеревается создать для себя принципиально иной, чем у Нурсултана Назарбаева, дизайн системы реального влияния и контроля над страной.

Во-первых, реальной партией президента (партией власти) после 16 марта должна будет стать департизированная бюрократия (от Ак-Орды до самого низового акимата), свободная от колебаний рейтингов и электоральных предпочтений.

Во-вторых, формально беспартийный Токаев получает возможность для конструирования самых широких политических и общественных коалиций, как в преддверии выборов (возможно, уже досрочных в нижнюю палату национального парламента), так и между выборами. В новой системе Касым-Жомарт Токаев сможет сам выбирать себе союзников, попутчиков и «полезных идиотов», не завися от громоздкой партийной мебели прошлого, максимально гибко реагируя на колебания в настроениях избирателей и групп элиты и используя их в своих интересах.

Это не значит, что господин Токаев ставит крест на проекте партии «Аманат». Очевидно, впереди эту партийную структуру ждут не только непростой ребрендинг, но и довольно существенные кадровые чистки. И партийной «нур-отан»-номенклатуре придется на все это согласиться и через это пройти – потому, что в ее нынешнем виде «Аманат» не нужна ни избирателям, ни президенту. В случае успеха кампании очищения и трансформации «Аманат» ждут прекрасные перспективы в новом Казахстане Токаева, в случае неуспеха – суетливое забвение, сброс с корабля современности и замена проектом новой, теперь уже второй (после бюрократической корпорации) и более адаптированной к реальности партии власти.

Поистине революционные предложения господина Токаева в части демократизации политической сферы страны, озвученные в послании 16 марта, показывают, что президент Казахстана окончательно перехватил инициативу в стране. Как лоялисты, так и оппозиционеры в ближайшей и, возможно, среднесрочной перспективе обречены волочиться за токаевским вымпелом: политизированная часть казахстанского общества теперь стоит перед очевидным выбором – или продолжать ныть и скулить по поводу несовершенства мира, половинчатости мер власти и т.д., или же поспешить воспользоваться новым окном возможностей и начать раннюю подготовку к парламентским выборам. А, как известно, кто раньше встал, того и тапки.

Очевидно, что 16 марта Касым-Жомарт Токаев, фактически, дал старт, как минимум, парламентским выборам – вне зависимости от того, будут они срочными или досрочными, реальная предвыборная кампания в стране уже началась. И, кажется, первыми это поняли авторы проекта народной экологической партии «Байтак», которые сейчас форсировано готовят документы для ее регистрации в Минюсте. Кто знает, может быть, эпоха Токаева станет звездным часом для казахстанских «зеленых»…

Еще одним любопытным нюансом в послании президента Казахстана 16 марта стало расширение полномочий Генпрокуратуры республики в части влияния на остальные силовые структуры государства. Речь идет о наделении «прокурорских» полномочиями по расследованию случаев применения пыток силовиками.

Разумеется, внимание Касым-Жомарта Токаева к пыточной теме имеет важное электоральное и пиаровское измерение, оно, несомненно, добавит популярности главе государства, особенно, если общественное мнение скоро увидит реальные результаты такого контроля.

Но новый, антипыточный функционал Генпрокуратуры объективно делает ее и важным инструментом кадровых чисток в системе МВД, КНБ и других силовых органах, которые достаточно двусмысленно вели себя во время трагических январских событий.

Можно предположить, что Генпрокуратура станет любимым правоохранительным органом президента Казахстана, так сказать, двойного назначения – как для жесткого и повседневного контроля над силовыми ведомствами, так и для организации резонансных в общественном мнении уголовных дел, связанных с коррупцией и должностными преступлениями в силовой корпорации и в административном классе. И это тоже будет работать на укрепление социальной базы и политической инфраструктуры политического режима  Касым-Жомарта Токаева, который после 16 марта вступает в период своего качественного роста.

При всех очевидных плюсах объявленной президентом Казахстана консервативно-демократической «революции сверху», у этого проекта есть один весьма существенный нюанс – все та же «проклятая» проблема субъекта. Кто именно будет реализовывать президентские инициативы? Насколько вероятно появление бюрократической фронды? Удержат ли выросшие в назарбаевскую эпоху казахстанские чиновники под своим контролем новые социальные энергии и неизбежный рост массового интереса к легальной политике? Ведь еще не забыт поколением, выросшим в СССР, великий обман перестройки, закончившейся для многих перестрелкой…

Касым-Жомарт Токаев, выступив с ярким посланием 16 марта, дал понять, что его политический оптимизм не уступает его же политическому опыту. Казахстану, похоже, стоит довериться своему лидеру. Тем более, что курс Токаева – это наиболее реалистичная позитивная альтернатива для страны, зажатой, с одной стороны, мавзолейной назарбаевской безнадежностью, а, с другой, кошмаром озверевшей январской толпы мародеров и убийц. Токаев – это шанс. Будем надеяться, что счастливый для Казахстана.

Добавить комментарий