О внедрении вузовского курса «Основы российской государственности» – Аналитический центр РОП

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛИТОЛОГОВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Май 2023 года                                                       Аналитический бюллетень

Эксперты Российского общества политологов (РОП) оценили внедрение вузовского курса «Основы российской государственности» в образовательные программы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

Основные вопросы:

  • О ключевых задачах, которые призван решить новый курс «Основы российской государственности»;
  • Об основных отличиях курса «Основы российской государственности» от уже имеющихся в программах ВУЗов дисциплин;
  • О политологическом содержании курса «Основы российской государственности».

 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Эксперты отмечают высокий уровень востребованности курса «Основы российской государственности» как в контексте актуализации геополитических угроз, так и с учетом наличия в современной России у значительного количества граждан «раздробленного, мозаичного мировоззрения», что «не способствует солидарности, общественной консолидации, развитию устойчивых форм взаимоотношений между человеком, обществом и государством, ориентированных на развитие».

Ключевые задачи курса, по мнению экспертов, лежат в сфере воспитания подрастающего поколения – речь идет о «повышении идеологического уровня» молодежи, о формировании мировоззренческих и ценностных ориентиров гражданственности. Кроме того, курс видится в контексте создания «платформы для воспитания настоящих патриотов, а не потребителей». В то же время, не менее значимой выступает и образовательная функция «Основ российской государственности». Так, по мнению экспертов, патриотическая позиция молодых людей должна быть основана на полученных в рамках курса знаниях о формировании и развитии российского государства, основных социально-политических идей, решаемых проблем на различных этапах развития.

Как отмечают эксперты, принципиальным отличием нового курса от остальных преподаваемых в ВУЗах дисциплин социально-гуманитарного профиля должна стать его «определенная идеологическая направленность», нацеленность на «формирование определенных мировоззренческих установок». Кроме того, курс должен отличаться комплексностью, системным взглядом на российскую государственность, а также своим прикладным характером – ориентацией «на формирование практических навыков взаимодействия гражданина с государственными структурами», «стимулирование гражданской активности, в том числе в условиях цифровизации (электронное участие, реализуемое посредством цифровых платформ)».

С содержательной точки зрения эксперты предлагают обратить особое внимание на два блока тем. Во-первых, осветить в курсе вопросы международной безопасности – «места России в мире в условиях формирования новой геополитической структуры – коллективного Востока, способного противостоять коллективному Западу», «видение России как одной из Великих держав». Во-вторых, отдельного внимания требуют социокультурные вопросы, ориентированные на укрепление гражданской идентичности молодых людей, что требует в том числе изучения основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Большую надежду эксперты возлагают на методическое оснащение курса. Специалисты отмечают, что «курс должен быть лишен прямого навязывания каких-либо идей, принципов и подходов (это вызовет только отторжение)»; в общении со студентами должна быть дискуссионность, открытость; «необходимо разговаривать со студентами «на равных», на понятном им языке»; «не стоит выстраивать преподавание в строго назидательном ключе, по формуле «мы всегда хорошие, они всегда плохие», рассматривая современные политические процессы в мире»; «не нужно бояться в разумных пределах говорить о некоторых политических проблемах современной России».

Среди оптимальных для использования на семинарах по курсу методик эксперты выделяют: политические дебаты, мозговые штурмы, майндмэппинг, переговоры, разработка научных и творческих проектов, разбор кейсов, моделирование, проведение круглых столов с представителями общественно-политических организаций и движений и др.

Несмотря на, в целом, положительное отношение к вводимой в образовательные программы дисциплине, эксперты выделяют ряд проблемных моментов:

Цель, заявленная при включении данного курса в образовательную программу, как отмечают эксперты, «носит расплывчатый, широкий, амбициозный характер ни в рамках всего процесса обучения в ВУЗе ни, тем более, в рамках одной учебной дисциплины». Так, например, в контексте формирования интегрального «общенационального кода», способного усилить традиционно сильные стороны российского общества через определенные образы и архетипы, по мнению экспертов, «необходимо проверять и подтверждать важность указанных ценностных ориентиров, избегая при этом заклинаний и декламации».

Эксперты призывают избегать дублирования тематического содержания таких курсов, как «История», «Обществознание» и иных дисциплин, которые преподаются в старших классах школ и в ВУЗах. Кроме того, специалисты отмечают разную степень актуальности курса для студентов различных направлений. «Он представляется излишним, например, для студентов исторических, политологических, юридических факультетов, где основы государственности и связанные с ними вопросы изучаются достаточно объемно». «А вот для «технарей» и «естественников», не избалованных изучением наук об обществе, новый курс может иметь более высокую ценность».

Успех курса, по мнению экспертов, во многом будет сопряжен с «педагогическим мастерством и искренней убежденностью преподавателя в тех вещах, о которых он будет рассказывать», поэтому одним из ключевых вызовов при внедрении нового курса является подготовка кадров. «Сложность (болезненность для определенной части обучающихся) поднимаемых в данном курсе вопросов требует особой квалификации, профессиональной подготовки преподавателей». В то же время, как отмечают представители академической среды, семинары по дисциплине будут вести преимущественно ассистенты кафедр – молодые специалисты. В данном контексте встает следующий вопрос: «Насколько мнение молодого преподавателя будет значимо и главное авторитетно в поиске ответов на сложные, не всегда однозначные вопросы?»

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы российской государственности» планируется как обязательный для освоения всеми направлениями подготовки: от гуманитарных до технических, творческих, медицинских и др. Такой подход потребует не только формирования соответствующей учебно-методической базы, создания пособий, учебников. Крайне важна подготовка всей инфраструктуры: переподготовка и повышение квалификации преподавателей, кадрового обеспечения (планируется значительное повышение нагрузки на преподавателей социо-гуманитарного цикла, что потребует расширения состава кафедр, а где-то, возможно, восстановление или создание ставок и кафедр вновь). Одним из важных направлений данной работы видится научное обеспечение этого процесса. Необходим интенсивный диалог профессиональных сообществ: историков, политологов, юристов, социологов, культурологов, философов, религиоведов, экономистов, искусствоведов и других по основным проблемным вопросам курса: специфика исторического развития российской цивилизации, мировоззрение и ценности российского общества, архетипы и образы российской политической культуры и многие другие.

Стоит отметить, что работа по укреплению российской идентичности, воспитанию детей и молодежи, развитию социально-политического просвещения в целом не может ограничиваться только соданием школьных и вузовских курсов. Здесь необходимо решать большой комплекс вопросов и в образовании, и в сфере культуры и, в особенности, в области массовых коммуникаций. Одна из самых сложных задач в этом смысле – сделать так, чтобы не было существенного рассогласования в содержании такой работы.

СКАЧАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

Алешина Ирина Николаевна, доцент кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета, кандидат исторических наук, руководитель Тверского областного регионального отделения Российского общества политологов

Демчук Артур Леонович, заведующий кафедрой сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, эксперт Российского общества политологов

Жаде Зуриет Анзауровна, заведующая кафедрой теории государства и права, конституционного строительства и политологии Института права Адыгейского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель Адыгейского республиканского регионального отделения Российского общества политологов

Казаков Александр Александрович, профессор кафедры политических наук Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского, доктор политических наук, эксперт Саратовского областного регионального отделения Российского общества политологов

Керимов Александр Алиевич, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина, доктор политических наук, руководитель Свердловского областного регионального отделения Российского общества политологов

Коньков Александр Евгеньевич, доцент, заместитель заведующего кафедрой политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук, эксперт Московского областного регионального отделения Российского общества политологов

Коренев Евгений Сергеевич, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, кандидат исторических наук, эксперт Саратовского областного регионального отделения Российского общества политологов

Кузнецов Игорь Иванович, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, доктор политических наук, исполнительный директор Российского общества политологов

Мартынов Михаил Юрьевич, заведующий лабораторией социологических и правовых исследований кафедры политико-правовых дисциплин, руководитель научно-образовательного центра Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, доктор политических наук, руководитель регионального отделения Российского общества политологов в ХМАО-Югре

Морозова Светлана Сергеевна, доцент кафедры российской политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат политических наук, эксперт Санкт-Петербургского городского регионального отделения Российского общества политологов

Панкратов Сергей Анатольевич, профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель Волгоградского областного регионального отделения Российского общества политологов

Реутов Евгений Викторович, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат социологических наук, эксперт Белгородского областного регионального отделения Российского общества политологов

Саломатин Алексей Юрьевич, член-корреспондент Международной ассоциации сравнительного права, заведующий кафедрой «Теория государства и права и политология», руководитель НОЦ по проблемам сравнительного федерализма Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, доктор исторических наук, эксперт Пензенского областного регионального отделения Российского общества политологов

Самойленко Петр Юрьевич, доцент Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, кандидат политических наук, доцент, эксперт Приморского краевого регионального отделения Российского общества политологов (г. Владивосток)

Сорока Ирина Алексеевна, доцент кафедры общей и прикладной политологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, кандидат философских наук, эксперт Орловского областного регионального отделения Российского общества политологов

Старостенко Константин Викторович, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной политологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, доктор политических наук, эксперт Орловского областного регионального отделения Российского общества политологов

Титова Людмила Григорьевна, профессор кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им П.Г. Демидова, доктор политических наук, профессор, эксперт Ярославского областного регионального отделения Российского общества политологов

Шуликов Алексей Олегович, доцент кафедры менеджмента Камчатского государственного технического университета, кандидат политических наук, руководитель Камчатского краевого регионального отделения Российского общества политологов

Юрченко Виктор Михайлович, профессор кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, доктор философских наук, профессор, руководитель Краснодарского краевого регионального отделения Российского общества политологов

Ярулин Илдус Файзрахманович, научный руководитель института социально-политических технологий и коммуникаций, профессор Высшей школы международных исследований и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель Хабаровского краевого регионального отделения Российского общества политологов

Добавить комментарий