Эксперты РОП приняли участие в подготовке национального рейтинга российских мэров по итогам 2023 года

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили итоговое за 2023 год исследование, посвящённое оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества, включая экспертов Российского общества политологов.

Объектами исследования являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей.

Источник: Официальный сайт проекта «Национальный рейтинг» Центра Информационных Коммуникаций «Рейтинг» — «Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2023 года)»

Владимир Слатинов — политолог, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета, эксперт Курского областного РО РОП

Для Игоря Куцака 2023 год стал вторым годом пребывания в должности курского мэра, который он смог использовать для укрепления своих позиций как главы областного центра и значимого регионального политического игрока. Окончательно стабилизировалась структурная и кадровая конфигурация городской власти, если здесь теперь и происходят изменения, то локального характера. Сформированной мэром команде удалось подготовить город к одной из ключевых дат уходящего года – 80-летию Курской битвы, которая имела важное имиджевое значение для региона и областного центра.

Важным событием стала модернизация городского общественного транспорта – в этой сфере Курск стал одним из наиболее продвинутых городов в стране. И хотя полномочия по управлению изменениями область забрала себе, взаимодействие с городскими службами в реализации транспортной реформы имеет большое значение. Критически значимой остаётся проблема с ремонтом городских теплосетей, значительная доля которых находится в плачевном состоянии. Отношения с теплогенерирующей компанией «Квадра», владельцем которой теперь является «Росатом», у городских властей непростые, тем не менее, в рамках заключенных соглашений проводится активный ремонт сетевого хозяйства, масштабы которого в последние годы заметно выросли. Этой осенью городские власти довольно оперативно отреагировали на октябрьское похолодание – решение о включении отопления приняли оперативно. Количество инцидентов на теплосетях в ходе отопительного сезона велико, что немало раздражает общественность, но надо отметить, что оперативная реакция на них срабатывает довольно эффективно. В числе других значимых претензий к мэрии – плохая готовность городских служб к большому снегопаду в конце ноября, однако, за исключением этого случая, последующие обширные выпадения снега встречали оперативную реакцию городских служб.

Проблемы городского благоустройства выглядят двояко – в наличии как явный прогресс с уборкой улиц или удалением сухих деревьев, но явно «больной» темой остаётся состояние многих общественных пространств, парков и вопросы озеленения. Социальная инфраструктура города на ресурсы, в том числе, предоставляемые через нацпроекты, постепенно модернизируется. То же можно сказать про состояние городской дорожной инфраструктуры – значительное количество дорог отремонтировано, правда, ряд проектов ремонта и строительства перенесён на следующий год. В целом, состояние дорог в городе в последние годы заметно улучшилось, но, по-прежнему, вызывает серьёзные нарекания жителей.

К концу текущего года городские власти изыскали ресурсы для индексации зарплат бюджетников, социальная обстановка в областном центре, в целом, стабильна. Яркий резонанс вызвали в феврале протесты против строительства аммиачного завода в городе, но руководство региона быстро купировало протестную активность, заверив в том, что проект не будет реализован.

Отношения с областной властью, в целом, конструктивны. Губернатор периодически реагирует на обнажающиеся городские проблемы, но, как правило, их дальнейшее решение происходит в рабочем режиме. Доверие к руководству города со стороны регионального правительства пока довольно устойчиво, в том числе учитывая, что мэр – его бывший видный представитель, но дело не только в этом, но и в оценке общей эффективности городской политики.

Взаимодействие администрации города с Курским городским собранием обусловлено полным преобладанием в его составе представителей «Единой России», а также умелыми действиями руководства представительного органа по вовлечению депутатов от оппозиции в обсуждение проектов решений до их голосования на заседаниях. Это искусное политическое маневрирование работающего в связке руководства администрации и Горсобрания практически исключило конфликты в депутатском корпусе и даже вызывает нарекания общественности за доминирование внутренних «согласительных практик».

Ключевыми проблемами 2024 года станут усиливающиеся ресурсные и бюджетные ограничения, политическая мобилизация к президентским выборам и, наконец, осенняя губернаторская кампания, в рамках которой станет ясно – насколько горожане удовлетворены итогами деятельности руководства регионом, фактическим представителем которого выступает глава Курска.

Андрей Лавров — политолог, представитель АПЭК в Челябинской области, эксперт Челябинского областного РО РОП

Успехи мэра Челябинска отмечены главой государства. В октябре Наталья Котова была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Для городских властей год был очень непростым. Но сфера благоустройства в Челябинске по-прежнему на высоте. В 2023 году муниципальные власти открыли большое количество новых общественных пространств, навели порядок с несанкционированными торговыми киосками. Заметно активизировалась культурная жизнь. А сейчас город готовится к Новому году.

Аномальные осадки в этом году не привели к коллапсу на дорогах – они своевременно очищались от снега и наледи.

Стоит отметить, что в Челябинске произошёл существенный рывок в ситуации с дорогами и общественным транспортом. Были проложены новые трамвайные пути. Появились современные трамваи и автобусы, пассажирам в них тепло и комфортно, есть Wi-Fi.

Наталья Петровна Котова производит впечатление человека, который следит за ситуацией в городе. Она наладила постоянный мониторинг обращений жителей. Каждую неделю проходит открытая планерка, на которой разбираются городские проблемы, и принимаются решения по их устранению.

Андрей Серенко — руководитель Аналитического центра Российского общества политологов

В 2023 году мэр Волгограда Владимир Марченко успешно прошёл первое и важное для себя политическое испытание – выборы депутатов Волгоградской городской думы. Глава города лично и активно участвовал в предвыборной кампании волгоградских «единороссов», которые одержали убедительную, хотя во многом и ожидаемую победу. Успешная городская электоральная кампания, проведённая Марченко, дала основания губернатору региона Андрею Бочарову надеяться, что мэр областного центра не подведёт не только в марте 2024-го, когда в миллионном городе будут проходить выборы президента России, но и в сентябре, когда выбираться будет уже сам Бочаров.

В уходящем году Владимир Марченко вместе с губернатором Андреем Бочаровым объявил о начале реализации 10-летней программы комплексного развития Волгограда. По сути, она должна будет стать частью предвыборной программы идущего на третий губернаторский срок Бочарова, что повышает роль самого Марченко в этом проекте – от того, насколько эффективно сработает весной-летом 2024 года команда волгоградского градоначальника, напрямую будут зависеть электоральные результаты Андрея Бочарова в областном центре. А там проживает не менее половины избирателей региона.

К числу достижений Владимира Марченко в 2023 году можно отнести своевременное начало отопительного сезона, соблюдение графика дорожного ремонта, модернизацию железнодорожной линии скоростного трамвая («волгоградского метро»). Слабым местом в жизни миллионного Волгограда остаётся система городских пассажирских перевозок. Несмотря на все усилия, городским чиновникам так и не удаёётся оптимизировать её в соответствии с реальными запросами волгоградцев. Очевидно, эту проблему команде Марченко придётся решать в новом году, причём без особой раскачки, ведь недовольные пользователи городских маршрутных такси, автобусов и троллейбусов вполне могут выплеснуть свои негативные эмоции у избирательных урн в марте и сентябре.

Добавить комментарий