Текст выступления эксперта РОП С.В. Перевезенцева «Мы едины, но неслиянны»

Выступление эксперта Российского общества политологов С.В. Перевезенцева 5 ноября 2023 года в рубрике «Позиция» в программе «Главное за неделю с Анной Шафран» на телеканале «Спас».

Россия: многонародная страна. Российское государство во все времена обеспечивало развитие не только русскому народу, но всем народам, жившим в пределах русских границ. Разнообразными по этническому составу были русские земли в X–XIV вв. и Московское государство в XV–XVII вв., не говоря уже о Российской империи: в XVIII–XIX вв. под властью российских императоров жили более 200 народов. Более 200 народов проживало в XX столетии в составе СССР. В современной России, по данным переписи 2021 г., живут более 190 народов, в число которых входят коренные малые и автохтонные народы нашей страны.

Российская цивилизация изначально рождалась как тесный союз нескольких народов, ведущим среди которых были славяне. Напомним, что первое государственное образование с центрами в Любшанском городище и Ладоге было создано в VIII–IX вв. союзом двух славянских племен (ильменские словене и кривичи) и трех финно-угорских племен (весь, емь, меря). В 862 г. этот союз пригласил на княжение варяго-русскую династию из Южной Прибалтики во главе с Рюриком. Таким образом, государство, известное нам под названием «Русская земля», изначально создавали три крупные этнические группы: славяне, финно-угры и варяги-русь, с главенствующим славянским компонентом. В течение X в. славяне ассимилировали варягов-русь, которые, подарив свое имя, «РУССКИЕ», формирующемуся в границах Русской земли новому славянскому народу, исчезли в этническом славянском «плавильном» котле. Были добровольно ассимилированы славянами и некоторые финно-угорские племена. В дальнейшем российская цивилизация, постепенно прирастая новыми землями, также прирастала и новыми народами, входившими в орбиту политического, духовного, культурного и этнического влияния русского народа.
Русские во все времена играли ведущую роль в развитии российской государственности. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на основе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. В течение многих веков русский народ нес на своих плечах основную тяжесть государственного строительства, созидания экономического и культурного богатства страны. При этом русский народ никогда за всю многовековую историю российской государственности не пользовался никакими привилегиями: ни экономическими, ни законодательными, ни социальными, ни политическими. Скорее наоборот, именно русские во все времена использовались правителями России как основной материальный и человеческий ресурс для исполнения разнообразных государственных задач. Присущие русским черты национального характера: жертвенность, открытость, трудолюбие, терпимость и стойкость в борьбе с невзгодами, стали важным условием того, что русские сумели сплотить вокруг себя многие другие народы, жить с ними в дружбе и добрососедстве. Совместными усилиями народы России, объединившись вокруг русского народа, создали уникальное образование: РОССИЙСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ.

Рождение российской цивилизации проходило не без проблем, были столкновения между разными народами, были войны отдельных народов против центральных властей, иногда длительные войны. Однако постепенно русские власти выработали достаточно гибкую и эффективную политику в этой области. Российские власти стремились привлечь на свою сторону местную знать, сохраняя за ней прежние и предоставляя новые привилегии, включая ее в состав общерусского правящего сословия. К примеру, по окончании Кавказской войны, в 1866 году духовный и политический лидер сопротивления горцев имам Шамиль присягнул на верность России и принял ее подданство. Один из сыновей Шамиля, Мухаммад-Шафи, стал офицером русской армии, служил в лейб-гвардии Кавказском эскадроне, личном эскорте российского императора, и вышел в отставку в чине генерал-майора.

Некоторые народы входили в состав Российской империи, сохраняя собственную государственность: Царство Польское, Бухарский эмират и Хивинское ханство. А финны, благодаря российским императорам, вообще впервые в своей истории обрели государственность, когда русские власти создали в 1809 г. Великое княжество Финляндское. При этом центральная власть, по возможности, избегала вмешательства во внутреннюю жизнь национальных общин и национальных территорий, предоставляя им право жить на основе их традиционных культурно-бытовых и религиозных устоях. Более того, как показывают современные исследования, затраты бюджета Российской империи на поддержание окраинных территорий, населенных разными народами, заметно превышали величину налоговых и прочих поступлений с этих территорий в государственную казну.

В XX веке политика коммунистического руководства СССР была кардинально противоположной, направленной на «стирание» граней между различными народами, ведь одной из важных характеристик будущего коммунистического общества заявлялась не только ликвидация классовых различий, но и устранение национального разнообразия, о чем откровенно говорилось в Третьей программе КПСС, принятой в 1961 г. В итоге, было заявлено о том, что в Советском Союзе возникла «новая историческая общность»: «советский народ». Однако победные реляции о формировании «новой исторической общности» противоречили реальной жизни: в СССР не только продолжали сохраняться различные нации и народности, но и накапливались национальные противоречия, периодически выливавшиеся в антисоветскую деятельность националистических групп, в массовые беспорядки и даже в террористические акты. Все эти противоречия взорвались в конце XX столетия, и стали одной из причин уничтожения СССР. Думается, нам сегодня не стоит повторять ошибок советского прошлого.

Впрочем, межэтнические и межнациональные отношения во все времена и во всех цивилизациях были одними из самых сложнейших, с большим трудом поддающимися государственному регулированию. Однако, несмотря на все противоречия, как можно видеть, российская цивилизация за тысячелетие своего существования накопила уникальный опыт совместного проживания различных народов, каждый из которых имеет собственные культурно-исторические традиции, но при этом все объединены сотрудничеством в достижении единых целей исторического развития.

Итак… Российская цивилизация: это многоцветие народов, сплоченных государствообразующим русским народом в общей исторической судьбе, решающих общие исторические задачи, сохраняющих при этом свои традиционные культуры и религии. Уникальное качество российской цивилизации: плодотворное переплетение традиций различных народов, религий и культур на основе русской культуры и традиционной православной веры.

МЫ ЕДИНЫ, НО НЕСЛИЯННЫ.

Сергей Вячеславович Перевезенцев, ведущий эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного русского народного собора, сопредседатель Правления Союза писателей России, профессор факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель экспертного совета движения «Отцы России».

Добавить комментарий