Представители РОП приняли участие в мероприятиях РИО, посвященных 100-летию отечественной авиации

3 июля 2023 года на площадке Российского исторического общества состоялся комплекс мероприятий, посвященных 100-летию советской и российской гражданской авиации: круглый стол, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с историей гражданского авиастроения и перспективами развития авиационной отрасли, а также открытие выставки, в основу которой положены экспонаты из крупнейших профильных музеев.

На мероприятиях Российское общество политологов представил исполнительный директор РОП, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Игорь Иванович Кузнецов. Участие в круглом столе приняла также аспирантка кафедры истории и теории политики МГУ имени М.В.Ломоносова Юлия Петрова.

В рамках круглого стола, посвященного 100-летию отечественной гражданской авиации, стороны обсудили роль авиационной отрасли в судьбе страны, ее текущее состояние и перспективы развития.

С докладами выступили председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки Российской Федерации Сергей Евгеньевич Нарышкин, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Васильевич Нерадько, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Ильич Могилевский, а также представители других органов государственной власти, общественных и научных организаций.

В ходе своего выступления Сергей Евгеньевич Нарышкин подчеркнул, что сегодня Россия в состоянии обеспечить своим гражданам бесперебойное авиасообщение несмотря на ситуацию в мире, есть все, чтобы отечественное авиастроение сделало новый рывок.

«К 1935 году, стараниями конструкторских коллективов Андрея Николаевича Туполева, Николая Николаевича Поликарпова и многих других выдающихся авиастроителей, воздушный флот Советского союза стал одним из немногих в мире, полностью укомплектованных самолетами отечественного производства. И сегодня у России есть все возможности, чтобы при любом развитии ситуации в мире гарантировать нашим гражданам бесперебойное авиасообщение: есть интеллектуальный потенциал, технологический потенциал, есть все возможности, чтобы российское авиастроительство сделало новый рывок», — сообщил Сергей Евгеньевич в своем докладе.

Руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько отметил, что создание и активное развитие гражданской авиации в России послужило мощным стимулом для ряда направлений науки и техники, промышленного производства и системы образования.

«Каждый исторический период развития гражданской авиации страны имеет свои особенности, достижения и успехи. Невозможно представить достижения индустриализации, освоение Сибири, Дальнего Востока, Заполярья и даже Великую Победу 1945 года без вклада гражданского воздушного флота нашей страны. […] Гражданская авиация сегодняшнего дня — это отрасль, которая сохраняет свое особое стратегическое значение, способствует динамичному росту многих высокотехнологичных отраслей производства страны», — подчеркнул он.

Кроме того, в преддверии круглого стола в Доме Российского исторического общества открылась выставка, посвященная 100-летию отечественной гражданской авиации. В экспозиции хронологически представлены экспонаты, отражающие ключевые периоды развития отечественной гражданской авиации с начала XX века до сегодняшнего дня.

Экспонаты для выставки были предоставлены музеями-партнерами: Центральным домом авиации и космонавтики ДОСААФ России, Научно-мемориальным музеем профессора Н.Е. Жуковского, музеем техники Вадима Задорожного и музеем Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Открыл выставку Председатель Российского исторического общества Сергей Евгеньевич Нарышкин:

«Сегодня в Доме Российского исторического общества открывается новая выставка, посвященная 100-летию отечественной гражданской авиации. История этой отрасли — это яркая страница в истории нашей страны. Она вмещает в себя множество научных открытий, смелых инженерно-конструкторских решений, подвиги пионеров этой отрасли, и, конечно же, судьбы тысяч и тысяч людей — пилотов, бортинженеров, техников, бортпроводников. Надо сказать, что развитие самолетостроения и гражданской авиации всегда способствовало прогрессу в смежных отраслях. К примеру, в создании новых материалов, разработке систем связи и навигации, не говоря уже о литературе и кинематографии».

Среди наиболее примечательных предметов — модель одного из первых российских самолетов «Гаккель-3», изготовленная в 1910 году, удостоверение пионера отечественной авиации, пилота-самоучки Бориса Илиодоровича Россинского, модель самолета АНТ-9 («Крокодил»), использовавшегося в агитполетах в 1930-х годах. На одном из стендов представлена партитура марша Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет». Эмблему общества оформил художник-авангардист Казимир Малевич, а над обложкой партитуры работал фотограф-плакатист Александр Родченко.

Отдельная часть выставки посвящена участию гражданской авиации в Великой Отечественной войне. Уже с июня 1941 года советские гражданские самолеты участвовали в снабжении фронта — только за период блокады Ленинграда гражданские самолеты совершили более 127 тысяч полетов над осажденным городом. На стенде представлен Отчет о боевой работе частей фронтовой авиации гражданского воздушного флота в период Великой Отечественной войны, часть материалов которого впервые была рассекречена в 1964 году.

В числе более современных экспонатов — бортовой аварийный самописец, так называемый «черный ящик». Он выдерживает высокие перегрузки и способен сохранять запись в соленой морской воде. Подобный самописец устанавливался на борта самолетов Ан-12, Ан-24, Ил-18 и другие. На выставке представлены модели самолетов и вертолетов, выполняющих пассажирские, санитарные и сельскохозяйственные полеты. Экспозиция рассказывает о подвиге пилота 1-го класса С.В. Семенычеве, который в 1995 году сумел предотвратить авиакатастрофу и спас 197 пассажиров. Также посетители могут ознакомиться с Указом о награждении орденом Красного Знамени бортпроводницы самолета АН-24 Н.В. Курченко: женщина погибла, пытаясь предотвратить угон самолета.

Источник: по материалам пресс-службы Российского исторического общества
Фото: Пресс-служба Российского исторического общества

Добавить комментарий