Эксперты РОП приняли участие в мероприятиях V Всероссийского Форума «Дигория»

C 9 июля по 15 июля 2023 года в Нижнем Новгороде прошел V Всероссийский Форум «Дигория» под общей тематикой «Дигория – создавая смыслы». Российское общество политологов оказало экспертную поддержку, а также активное содействие в организации и проведении мероприятия.

Видеосюжеты об участии экспертов и представителей РОП на V Всероссийском Форуме «Дигория» доступны в разделе сайта «Видеотека»

Сопредседатель Организационного комитета Форума «Дигория» – сопредседатель Российского общества политологов, декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН, член ЦИК России, председатель Совета директоров Экспертного института социальных исследований, доктор исторических наук Андрей Юрьевич Шутов, выступая перед участниками на открытии форума, подчеркнул изменения, которые произошли с мероприятием в 2023 году: «Особенностью юбилейного форума становится новый подход. У нас расширился круг дисциплин, экспертов, кураторов. Сегодня вы здесь сможете встретить не только политологов, но и историков, системных аналитиков». Также он отметил важность системной работы институтов власти, экспертов и специалистов:

«Пять тематических направлений Форума соотносятся с приоритетными задачами государственной политики, при решении которых необходимо поддерживать слаженное взаимодействие между молодыми представителями социо-гуманитарных специальностей и экспертным сообществом опытных наставников и учителей, а также институтами власти. Только благодаря такой системной работе нам удастся преодолеть существующие перед нашим обществом вызовы. Нынешний форум станет новым этапом в укреплении сплоченности молодых специалистов, которые занимаются политологией и социально-гуманитарным знанием. Особенностью этого форума является кардинально новый подход к ожидаемым результатам работы, форум становится междисциплинарным — это очень важно, так как расширился круг экспертов, кураторов».

Также среди пожеланий А.Ю. Шутов предложил участникам форума в Нижнем Новгороде попробовать силы «в создании обучающих программ для молодежи в сферах социального проектирования, разработке средств противодействия внешнему влиянию при проведении избирательных кампаний, а также формировании инструментов для повышения качества публичных выступлений».

«Направления этого форума соотносятся с приоритетными задачами государственной политики, при решении которых нам необходимо поддерживать слаженное взаимодействие молодых и старших представителей социально-гуманитарных специальностей, только при этом нам удастся преодолеть все брошенные перед нашей страной вызовы», — заключил А.Ю. Шутов.

Молодые политологи работали по пяти профильным направлениям: «Молодежь и страна», «Социально-политическая экспертиза», «Образование и просвещение», «Медиа и коммуникации» и «Политические технологии». Руководителем профильного направления «Образование и просвещение» выступил исполнительный директор Российского общества политологов – профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук Игорь Иванович Кузнецов, а в качестве заместителя руководителя направления – эксперт РОП, доцент Саратовского государственного Национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор политических наук Казаков Александр Александрович.

Направление «Медиа и коммуникации» возглавила ведущий эксперт РОП – доцент кафедры социологии и психологии политики МГУ, доктор политических наук Селезнева Антонина Владимировна, которая также стала научным руководителем Форума «Дигория», а заместителем руководителя направления выступил представитель Молодежного отделения российского общества политологов Есиев Эльдар Таймуразович. Председатель Президиума Молодежного отделения Российского общества политологов Зинков Никита Алексеевич принял организационное участие в качестве куратора III Национальной Премии «Дигория».

11 июля на панельной дискуссии «Сбережение и развитие человеческого капитала Российской Федерации», состоявшейся в рамках Форума, эксперты РОП обсудили новые образовательные стандарты, изменение которых продиктовано временем, а также поговорили о том, что в действительности побуждает людей развивать свою малую Родину. Модератором дискуссии выступила также А.В. Селезнева.

13 июля на площадке форума состоялась панельная дискуссия «Российское общество: ценности и нравственные ориентиры». Эксперты рассказали об истоках формирования российских морально-нравственных установок и направлениях их развития, а также обсудили роль духовных ценностей в контексте современных вызовов. В условиях масштабного когнитивного противостояния нашей страны со странами коллективного Запада вопрос о сохранении и защите российских ценностей становится одним из самых значимых. Для нашего многонационального и многоконфессионального народа ценности – самая широкая объединительная база. Одни и те же идеалы разделяет абсолютное большинство россиян. И во многом поэтому, по мнению экспертов, когда Россия столкнулась с такими серьезными и опасными вызовами, общество смогло объединиться и выступить единым целом в борьбе с врагом.

Дискуссию открыл доклад министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. Также в качестве приглашенных экспертов выступили сопредседатель Российского общества политологов А.Ю. Шутов.

В рамках дискуссии эксперт РОП – профессор департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор политических наук Елена Бродовская подчеркнула необходимость создания единого учебника не только по истории, но и по обществознанию, ведь те, которые есть сейчас, дают ложные представления о российской государственности:

«Когда школьник берёт нынешние учебники по обществознанию в руки, он видит, что это совершенно не соотносится с жизнью, это не о России и не для России. Там не проглядывается образа прекрасного будущего. То, что мы сейчас работаем над новым учебником — это наш системный ответ вызовам западноцентризма. Мы обязаны ответить, если хотим сохраниться как пространство нормальности, ведь в эпицентре информационных войн — дети и молодёжь. Стране совершенно не важно, чтобы на выходе школьник знал 80 определений понятий общества. Нам нужен на выходе юный человек, устремлённый в будущее, гражданин, патриот, созидатель, тот, кто вместе с нами движется к России нашей мечты. Наша задача — не быть пигмеями, у которых забрали что-то ресурсное и дали взамен разноцветные бусы. Ценность суверенитета непреложна, и доносить её до школьника нужно так, чтобы это не было пустым звуком. У нас есть все возможности, чтобы сделать продукт стратегически важным, интересным, технологичным.

Наша работа над новым учебником обществознания – это ответ нашей национально-ориентированной системы образования вызовам западноцентризма, которые можно рассматривать как гуманитарную интеллектуальную интервенцию, обеспеченную вестернизацией школьного и вузовского образования. И если мы хотим сохраниться как страна, как цивилизация, мы обязаны ответить созданием условий для мировоззренческой безопасности наших школьников, для тех, кто оказался в эпицентре когнитивных войн».

История отечественной науки продолжается сотни лет и весь накопленный опыт и наработки должны войти в новые стандарты, заметил И.И. Кузнецов:

«Возраст нашей политической науки — несколько сотен лет. Отделение нравственных и политических наук было основано еще при Александре I. На этом факультете учился Лермонтов, закончил это отделение Грибоедов. Также и в XIX веке огромное количество обществоведов внесли свой весомый вклад в российскую науку. Мы стоим на плечах гигантов, у нас огромная школа, которая продвигает российские национальные интересы. Мы не должны отбрасывать мировой опыт, но вернуть российским социальным наукам свою поступь крайне необходимо.

Политология и социально-гуманитарные науки должны сыграть ключевую роль в нравственном образовании страны. Наша политическая наука прошла большой путь, который называется парадигмой освоения. На нас в конце 80-х, 90-х свалилось огромное количество работ: американцев, немцев, французов, англичан. Мы сами их читали и переводили. Было понятно: что-то мы можем взять, а что-то для нас не работает. Есть проблема, и эту проблему политические психологи назвали проблема сопротивления материалов. Наше общество не такое, по-другому ориентировано. Поэтому нам важно сейчас выходить из этой парадигмы освоения и развивать свою научную инфраструктуру».

 

Все эти действия, новые учебники, курс, направлены на борьбу с основной угрозой — угрозой утраты национальной идентичности, добавила А.В. Селезнёва:

«Помимо различных внешних угроз, существует одна из важнейших социокультурных угроз существования нас как нации и общности – это угроза утраты нашей государственной национальной идентичности. Это тот главный фактор, который нас скрепляет, когда мы существуем как “Мы” с большой буквы. И основу существования любого сообщества составляет система ценностей, в первую очередь, духовно-нравственных. Когда встает такая задача, очень важно выстроить полностью систему работы, которая позволяла бы, во-первых, эти ценности актуализировать, во-вторых, – поддерживать и, в-третьих, формировать их у тех, кто только родился и вступает в жизнь. Ведь мы с ценностями не рождаемся, они формируются в процессе социализации. Мы находимся на том этапе, когда выстраивается алгоритм действий по укреплению единой системы ценностей, нравственных ориентиров — фундамента, который скрепляет нашу государственность».

Добавить комментарий