Андрей Серенко. Что принесли миру два года правления «яростных мулл»

Что принесли миру два года правления «яростных мулл»

Запрещенный в РФ «Талибан» смог запугать не только население Афганистана, но и соседние государства

Источник: Газета Карт-бланш — приложение Независимой газеты

Автор: Андрей Николаевич Серенко — руководитель Аналитического центра Российского общества политологов (РОП), эксперт Волгоградского регионального отделения РОП, председатель Экспертного совета Фонда изучения электоральной политики и электоральных процессов (ФИЭП), координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья (г. Волгоград), ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Афганистан подводит неутешительные итоги двухлетнего правления «Талибана» (террористическая организация запрещена в РФ). 15 августа 2021 года вооруженные талибы с санкции США вошли в Кабул и объявили о победе своего джихада над Америкой и НАТО. Вскоре после этого руководители талибов провозгласили в стране «исламский эмират» и создали временное правительство, в которое вошли исключительно представители «Талибана».

Фактически два года почти 40-миллионный Афганистан находится в условиях диктатуры, беспощадно подавляющей малейшие проявления инакомыслия. На афганской территории обрели безопасное существование запрещенные в РФ международные террористические группировки – «Аль-Каида» и «Исламское государство» (ИГ), которые активно готовятся к реанимации своей деятельности в регионе, а также за его пределами.

Вторник 15 августа с.г. объявлен в Афганистане выходным днем. По решению «Талибана» он теперь отмечается в качестве «дня победы джихада афганского народа под руководством исламского эмирата над США и Западом». По этому случаю в Кабуле ожидаются политические торжества, военный парад и народные гулянья. Забавно, что «победить» США талибы смогли лишь потому, что Вашингтон принял в 2020 году окончательное решение вывести свои войска из Афганистана и тем самым передать власть «Талибану»: до этого на протяжении 20 лет талибский джихад был столь же безуспешным, как и западное военно-политическое присутствие в Афганистане. У Вашингтона первым лопнуло терпение, и он с легкостью предал республиканское правительство в Кабуле, которому вместе с союзниками по НАТО до этого много лет клялся в вечной дружбе.

Два года правления талибов в Афганистане стали в значительной степени возможны лишь благодаря сохраняющейся финансовой поддержке из США: по официальным данным, в 2021–2023 годах американцы в виде гуманитарной помощи через различные НКО передали талибам 2,35 млрд долл. Это не считая еженедельных 80 млн долл., которые, по словам знакомых с ситуацией афганских источников, американцы наличными передают главарям «Талибана». Соединенные Штаты остаются главными финансовыми спонсорами режима талибов, а главари «Талибана» охотно берут американские деньги, чтобы на них в том числе отпраздновать победу своего джихада над Америкой.

Возникновение нового гибридного партнерства США и «Талибана» – один из важных политических итогов двухлетнего правления. В рамках этого партнерства диктатура «яростных мулл» получает существенную внешнюю финансовую поддержку, американцы же фактически приобрели себе подконтрольные прокси-формирования из числа некоторых фракций талибов и боевиков других джихадистских групп, находящихся на афганской территории. Это позволяет Вашингтону сохранять влияние на ситуацию внутри Афганистана, а также в регионе в целом, в частности на постсоветские республики Центральной Азии, имея возможность при необходимости создавать угрозы интересам России и Китая.

Превращение эмирата талибов в пиратское королевство региона, живущее за счет криминального бизнеса, экспорта страха и сбора дани с соседних государств, – еще один итог двухлетнего правления «яростных мулл» в Афганистане. После захвата власти в августе 2021 года талибы накопили огромные запасы наркотиков, прежде всего героина, реализация которого является ключевым элементом джихадистской экономики «Талибана». Чтобы поддерживать высокие цены на героин, талибские главари объявили о сезоне борьбы с наркотиками, занявшись демонстративным уничтожением посевов опиатов в нескольких провинциях страны. Таким образом, убиваются сразу два зайца: можно сохранять высокие цены на героин, которым забиты закрома террористов, а также пускать пыль в глаза доверчивому мировому и региональному сообществу, представители которого дружно хлопали в ладоши талибам, якобы начавшим бескомпромиссную борьбу с наркотиками. На этом фоне дельцы «Талибана» продолжали наращивать производство синтетических наркотиков, которые успешно поставлялись на рынки бывших советских республик, арабских, африканских государств, в Турцию и Европу.

Понимая, что никакие настоящие, долгосрочные международные экономические проекты невозможны (из-за отсутствия политического признания, системы страхования бизнеса, разрушенной банковской системы, деградирующей экономической модели страны), талибы занялись шантажом своих соседей. Богатый Китай талибские главари начали пугать уйгурскими джихадистами, которых периодически обещали Пекину отогнать в глубь Афганистана, подальше от пограничных рубежей Поднебесной, взамен на китайскую спонсорскую помощь. Не слишком богатые республики Центральной Азии талибы начали запугивать агрессивными гидротехническими проектами на Амударье (строительство канала Куш-Тепа), которые способны осложнить ситуацию с водой для Туркмении и Узбекистана, а также разрушением этнического баланса в населенных узбеками и таджиками северных афганских провинциях (за счет переселения туда потенциально проблемных выходцев из Пакистана). Афганские источники сообщают о намерениях талибов в итоге переселить в приграничные районы с Таджикистаном и Узбекистаном до 3 млн нищих, вооруженных радикальных исламистов из пакистанского Вазиристана и южных афганских провинций.

В связи с такими планами «яростных мулл» Ташкент, Ашхабад, а также Бишкек и Астана начали лихорадочно искать дружбу с Кабулом – естественно, обещая гуманитарную помощь и инвестиционные проекты. «На самом деле это форма выплаты дани джихадистам в Кабуле и Кандагаре в надежде, что те не зайдут слишком далеко в своих экспансионистских планах в регионе», – заметил один из бывших офицеров госбезопасности Таджикистана, выразив уверенность, что «все равно талибов и связанный ними проект ИГ таким способом не остановить».

Очевидно, чтобы у соседей не было сомнений в возможностях и серьезности намерений талибского эмирата, уже два года почти половина госбюджета Афганистана расходуется на силовой блок. Это позволяет «Талибану» содержать более чем 200-тысячную армию боевиков, вооруженную техникой и оружием, оставленными в стране США и НАТО в августе 2021 года. Такая армия джихадистов – серьезный аргумент талибов в разговоре со странами региона на тему необходимости расширения объемов гуманитарной и спонсорской помощи.

Разумеется, простым афганцам от этой помощи достанутся разве что крохи. По официальным данным, сегодня 25 млн жителей Афганистана недоедают, еще 6 млн находятся на грани голодной смерти или умирают от голода, 97% афганцев живут за чертой бедности. И это тоже важный итог двухлетнего правления талибской хунты в Афганистане.

Добавить комментарий