Статьи О.Г. Карповича о перехвате Россией контроля над мировой повесткой у Запада

Об авторе: Карпович Олег Геннадьевич — эксперт Российского общества политологов, доктор политических наук, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

Похороны неоколониализма

О значимости проведения саммита Россия — Африка в Санкт-Петербурге

Оригинал статьиИзвестия

Важнейший итог саммита и форума Россия — Африка заключается не в сухих цифрах подписанных соглашений или текстах официальных заявлений, а в самом факте проведения такого масштабного мероприятия на фоне наблюдаемых глобальных перемен.

Вспомним ситуацию, сложившуюся в международных отношениях без малого полтора года назад, вскоре после начала специальной военной операции. В своем стремлении беззастенчиво воспользоваться некоторым смятением стран «глобального Юга», долгое время не вникавших в комплексные причины обострения украинской ситуации, Запад в открытую заявлял о надеждах изолировать Россию, оторвать ее от традиционных союзников.

Немало сил было брошено нашими оппонентами и на работу с африканскими лидерами, которых всеми правдами и неправдами убеждали встать «на правильную сторону истории». Однако, как показали уже первые голосования в Генеральной Ассамблее ООН, в Вашингтоне и европейских столицах сильно переоценили свое влияние на Африку, проистекавшее из былой зависимости времен холодной войны и колониальных империй.

Наши африканские друзья довольно быстро распознали лукавость западных подходов, сумели провести параллели между собственной судьбой и украинской трагедией, в конечном счете продемонстрировали, что не собираются превращаться в послушных марионеток и бездумно выполнять инструкции от бывших сюзеренов.

В Африке — и саммит это наглядно продемонстрировал — все больше растет осознание того факта, что именно Россия наряду с другими лидерами «не-Запада» может помочь многострадальному континенту оставить в прошлом проблемы в гуманитарной, экономической, продовольственной и иных сферах.

Показателен промежуточный итог драмы с зерновой сделкой, которая, по сути, была задумана как комбинация для дискредитации Москвы в глазах беднейших стран мира. В итоге же Запад, организовав подобную многоходовую провокацию, как говорится, выстрелил себе в ногу, мотивировав нашу страну увеличить масштабы безвозмездных поставок продовольствия Африке в обход громоздких бюрократических решений вроде пресловутой «черноморской инициативы».

Схожие процессы произошли и в области безопасности. Пока, скажем, Франция, плела многоуровневые интриги во вчерашних колониях, пытаясь в режиме «управляемого хаоса» разделять и властвовать над местными политическими силами, Россия проявила готовность быстро и эффективно предотвращать разрастание гражданских конфликтов.

Отмечу, что блестящий результат наших действий в Мали и ЦАР, который вполне может быть экстраполирован, например, в Нигер и Буркина-Фасо, обусловлен не действиями отдельной «частной военной компании», а комплексными и планомерными шагами, координируемыми на самом высоком уровне. Собственно, потому эти локальные истории успеха и вызвали паническую реакцию у американо-европейских элит, четко видящих очерченную тенденцию по возвращению России в Африку.

Саммит в Санкт-Петербурге стал демонстрацией нашей совместной с давними соратниками и партнерами готовности трансформировать отдельные достижения в системную многоплановую работу, направленную на освобождение африканского континента от наследия колониализма.

Ключевой фактор заключается в том, что эта стратегия будет осуществляться в условиях не конкуренции, а сотрудничества с другими центрами силы начавшейся эпохи многополярности, такими как Китай, Индия и Саудовская Аравия. У глобального большинства есть логичное и оформленное понимание необходимости форсирования исторического перелома, который в том числе вернет странам и народам Африки контроль над их жизнями и судьбами.

И первые, но самые значимые шаги в этом направлении сегодня делаются на Украине, где впервые столь решительно брошен вызов продвигаемой «золотым миллиардом» неоколониальной модели отношений с окружающим миром. В завершение вспомним пророческие слова Нельсона Манделы, который сказал следующее: «Наш путь к свободе необратим. Мы не должны позволять страху стоять на нашем пути».

Как Вашингтон манипулирует Европой: «Любимая жена» помогает США обеспечивать оружием режим Зеленского

Разбираем анатомию евроатлантизма

Оригинал статьиКомсомольская правда

Многолетней ключевой особенностью американской идеологии является исключительность, переходящая в мессианство, а по сути, безграничная вера в то, что все американское (государственность, общественно-политическое устройство, внешняя политика и др.) имеет изначальное неоспоримое превосходство. США, по мнению носителей данной идеологии, выполняют уникальную историческую миссию по переустройству мира, которая якобы еще ранее была предопределена свыше. Американская политика всегда была наполнена огромным количеством мессианских концепций, которые были свойственны как либералам, так и консерваторам.

Нынешняя администрация Джо Байдена исповедует либеральный глобализм в целях формирования блока государств для сохранения и укрепления своего глобального доминирования в условиях все более явного заката однополярного мира. Активно эксплуатируется модель описания США как страны, находящейся в центре глобальной битвы между «демократиями» и «автократиями». Такой подход характерен для концепции американской избранности, что позволяет ему быть вполне востребованным среди западных элит.

В последние годы все более четко проявляются акценты в отношениях Вашингтона со своими европейскими сюзеренами. Триггером данного процесса, безусловно, послужило начало специальной военной операции России на Украине. Война до последнего украинца была ловко переименована Западом в «битву за свободу и демократию в Европе».

Длительный период времени основным партнером в Европе выступала Великобритания, которая обладала особыми отношениями с Вашингтоном. По сути, она выполняла функции гаранта «правильного» развития всех процессов в рамках Европейского союза. Однако после Брекзита Лондон лишился данного статуса, что привело США к необходимости поиска нового представителя, способного блюсти их интересы в Европе.

Все более важное место в реализации внешнеполитической стратегии США сейчас занимает Польша. Данная страна не претендует на экономическую значимость Великобритании, но ее роль в разы повышается в рамках борьбы с влиянием России и сохранением американского контроля над военно-политической ситуацией на европейском континенте.

Польша же не скрывает своего желания быть «любимой женой в европейском гареме Вашингтона» и на это четко указывают ее стабильно возрастающие военные расходы. Если в целом ряде европейских стран они не достигают 2% ВВП, то в 2023 году Польша уже поспешила заявить о готовности довести их до 4%.

Для экспертов давно стало очевидным, что США активно используют Польшу для мобилизации ресурсов других европейских государств и вполне ясно, что значимость существенно возросла в условиях развернувшегося украинского конфликта. В период смены электоральных циклов, полагаем, что в Вашингтоне вырастет желание переложить всю полноту бремени военных расходов по поддержанию киевского режима на своих европейских вассалов.

США никак не могут осознать, что мир стал совершенно другим и прежним он никогда не будет. Вашингтон не в состоянии обеспечить свое глобальное лидерство без ведения борьбы с Россией, Китаем и рядом других государств в рамках стратегической концепции комплексного сдерживания, которая легла в основу новой Стратегии национальной обороны. Деление государств на «свой-чужой», масштабирование военных альянсов и ведение гибридных войн лишь только толкает наш мир к пропасти ядерной катастрофы. К сожалению, еще пока в вашингтонско-брюссельских кабинетах не пришло осознание всей серьезности и значимости данной проблемы для всего человечества.

В новой Концепции внешней политики 2023 года четко определено, что «Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом».

Формула отчаяния

Оригинал статьиНаучный журнал «Международная жизнь»

Метания западных политиков и дипломатов по вопросу об урегулировании украинского кризиса начинают принимать всё более курьезный и комический характер. С одной стороны, мы продолжаем слышать заявления спикеров разной степени значимости – от придворных политологов до видных персонажей типа Жозепа Борреля – о том, что Запад, мол, ни при каких условиях не прекратит поддерживать Киев, ибо поддержка эта носит, ни много ни мало, экзистенциальный характер. Получение нацистскими формированиями «Абрамсов» и F-16, по данной версии, приравнивается к вопросу жизни и смерти для всех озабоченных судьбами европейской демократии неравнодушных лиц. С другой, уже очевидно, что затянувшаяся авантюра с украинским контрнаступлением за счет налогоплательщиков Старого и Нового Света, начинает всё сильнее беспокоить тех западных руководителей, кто ещё способен просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. И вот уже ведущие американские СМИ публикуют статьи с утечками, в которых высокопоставленные анонимы делятся своей озабоченностью безрассудством и низкой эффективностью ВСУ, а в администрации Байдена начинают откровенно рассуждать о том, что неплохо было бы направить выделенные на вооружение режима Зеленского средства более эффективным и благодарным тайванцам. При этом, на словах США и их союзники верны прежнему лозунгу «никаких переговоров по Украине без Украины», при том, что Киев сам себе законодательно запретил в любые переговоры вступать, тем самым загнав ситуацию в тупик по логике столь любимой американцами «уловки-22».

Выход западные покровители Незалежной начинают искать в странных и суетливых маневрах, вроде организованных на этой неделе консультаций об урегулировании конфликта. Формально, доверить проведение мероприятия решили нейтральной Саудовской Аравии, но его концепция явно разрабатывалась вовсе не саудитами, и заключается в очередной попытке примирить «глобальный Юг» с так называемой «формулой Зеленского». Суть последней, как известно, заключается в выдвижении заведомо неприемлемых для Москвы и абсурдных условий, включая создание некоего трибунала, выплату Киеву репараций и отказ России от своих конституционно закрепленных территорий. Любой здравомыслящий человек прекрасно понимает, что само выдвижение такого рода тезисов было издевательским и любое их обсуждение превращается в пустую потерю времени. Тем не менее, Запад не в силах поговорить с собственными же подопечными откровенно и призвать к благоразумному поведению, так как, накрутив электорат до стадии антироссийской истерии, американо-европейский истеблишмент не может сдать назад и зависит от генерируемой Киевом пиар-повестки. Результатом становится очередное бессмысленное заседание (разумеется, без приглашения российских представителей), итоги которого по факту заведомо предрешены.

России на подобные шизофренические проявления следует реагировать со спокойствием опытного психиатра. Рано или поздно одна из личин коллективного Запада затмит другую и перехватит контроль над повесткой – и для каждого из сценариев у нас есть домашние заготовки. Бескомпромиссных рыцарей новой холодной войны ждут очередные встречи с мощнейшими системами российских вооружений и всем арсеналом методов гибридной войны, который мы способны применить, не доводя дело то ядерного столкновения. А для одумавшихся сторонников прекращения огня и поиска формулы мира припасены конкретные и жесткие условия, учитывающие реалии на земле и неутешительный опыт предыдущих переговоров, от минских до стамбульских.

В случае же, если на борьбу с раздвоением сознания Западу понадобится больше времени, мы спокойно сосредоточимся на диалоге со странами Востока и Юга, ведя его параллельно с решением изначально поставленных Президентом задач на поле боя.

Сегодня мы находимся лишь в самом начале продолжительного и интересного пути, вступая на который можем позволить себе не торопиться и спокойно стремиться к достижению целей специальной военной операции. Впрочем, ничто не мешает нам искренне надеяться, что друзья России из числа приглашенных на обсуждение в Саудовской Аравии дипломатов, объяснят позицию Москвы западным коллегам и намекнут на необходимость скорейшего перехода от выстраивания «воздушных замков» к реальным шагам по обузданию неугомонного киевского режима.

В новой Концепции внешней политики 2023 года четко закреплено, что «Россия намерена уделять приоритетное внимание использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов».

Добавить комментарий